Судья Горячева О.С. Дело № 33-663/27
Докладчик Володина Г.Ф.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Скипальской Л.И.
судей Володиной Г.Ф.
Адушкиной И.В.
при секретаре судебного заседания Козеевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 24 апреля 2012 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия Кидяева В.Б. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 13 февраля 2012 года
Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
у с т а н о в и л а:
Лошкарева Л.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия (далее по тексту – ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что 15 апреля 2011 г. она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Решением Пенсионного фонда № 46 от 22 апреля 2011 г. в назначении данной пенсии ей было отказано из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. По мнению ответчика, ее стаж на дату обращения составил 11 лет 8 месяцев 19 дней. Не засчитаны в специальный стаж следующие периоды ее работы:
- с 01.04.1986 по 30.06.1986 в должности медицинского статиста;
- с 01.07.1986 по 04.10.1986 в должности процедурной медицинской сестры в структурном подразделении медчасть с больницей ЛТП-<данные изъяты> с условным наименованием Учреждение ЖХ-385/<данные изъяты>
- с 05.10.1986 по 19.04.1987 в должности медицинской сестры структурного подразделения медчасть с больницей ЛТП-<данные изъяты> с условным наименованием Учреждение ЖХ-385/<данные изъяты>
- периоды работы в приемно-сортировочном медицинском отделении транзитно-пересыльного пункта ФБУ ИК-<данные изъяты>: 11.03.1997, с 05.06.1997 по 31.03.1998 в должности рентген-лаборанта, с 01.04.1998 по 27.01.2008, с 09.02.2008 по 15.05.2008 в должности фельдшера - лаборанта лаборатории ВИЧ, с 16.05.2008 по 25.03.2009, с 09.05.2009 по 15.04.2011 в должности фельдшера - лаборанта клинической лабораторной диагностики клинико-диагностической лаборатории ВИЧ.
Также в специальный стаж не засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 03.10.1994 по 28.10.1994, с 12.03.1997 по 04.06.1997, с 28.01.2008 по 08.02.2008, с 26.03.2009 по 08.05.2009.
Считала действия ответчика неправомерными, просила суд возложить обязанность на ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия включить в льготном исчислении 13 лет 1 месяц 11 дней спорные периоды ее работы.
В судебном заседании Лошкарева Л.П. уточнила заявленные исковые требования, просила суд признать решение ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия № 46 от 22 апреля 2011 г. незаконным и отменить, обязать Пенсионный фонд зачесть в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в льготном исчислении из расчета один год работы за один год и 3 месяца следующие периоды ее работы:
- с 01.07.1986 по 04.10.1986 в должности процедурной медицинской сестры в структурном подразделении медчасть с больницей ЛТП-<данные изъяты> с условным наименованием Учреждение ЖХ-385/<данные изъяты>;
- с 05.10.1986 по 19.04.1987 в должности медицинской сестры структурного подразделения медчасть с больницей ЛТП-<данные изъяты> с условным наименованием Учреждение ЖХ-385/<данные изъяты>;
- периоды работы в приемно-сортировочном медицинском отделении транзитно-пересыльного пункта ФБУ ИК-<данные изъяты>: 11.03.1997, с 05.06.1997 по 31.03.1998 в должности рентген-лаборанта; с 01.04.1998 по 27.01.2008, с 09.02.2008 по 15.05.2008 в должности фельдшера - лаборанта лаборатории ВИЧ, с 16.05.2008 по 25.03.2009, с 09.05.2009 по 15.04.2011 в должности фельдшера - лаборанта клинической лабораторной диагностики клинико-диагностической лаборатории ВИЧ;
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 03.10.1994 по 28.10.1994, с 12.03.1997 по 04.06.1997, с 28.01.2008 по 08.02.2008, с 26.03.2009 по 08.05.2009 - в календарном исчислении и назначить ей данную трудовую пенсию с 15 апреля 2011 года.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 13 февраля 2012 г. постановлено: «иск Лошкаревой Л.П. удовлетворить.
