По иску Канатовой Н.А. к ГУ УПФ РФ о включении периодов работы в специальный трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.



Судья Татаркина Г.Г.                             Дело №33-501/27

Докладчик Тамаров Ю.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего                     Ю.П. Тамарова

судей                                     А.О. Бажанова

В.А. Ганченковой

при секретаре судебного заседания                 А.В. Козеевой

рассмотрела в открытом судебном заседании от 3 апреля 2012 года в городе Саранске дело по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия на решение Дубёнского районного суда Республики Мордовия от 25 января 2012 года.

Заслушав доклад судьи Тамарова Ю.П., судебная коллегия

установила:

Канатова Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

В обосновании иска Канатова Н.А. указала, на то, что 3 октября 2011 года решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемого стажа, дающего право на льготную пенсию, необоснованно исключив из специального трудового стажа периоды её работы в должности заведующей детским садом в Дубёнском райпромкомбинате с 18 января 1989 года по 23 августа 1989 год, а также время её работы в периоды: с 29 марта 2007 года по 29 марта 2007 год и с 18 января 2008 года по 18 января 2008 год – нахождение в командировках; с 20 ноября 2009 года по 26 ноября 2009 год и с 3 февраля 2011 года по 9 февраля 2011 год – отмена учебных занятий в школе в связи с введением карантина.

В связи с этим просила суд с учётом уточненных исковых требований признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия от 3 октября 2011 года № 38 в части отказа от включения указанных периоды работы в её специальный трудовой стаж, а также обязать данное учреждение зачесть ей эти периоды в специальный трудовой стаж и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 26 сентября 2011 года (л.д.1-4).

Решением Дубенского районного суда Республики Мордовия от 25 января 2012 года указанные исковые требования Канатовой Н.А. были полностью удовлетворены.

Распределяя судебные расходы, суд постановил о взыскании с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Канатовой Н.А. в возмещение расходов на оплату госпошлины 200 рублей (л.д.96-101).

В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия просило решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что: период работы истицы в детском саде в Дубёнском райпромкомбинате не могут быть зачтены в специальный трудовой стаж, так как отсутствуют необходимые доказательства, подтверждающие наличие у данного детского сада статуса юридического лица; периоды нахождения истицы в командировках и работы во время карантина не предусмотрены пунктами 4-5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 год № 516 (л.д.104-107).

В судебном заседании представитель ответчика – Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия – Наумкин А.Н. поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.

В судебном заседании истица Канатова Н.А. просила решение Дубёнского районного суда Республики Мордовия от 25 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Заслушав объяснения явившихся участников процесса, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как установлено судом первой инстанции, 26 сентября 2011 года Канатова Н.А. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия от 3 октября 2011 года № 38 Канатовой Н.А. отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по тем основаниям, что на день обращения в пенсионный орган она не имела необходимого педагогического стажа работы. При этом пенсионный орган не зачёл в педагогический стаж Канатовой Н.А. период её работы в должности заведующей детским садом в Дубёнском райпромкомбинате с 18 января 1989 года по 23 августа 1989 год, а также периоды: с 18 апреля 1987 года по 27 апреля 1987 года – время нахождения Канатовой Н.А. в отпуске без сохранения заработной платы; с 29 марта 2007 года по 29 марта 2007 год и с 18 января 2008 года по 18 января 2008 год – время нахождения Канатовой Н.А. в командировках с 20 ноября 2009 года по 26 ноября 2009 год и с 3 февраля 2011 года по 9 февраля 2011 год – время отмены учебных занятий в школе в связи с введением карантина.

Канатова Н.А. работала заведующей детским садом в Дубёнском райпромкомбинате с 18 января 1989 года по 23 августа 1989 год, с 29 марта 2007 года по 29 марта 2007 год и с 18 января 2008 года по 18 января 2008 год находилась в командировках, а также работала во время отмены учебных занятий в школе в связи с введением карантина с 20 ноября 2009 года по 26 ноября 2009 год и с 3 февраля 2011 года по 9 февраля 2011 год.

Вышеуказанные обстоятельства сторонами не оспариваются, и сомнения в их достоверности не вызывают.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что периоды работы истицы в качестве заведующей детским садом в Дубёнском райпромкомбинате, во время нахождения в командировках и во время отмены учебных занятий в школе в связи с введением карантина подлежат зачёту в педагогический стаж, поэтому отказ пенсионного органа в назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконен и пенсионный орган обязан назначить истице указанную пенсию с момента обращения.

Данный вывод суда основан на правильном применении закона.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Разрешая данное дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.

Довод апелляционной жалобы пенсионного органа о том, что период работы истицы в детском саде в Дубёнском райпромкомбинате не может быть зачтён в специальный трудовой стаж, так как отсутствуют необходимые доказательства, подтверждающие наличие у данного детского сада статуса юридического лица, отклоняется.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Согласно нормативным правовым актам, действовавшим на момент работы истицей заведующей детским садом в Дубёнском райпромкомбинате, должность заведующей в детском саде была предусмотрена Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463.

Данный список был утверждён в соответствии со статьёй 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В указанных нормативных правовых актах нет ссылок на то, что образовательные учреждения и организации должны иметь статус юридического лица, поэтому в период действия этих актов возникновение права ставилось в зависимость от вида деятельности работников, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях (подобное толкование названных нормативных правовых актов применяется в судебной практике, исходя из определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 31 июля 2001 года, опубликованного в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, 2002 г., № 3, стр. 13).

Доводы апелляционной жалобы пенсионного органа на то, что периоды нахождения истицы в командировках и работы во время карантина не предусмотрены пунктами 4-5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, отклоняются.

Согласно пунктам 4 и 5 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В соответствии с пунктами 5.1 и 5.2 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 года № 69, периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических и других работников образовательного учреждения.. В периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) в отдельных классах (группах) либо в целом по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям учителя и другие педагогические работники привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе в порядке и на условиях, предусмотренных в разделе IV настоящего Положения.

Таким образом, поскольку основным принципом для включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, является выполнение работы по установленной профессии (должности) постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, то, очевидно, что во время командировок истица выполняла свои трудовые обязанности исходя из указаний работодателя, являющихся для неё обязательными. Во время отмены учебных занятий в школе в связи с введением карантина истица также выполняла трудовые обязанности с учётом требований, установленных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 года № 69. В указанные периоды работы в соответствии с действующим законодательством за истицей сохранялась средняя заработная плата, а, следовательно, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, поэтому эти периоды подлежали зачёту в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, доводы жалобы ответчика не могут повлечь отмену решения суда. К тому же доводы жалобы сводятся к иной оценке доказательств и не могут послужить поводом к отмене решения суда, поскольку суд первой инстанции дал правильную оценку доказательствам.

Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями части четвёртой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Дубёнского районного суда Республики Мордовия от 25 января 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия – без удовлетворения.

Судья-председательствующий                         Ю.П. Тамаров

судьи                                     А.О. Бажанов

В.А. Ганченкова