о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения



Судья Солдатов М.О.                     Дело № 33-600/27

Докладчик Володина Г.Ф.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего      Адушкиной И.В.

судей     Володиной Г.Ф.

Середы Л.И.

при секретаре судебного заседания Хальмеевой И.Р.

                                    

рассмотрела в открытом судебном заседании от 19 апреля 2012 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Сатучиной Л.И. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 07 февраля 2012 года

Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

у с т а н о в и л а:

Ямбаев М.Ш. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (далее по тексту – ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия) о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 23 декабря 2011 г. ему было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. Не зачтены в специальный стаж следующие периоды работы:

- с 01.09.1989 по 30.11.1989, с 01.01.1990 по 31.01.1990, с 04.06.1990 по 30.06.1990 в должности заведующего Т.Тавлинским фельдшерско-акушерским пунктом Лямбирской центральной районной больницы (далее по тексту – Лямбирская ЦРБ);

- 17.11.1990 по 02.09.1991, с 17.09.1991 по 23.03.1992 в должности фельдшера наркологической службы Лямбирской ЦРБ.

Считал действия ответчика неправомерными, поскольку в настоящее время он имеет трудовой стаж 24 года и специальный стаж (осуществление лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения в сельской местности) превышающий 25 лет.

Просил суд признать незаконным и отменить решение ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия № 149399/2 от 23 декабря 2011 г. в части отказа включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости спорных периодов его работы; обязать Пенсионный фонд зачесть в специальный стаж в льготном исчислении из расчета один год работы за один год и три месяца периоды его работы: с 01.09.1989 по 30.11.1989, с 01.01.1990 по 31.01.1990, с 04.06.1990 по 30.06.1990 в должности заведующего Т.Тавлинским фельдшерско-акушерским пунктом Лямбирской ЦРБ, с 17.11.1990 по 02.09.1991, с 17.09.1991 по 23.03.1992 в должности фельдшера наркологической службы Лямбирской ЦРБ и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 15 декабря 2011 года.

Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 07 февраля 2012 г. постановлено: «Исковые требования Ямбаева М.Ш. удовлетворить.

Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия №149399/2 от 23 декабря 2011 г. об отказе Ямбаеву М.Ш. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения признать незаконным и отменить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия включить в специальный стаж Ямбаева М.Ш. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. 137-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды его работы в должности заведующего Т.Тавлинским ФАП с 01 сентября 1989 года по 30 ноября 1989 года, с 01 января 1990 года по 31 января 1990 года, с 04 июня 1990 года по 30 июня 1990 года и в должности фельдшера наркологической службы Лямбирской ЦРБ с 17 ноября 1990 года по 02 сентября 1991 года, с 17 сентября 1991 года по 23 марта 1992 года из расчета 1 год работы как 1 год 3 месяца стажа.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Ямбаеву М.Ш. досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. 137-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 15 декабря 2011 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Ямбаева М.Ш. в возврат государственной пошлины 200 (двести) рублей».

В апелляционной жалобе начальник ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Сатучина Л.И. с решением суда не согласна, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске Ямбаеву М.Ш., ссылаясь на те же доводы и обстоятельства, на которые имеются ссылки в решении Пенсионного фонда № 149399/2 от 23 декабря 2011 г. об отказе Ямбаеву М.Ш. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Тарасова О.М. доводы апелляционной жалобы поддержала.

В судебном заседании истец Ямбаев М.Ш. относительно апелляционной жалобы возразил.

Заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела следует, что 15 декабря 2011 г. Ямбаев М.Ш. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия № 149399/2 от 23 декабря 2011 г. Ямбаеву М.Ш. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, поскольку, согласно представленным документам, специальный стаж Ямбаева М.Ш. составил 22 года 10 месяцев 08 дней. Не засчитаны в специальный стаж следующие периоды работы:

- с 01.09.1989 по 30.11.1989, с 01.01.1990 по 31.01.1990, с 04.06.1990 по 30.06.1990 в должности заведующего Т.Тавлинским ФАП со ссылкой на то, что занимаемая должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений работников здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781. Указано, «что касается Списков, утвержденных Постановлениями Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 и Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066, и Номенклатуры, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999 № 377, должность «заведующий» структурным подразделением не дополнена наименованием специальности, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей, с вытекающими отсюда правовыми последствиями в части включения периода работы в указанной должности за период до 01.11.1999. Правильное наименование должности по Списку – заведующий ФАП-акушерка»;

- с 17.11.1990 по 02.09.1991, с 17.09.1991 по 23.03.1992 в должности фельдшера наркологической службы Лямбирской ЦРБ, поскольку наименование структурного подразделения не соответствует Спискам должностей и учреждений работников здравоохранения, утвержденных Постановлениями Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2001 № 781. Из штатных расписаний Лямбирской ЦРБ за 1990-1992 годы наименование структурного подразделения «наркологическая служба» не усматривается.

Суд правомерно признал данное решение Пенсионного фонда в оспариваемой части незаконным.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрены должности: заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшер в больницах всех наименований.

Из трудовой книжки на имя Ямбаева М.Ш. следует, что он 22.03.1989 принят на должность исполняющего обязанности заведующего Т.Тавлинским ФАП Лямбирской ЦРБ, 17.11.1990 переведен на должность фельдшера наркологической службы Лямбирской ЦРБ, 24.03.1992 переведен на должность фельдшера отделения скорой медицинской помощи Лямбирской ЦРБ.

Согласно архивной справке №894 от 02 ноября 2010 г., выданной Муниципальным учреждением Лямбирского района «Объединенный межведомственный архив документов по личному составу» на основании приказа №60 от 20.03.1989 истец принят на должность и.о. заведующего Тат. Тавлинским ФАП с 22.03.1989, назначен на должность заведующего аптечным пунктом Т.Тавлинского ФАП с 22.03.1989, ему разрешено совместительство 0,5 ставки акушерки на время отсутствия акушерки Азисовой А.; на основании приказа №169 от 18.07.1989 фельдшеру Тат. Тавлинского ФАП Ямбаеву М.Ш. предоставлен отпуск без сохранения з/п с 20 по 22.07.1989; на основании приказа №206 от 01.12.1989 фельдшеру Т.Тавлинской ФАП Ямбаеву М.Ш. предоставлено совместительство 0,5 ставки акушерки с 01.12.1989; на основании приказа №19 «а» от 07.03.1990 на время специализации за зав. Т.Тавлинским ФАП Ямбаевым М.Ш. сохранено совместительство с 12.03.1990 по 08.05.1990; на основании приказа №46 от 15.05.1990 зав. Тат.Тавлинским ФАП Ямбаеву М.Ш. предоставлен отпуск за 1990 год с 04.06. по 30.06.1990 на 24 дня; на основании приказа №116 от 17.11.1990 фельдшер Т.Тавлинского ФАП Ямбаев М.Ш. переведен на должность фельдшера наркологической службы Лямбирского ГАИ; на основании приказа №19 от 24.03.1992 фельдшер выездной наркологической лаборатории при Лямбирской ГАИ Ямбаев М.Ш. переведен на должность фельдшера отделения скорой медицинской помощи с 24.03.1992.

Удовлетворяя исковые требования Ямбаева М.Ш. о включении в специальный стаж периодов работы с 01.09.1989 по 30.11.1989, с 01.01.1990 по 31.01.1990, с 04.06.1990 по 30.06.1990 в должности заведующего Т.Тавлинским ФАП Лямбирской ЦРБ, а также периодов работы с 17.11.1990 по 02.09.1991, с 17.09.1991 по 23.03.1992 в должности фельдшера наркологической службы Лямбирской ЦРБ, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в данные периоды трудовой деятельности истец выполнял должностные обязанности фельдшера фельдшерско-акушерского пункта и Лямбирской центральной районной больницы, что дает ему право на включение этих периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Выводы суда подтверждаются материалами дела, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку.

