о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения



Судья Герасимова И.А.                         Дело № 33-634/27

Докладчик Володина Г.Ф.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего      Александрова С.В.

судей     Володиной Г.Ф.

Адушкиной И.В.

при секретаре судебного заседания Хальмеевой И.Р.

                                    

рассмотрела в открытом судебном заседании от 17 апреля 2012 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия Видениной Н.В. на решение Темниковского районного суда Республики Мордовия от 14 февраля 2012 года

Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

у с т а н о в и л а:

Точилкина Л.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия (далее по тексту – ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия) о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что 01 декабря 2011 г. она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Решением Пенсионного фонда № 89 от 09 декабря 2011 г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого стажа. В специальный стаж не были включены в льготном исчислении из расчета один год работы за один год и 6 месяцев период нахождения в отпуске по беременности и родам с 15.03.1986 по 29.06.1986 и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 29.07.1986 по 14.10.1987 со ссылкой на то, что указанные периоды могут быть включены в специальный стаж только в календарном порядке.

Считала отказ Пенсионного фонда в назначении указанной пенсии незаконным.

Просила суд признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия № 89 от 09 декабря 2011 г. в части не включения в специальный стаж периодов ее работы в должности акушерки родильного отделения Темниковской центральной районной больницы с 15.03.1986 по 29.06.1986 и с 29.07.1986 по 14.10.1987 в льготном исчислении из расчета один год работы за один год и 6 месяцев; обязать Пенсионный фонд включить указанные периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в льготном исчислении в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и назначить ей данную пенсию с 01 декабря 2011 года.

С учетом дополненных исковых требований в заявлении от 13 февраля 2012г. и уточненных исковых требований в заявлении от 14 февраля 2012 г. Точилкина Л.Н. просила суд решение ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия № 89 от 09 декабря 2011 г. признать незаконным и отменить; обязать Пенсионный фонд включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, в льготном исчислении из расчета один год работы за один год и 6 месяцев период нахождения в отпуске по беременности и родам с 15.03.1986 по 29.06.1985, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 29.07.1986 по 14.10.1987 и назначить ей данную пенсию с 01 декабря 2011 г., а также взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате услуг представителя в размере 5500 рублей и по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решением Темниковского районного суда Республики Мордовия от 14 февраля 2012 г. постановлено: «Иск Точилкиной Л.Н. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение № 89 Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия от 09 декабря 2011 года об отказе в назначении Точилкиной Л.Н. досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период отпуска по беременности и родам с 15 марта 1986 года по 29 июня 1986 года и отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 29 июля 1986 года по 14 октября 1987 года в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 6 месяцев и назначить ей с 01 декабря 2011 года пенсию на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Взыскать с Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Точилкиной Л.Н. судебные расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей, по оплате услуг представителя <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей».

В апелляционной жалобе начальник ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия Виденина Н.В. считает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, вынести по делу новое решение об отказе Точилкиной Л.Н. в иске, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Указала, что периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитываются в стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в календарном порядке.

В возражениях на апелляционную жалобу Точилкина Л.Н. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание истица Точилкина Л.Н. и ее представитель адвокат Царамова Е.Ю. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении, о причинах неявки указанные лица суд не известили, и отложить разбирательство дела суд не просили.

При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия Очкин С.И. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела следует, что решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия № 89 от 09 декабря 2011 г. Точилкиной Л.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, поскольку согласно представленным документам специальный стаж Точилкиной Л.Н. составил 29 лет 3 месяца 3 дня. Не засчитаны в специальный стаж в льготном исчислении из расчета один год работы за один год и 6 месяцев периоды нахождения ее в отпуске по беременности и родам с 15.03.1986 по 29.06.1986 и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 29.07.1986 по 14.10.1987 со ссылкой на то, что данные отпуска включаются в стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в календарном порядке.

Суд первой инстанции обоснованно признал данное решение Пенсионного фонда в оспариваемой части незаконным. При этом суд правильно применил нормы права, регулирующие спорные правоотношения, и обоснованно удовлетворил иск.

Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» № 340-1 от 20 ноября 1990 года (утратил силу с 01 января 2002 года) было предусмотрено, что пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Из трудовой книжки на имя Точилкиной Л.Н. следует, что она 20.03.1984 после окончания Темниковского медицинского училища назначена на должность акушерки родильного отделения Темниковской ЦРБ, 22.11.1988 переведена акушеркой женской консультации.Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации № 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 г., утвержден Список должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначении пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 3 данного Постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в стаже в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464.

Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991, врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности при наличии специального стажа имели право на пенсию по выслуге лет.

Этим же постановлением (пункт 2) установлены правила исчисления сроков выслуги, согласно которым работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, один год работы в сельской местности и поселке городского типа (рабочем поселке) должен быть учтен как один год и 3 месяца, а.. .. среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, кроме того, один год работы в этих должностях и подразделениях должен быть засчитан как один год и 6 месяцев.

Указанный порядок исчисления сроков выслуги был изменен постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», вступившим в силу с 01.11.1999.

Постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29.10.2002 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;

б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

Согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, правом на льготное исчисление стажа обладают акушерки, включая старших, осуществляющие свою деятельность в родовом (родильном) отделении хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1-6, 8, 12, 15, 20, 21, 27-30 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.

Удовлетворяя исковые требования о включении Точилкиной Л.Н. в специальный стаж периодов нахождения ее в отпуске по беременности и родам с 15.03.1986 по 29.06.1986 и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 29.07.1986 по 14.10.1987 в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев стажа, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что этим периодам предшествовала ее работа в хирургическом отделении стационара – в качестве акушерки родильного отделения в Темниковской центральной районной больнице.

Работа в указанной должности до и после предоставления отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет зачтена ответчиком в медицинский стаж истицы в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев, льготное исчисление периодов работы в указанной должности ответчиком не оспаривается.

Периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до исполнения ему полутора лет зачтены ответчиком в календарном исчислении. Стаж, зачтенный ответчиком в оспариваемом решении, составил на момент обращения 01 декабря 2011 года - 29 лет 3 месяца 3 дня.

Согласно материалам дела, Точилкина Л.Н. находилась в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Поскольку ранее действовавшее законодательство предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа, то таким образом, периоды нахождения Точилкиной Л.Н. в отпуске по беременности и родам в отпуске по беременности и родам с 15.03.1986 по 29.06.1986 и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 29.07.1986 по 14.10.1987, предоставленные ей до 06 октября 1992 г., должны исчисляться в том же порядке, что и время работы, и засчитываться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном исчислении.

При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил иск.

Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку, основаны на неправильном применении норм

материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, оснований для отмены решения суда как о том ставиться вопрос в апелляционной жалобе не имеется.

Судебные расходы с ответчика взысканы судом в соответствии со статьями 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Положения статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации применены судом правильно, сумма подлежащих возмещению истцу расходов на оплату услуг представителя определена судом в разумных пределах.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

о п р е д е л и л а:

Решение Темниковского районного суда Республики Мордовия от 14 февраля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия Видениной Н.В. – без удовлетворения.

Судья-председательствующий Александров С.В.

    

Судьи Володина Г.Ф.

Адушкина И.В.