признать незаконным решение Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово - Полянском муниципальном районе Республики Мордовия № 46 от 22 апреля 2011 года в части не включения в специальный стаж Лошкаревой Л.П., связанного с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, периодов ее работы с 1 июля 1986 года по 4 октября 1986 года в должности процедурной медицинской сестры в структурном подразделении медчасть с больницей ЛТП-<данные изъяты> с условным наименованием Учреждении ЖХ-385/<данные изъяты>; с 5 октября 1986 года по 19 апреля 1987 года в должности медицинской сестры структурного подразделения медчасть с больницей ЛТП-<данные изъяты> с условным наименованием Учреждении ЖХ-385/<данные изъяты>; в приемно-сортировочном медицинском отделении транзитно-пересыльного пункта ФБУ ИК-<данные изъяты>: 11 марта 1997 года, с 5 июня 1997 года по 31 марта 1998 года в должности рентген-лаборанта; с 1 апреля 1998 года по 27 января 2008 года и с 9 февраля 2008 года по 15 мая 2008 года в должности фельдшера -лаборанта лаборатории ВИЧ, с 16 мая 2008 года по 25 марта 2009 года и с 9 мая 2009 года по 15 апреля 2011 года в должности фельдшера - лаборанта клинической лабораторной диагностики клинико-диагностической лаборатории ВИЧ; периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с 3 октября 1994 года по 28 октября 1994 года, с 12 марта 1997 года по 4 июня 1997 года, с 28 января 2008 года по 8 февраля 2008 года, с 26 марта 2009 года по 8 мая 2009 года;
отказа в назначении пенсии досрочно.
Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово - Полянском муниципальном районе Республики Мордовия включить Лошкаревой Л.П. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по нормам п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды её работы с 1 июля 1986 года по 4 октября 1986 года в должности процедурной медицинской сестры в структурном подразделении медчасть с больницей ЛТП-<данные изъяты> с условным наименованием Учреждение ЖХ-385/<данные изъяты>; с 5 октября 1986 года по 19 апреля 1987 года в должности медицинской сестры структурного подразделения медчасть с больницей ЛТП-<данные изъяты> с условным наименованием Учреждение ЖХ-385/<данные изъяты>; в приемно-сортировочном медицинском отделении транзитно-пересыльного пункта ФБУ ИК-<данные изъяты>: 11 марта 1997 года, с 5 июня 1997 года по 31 марта 1998 года в должности рентген-лаборанта; с 1 апреля 1998 года по 27 января 2008 года и с 9 февраля 2008 года по 15 мая 2008 года в должности фельдшера - лаборанта лаборатории ВИЧ, с 16 мая 2008 года по 25 марта 2009 года и с 9 мая 2009 года по 15 апреля 2011 года в должности фельдшера - лаборанта клинической лабораторной диагностики клинико-диагностической лаборатории ВИЧ в льготном порядке один год работы за один год и 3 месяца; периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с 3 октября 1994 года по 28 октября 1994 года, с 12 марта 1997 года по 4 июня 1997 года, с 28 января 2008 года по 8 февраля 2008 года, с 26 марта 2009 года по 8 мая 2009 года в календарном исчислении.
Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово - Полянском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Лошкаревой Л.П. пенсию досрочно по нормам п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 15 апреля 2011 года.
Взыскать с Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово - Полянском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Лошкаревой Л.П. в возврат государственной пошлины 200 рублей».
В апелляционной жалобе начальник ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия Кидяев В.Б. с решением суда не согласен, просит его отменить, ссылаясь на те же доводы и обстоятельства, на которые имеются ссылки в решении Пенсионного фонда № 46 от 22 апреля 2011 г. об отказе Лошкаревой Л.П. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В возражениях на апелляционную жалобу Лошкарева Л.П. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия Дунаева Н.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала.
В судебном заседании истица Лошкарева Л.П. относительно апелляционной жалобы возразила.
Заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия № 46 от 22.04.2011 Лошкаревой Л.П. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа на день обращения, поскольку согласно представленным документам специальный стаж Лошкаревой Л.П. на момент обращения составил 11 лет 8 месяцев 19 дней. В специальный стаж не засчитаны периоды ее работы:
- с 01.07.1986 по 04.10.1986 в должности процедурной медицинской сестры в структурном подразделении медчасть с больницей ЛТП-<данные изъяты> с условным наименованием Учреждение ЖХ-385/<данные изъяты>
- с 05.10.1986 по 19.04.1987 в должности медицинской сестры структурного подразделения медчасть с больницей ЛТП-<данные изъяты> с условным наименованием Учреждение ЖХ-385/<данные изъяты>
- периоды работы в приемно-сортировочном медицинском отделении транзитно-пересыльного пункта ФБУ ИК-<данные изъяты>: 11.03.1997, с 05.06.1997 по 31.03.1998 в должности рентген-лаборанта; с 01.04.1998 по 27.01.2008, с 09.02.2008 по 15.05.2008 в должности фельдшера - лаборанта лаборатории ВИЧ, с 16.05.2008 по 25.03.2009, с 09.05.2009 по 15.04.2011 в должности фельдшера - лаборанта клинической лабораторной диагностики клинико-диагностической лаборатории ВИЧ со ссылкой на то, что Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г.№781, разделом «Наименование учреждений» учреждения, исполняющие уголовные наказания, медчасть с больницей и приемно-сортировочное медицинское отделение не поименованы, также медчасть с больницей и приемно-сортировочное медицинское отделение не поименованы пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781.
Периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 03.10.1994 по 28.10.1994, с 12.03.1997 по 04.06.1997, с 28.01.2008 по 08.02.2008, с 26.03.2009 по 08.05.2009 не были зачтены в специальный стаж, как не предусмотренные п.п. 4-5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со статьями 27, 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 11 июля 2002 года № 516.
Суд правомерно признал данное решение Пенсионного фонда в оспариваемой части незаконным.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации № 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 г., утвержден Список должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначении пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 3 данного Постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывалась в стаже в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991, врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности при наличии специального стажа имели право на пенсию по выслуге лет.
Этим же постановлением (пункт 2) установлены правила исчисления сроков выслуги, согласно которым работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, один год работы в сельской местности и поселке городского типа (рабочем поселке) должен быть учтен как один год и 3 месяца.
Указанный порядок исчисления сроков выслуги был изменен постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», вступившим в силу с 01.11.1999.
Постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29.10.2002 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
В соответствии с Постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», право на получение пенсии на льготных условиях и в льготных размерах имеют рентгенологи, техники-рентгенологи, инженеры-рентгенологи, лаборанты-рентгенологи, врачи-рентгенологи и другие работники, занятые в рентгеновских кабинетах и лабораториях. Согласно Постановлению Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» право на льготное пенсионное обеспечение имеют рентгенолаборанты, в том числе в рентгенооперационных, ангиографических и флюорографических кабинетах.
Списком, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии со статьей 27 Федерального закона № 173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, предусмотрены должности фельдшер, медицинская сестра в больницах всех наименований, медико-санитарных частях.
Из трудовой книжки на имя Лошкаревой Л.П. следует, что она 01.04.1986 принята на должность медстатистика Учреждения ЖХ-385/<данные изъяты>; 01.07.1986 переведена на должность процедурной сестры; 04.10.1986 переведена в Учреждение ЖХ-385/<данные изъяты> по согласованию двух руководителей; 05.10.1986 принята на должность медсестры в Учреждение ЖХ-385/<данные изъяты>; 19.04.1987 уволена по собственному желанию; 11.03.1997 принята рентген-лаборантом Учреждения ЖХ-385/<данные изъяты>; 01.04.1998 переведена на должность фельдшера-лаборанта лаборатории ВИЧ; 16.05.2008 переведена на должность лаборанта клинической лабораторной диагностики клинико-диагностической лаборатории ВИЧ приемно-сортировочного медицинского отделения транзитно-пересыльного пункта в связи с оргштатными мероприятиями; 16.05.2008 – фельдшер-лаборант клинической лабораторной диагностики клинико-диагностической лаборатории ВИЧ приемно-сортировочного медицинского отделения транзитно-пересыльного пункта.