Факт выполнения истцом должностных обязанностей фельдшера в периоды работы с 01.09.1989 по 30.11.1989, с 01.01.1990 по 31.01.1990, с 04.06.1990 по 30.06.1990 подтверждается записями в трудовой книжке, выпиской из приказа №169 от 18 июля 1989 г., согласно которой фельдшеру Тат. Тавлинского ФАП Ямбаеву М.Ш. предоставлен отпуск без сохранения з/п с 20 по 22 июля 1989 г., выпиской из приказа № 206 от 01 декабря 1989 г., из которой следует, что фельдшеру Т.Тавлинской ФАП Ямбаеву М.Ш. предоставлено совместительство 0,5 ставки акушерки с 01 декабря 1989 г. в связи с производственной необходимостью, другими материалами дела.

Отсутствие в Списке должностей наименования должности «фельдшер наркологической службы», и отсутствие в штате Лямбирской ЦРБ наименования структурного подразделения «наркологическая служба» не является основанием для не включения периодов работы Ямбаева М.Ш. с 17.11.1990 по 02.09.1991, с 17.09.1991 по 23.03.1992 в стаж работы, дающей право на пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, поскольку, занимая должность «фельдшер наркологической службы», он осуществлял лечебную деятельность в должности фельдшера в лечебном учреждении – Лямбирской ЦРБ, что подтверждается материалами дела.

Так, из архивной справки МУ Лямбирского района «Объединенный межведомственный архив документов по личному составу» № 71 от 25.01.2012 следует, что Ямбаев М.Ш. в периоды с 17.11.1990 по 02.09.1991, с 17.09.1991 по 23.03.1992 состоял в трудовых отношениях с Лямбирской ЦРБ и получал в указанном учреждении с ноября 1990 года по март 1992 года заработную плату.

Данная должность – фельдшер наркологической службы, была введена во исполнение приказа Минздрава СССР от 8 сентября 1988 г. № 694 «О мерах по дальнейшему совершенствованию медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения», где была предусмотрена организация проведения в лечебно-профилактических учреждениях лабораторных исследований, необходимых для установления факта употребления алкоголя.

Согласно пункту 1.7 вышеуказанного Приказа Минздрава СССР медицинское освидетельствование и вынесение заключения по установлению факта употребления алкоголя и состояния опьянения осуществляются врачом, прошедшим специальную подготовку.

В сельской местности при значительном удалении населенных пунктов от ближайших учреждений здравоохранения, где имеется врач, разрешается проведение медицинского освидетельствования и вынесение заключения фельдшером.

Согласно пункту 4 Положения «О лицензировании медицинской деятельности», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. № 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению. Приложением к названному положению работы по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию отнесены к медицинской деятельности.

Проанализировав установленные обстоятельства и оценив представленные доказательства по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости включения в специальный стаж периодов работы Ямбаева М.Ш. в должности заведующего Т.Тавлинским ФАП с 01.09.1989 по 30.11.1989, с 01.01.1990 по 31.01.1990, с 04.06.1990 по 30.06.1990 и в должности фельдшера наркологической службы Лямбирской ЦРБ с 17.11.1990 по 02.09.1991, с 17.09.1991 по 23.03.1992.

Подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 установлено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Таким образом, при разрешении спора суд пришел к правильному выводу о том, что спорные периоды работы истца подлежат зачету в медицинский стаж в льготном исчислении как осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения в сельской местности из расчета один год работы как один год и 3 месяца.

Судебная коллегия находит, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов, содержащихся в решении, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные суждения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

о п р е д е л и л а:

Решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 07 февраля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Сатучиной Л.И. – без удовлетворения.

Судья-председательствующий Адушкина И.В.

    

Судьи Володина Г.Ф.

Середа Л.И.