Удовлетворяя исковые требования истицы Лошкаревой Л.П., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в оспариваемые периоды трудовой деятельности Лошкарева Л.П. осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Судом установлено, что в Учреждениях ЖХ-385/<данные изъяты> и ЖХ-385/<данные изъяты> имелась структурно-выделенная медицинская часть с больницей, где истица Лошкарева Л.П. работала медицинской сестрой.
Приказами Дубравного управления ИТУ МВД Мордовской АССР от 04 июня 1983 г. № 25 и от 10 сентября 1986 г. № 27 утвержден штат лечебно-трудового профилактория №<данные изъяты> Дубравного УИТУ МВД Мордовской АССР в п. <данные изъяты> Мордовской АССР медицинской части с больницей на 35-50 коек и в п. <данные изъяты> Мордовской АССР в медицинской части с больницей на 51-75 коек соответственно, куда входили медицинские сестры в количестве 7 единиц.
Медицинская часть являлась структурно-выделенной в соответствии с типовыми штатами.
Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия следует, что Лошкарева Л.П. постоянно полный рабочий день работала в ЛТП № <данные изъяты> (лечебно-трудовой профилакторий с условным наименованием Учреждение ЖХ-385/<данные изъяты> в п. <данные изъяты>) в структурном подразделении медчасть с больницей с 01.07.1986 по 04.10.1986 в должности процедурной медицинской сестры; в ЛТП № <данные изъяты> (условное наименование Учреждение ЖХ-385/<данные изъяты> в п. <данные изъяты>) в структурном подразделении медчасть с больницей с 05.10.1986 по 19.04.1987 постоянно в должности медицинской сестры, в указанные периоды отвлечения от основной работы не установлены.
Таким образом, указанные и другие документы подтверждают работу истицы в качестве медсестры в периоды с 01.07.1986 по 04.10.1986, с 05.10.1986 по 19.04.1987 в медицинских учреждениях, предусмотренных Списками, в связи с чем суд, руководствуясь вышеприведенными нормами права, правомерно обязал Пенсионный фонд включить данные периоды в специальный стаж истицы для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Учитывая, что Лошкарева Л.П. в периоды 01.07.1986 по 04.10.1986, с 05.10.1986 по 19.04.1987 работала в должности медицинской сестры в структурном подразделении медчасть с больницей ЛТП-<данные изъяты> в учреждениях с условным наименованием Учреждение – ЖХ-385/<данные изъяты> и Учреждение – ЖХ-385/<данные изъяты>, располагавшихся в сельской местности, суд первой инстанции правильно включил указанные периоды в специальный стаж истицы Лошкаревой Л.П. в льготном исчислении как один год работы за один год и 3 месяца.
Из справки, уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью от 15.04.2011 № 35 усматривается, что Лошкарева Л.П. осуществляла трудовую деятельность в ФБУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия с 11.03.1997 по 31.03.1998 в должности рентген-лаборанта; с 01.04.1998 по 16.05.2008 в лаборанта лаборатории ВИЧ, с 16.05.2008 по настоящее время в должности фельдшера - лаборанта клинической лабораторной диагностики клинико-диагностической лаборатории ВИЧ приемно-сортировочного медицинского отделения транзитно-пересыльного пункта ФБУ ИК-<данные изъяты> (л.д.91).
Согласно Положению о приемно-сортировочном медицинском отделении транзитно-пересыльного пункта ФГУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия приемно-сортировочное медицинское отделение является структурным подразделением транзитно-пересыльного пункта, входящего в состав ФГУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия. Данное отделение предназначено для проведения медицинских осмотров осужденных, следующих для отбывания наказаний в исправительные колонии УФСИН России по Республике Мордовия. Функциями приемно-сортировочного медицинского отделения транзитно-пересыльного пункта являются: проведение медицинских осмотров осужденных сбор анамнеза, флюорографическое обследование, забор крови на ВИЧ-инфекцию и сифилис, с дальнейшей ИФА-диагностикой, телесный осмотр (на предмет выявления чесотки и педикулеза), антропометрия, дезобработка); осуществление первой медицинской помощи по лечебному делу, сестринскому делу и амбулаторно-поликлинической помощи по терапии, рентгенологии, стоматологии; осуществление санитарного надзора за камерами, пищевыми, коммунально-бытовыми и служебными объектами, за источниками водоснабжения.
Из должностной инструкции лаборанта (фельдшера-лаборанта) лаборатории ВИЧ приемно-сортировочного медицинского отделения транзитно-пересыльного пункта ФБУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия следует, что лаборант (фельдшер-лаборант) организует проведение диагностики результатов анализа крови на венерические заболевания этапированных осужденных. На должность лаборанта (фельдшера-лаборанта) назначается работник, имеющий высшее или среднее профессиональное образование (медицинское) прошедший курсы специализации. Лаборант (фельдшер-лаборант) лаборатории ВИЧ обязан: самостоятельно производить забор крови, проводить исследование забранного материала, своевременно распределять результаты анализов по колониям УФСИН России по Республике Мордовия, следить за санитарным состоянием рабочего места, проводить обход закрепленных помещений в ТПП с целью контроля санитарного состояния, прибывать по вызову оперативного дежурного дежурной части отдела безопасности для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи этапируемых осужденных, сопровождать больных осужденных по медицинским показаниям в ФБУ ЛПУ-<данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия, ФБУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия.
Из этого следует, что работа в должности фельдшера-лаборанта лаборатории ВИЧ приемно-сортировочного медицинского отделения транзитно-пересыльного пункта связана с непосредственным контактом фельдшера-лаборанта с пациентами, так как медицинский работник производит заборы материала пациента, проводит дальнейшую диагностику.
Таким образом, трудовая деятельность Лошкаревой Л.П. в периоды: 11.03.1997, с 05.06.1997 по 31.03.1998 в должности рентген-лаборанта; с 01.04.1998 по 27.01.2008 и с 09.02.2008 по 15.05.2008 в должности фельдшера - лаборанта лаборатории ВИЧ, с 16.05.2008 по 25.03.2009 и с 09.05.2009 по 15.04.2011 в должности фельдшера - лаборанта клинической лабораторной диагностики клинико-диагностической лаборатории ВИЧ приемно-сортировочного медицинского отделения транзитно-пересыльного пункта ФБУ ИК-<данные изъяты> была связана с лечебно-профилактической деятельностью, поэтому выполнение Лошкаревой Л.П. вышеуказанных должностных обязанностей свидетельствует об осуществлении ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в системе здравоохранения, что дает ей право на включение этих периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Поскольку трудовая деятельность Лошкаревой Л.П. в спорные периоды протекала в сельской местности, то суд первой инстанции правильно включил указанные периоды в специальный стаж истицы в льготном исчислении как один год работы за один год и 3 месяца.
Судебная коллегия считает правильным решение суда и в части признания незаконным решения Пенсионного фонда по отказу во включении истице в специальный стаж периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации, поскольку в указанные периоды за ней сохранялись должность, средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации. В силу статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Кроме того, прохождение истицей курсов повышения квалификации было связано с трудовыми отношениями и направлено на повышение ее квалификации как медицинского работника.
Решение суда соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Выводы суда подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку, приведя обоснования своих выводов.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
о п р е д е л и л а:
Решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 13 февраля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия Кидяева В.Б. – без удовлетворения.
Судья-председательствующий Скипальская Л.И.
Судьи Володина Г.Ф.
Адушкина И.В.