Судья Неяскин Е.С. Дело № 33-571/16
Докладчик Бажанов А.О.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Ю.П. Тамарова
судей И.П. Ремнёвой
А.О. Бажанова
при секретаре Е.А. Лебедевой
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 апреля 2012 г. в г. Саранске дело по апелляционной жалобе ответчика – федерального казенного учреждения «Исправительная колония <№>» Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Мордовия ( далее ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Республике Мордовия) на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 23 января 2012 г.
Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Шмонькин А.А. обратился в суд с иском к ФКУ ИК - <№> УФСИН России по Республике Мордовия о компенсации морального вреда и принесении официальных извинений.
В обосновании своих требований указал, что 24 августа 2010 г. он за нарушение установленного порядка отбывания наказания по постановлению и.о. начальника ФКУ ИК - <№> УФСИН России по Республике Мордовия Ш. был водворен в штрафной изолятор.
При отбытии им указанного дисциплинарного взыскания, администрацией ИК - <№> УФСИН России по Республике Мордовия была нарушена статья 80 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации, предусматривающая раздельное содержание осужденных колонии - поселения и исправительной колонии строго режима. Данный факт подтверждается ответом на его обращение в прокуратуру от 24 декабря 2010 г., материалами проверки Дубравной прокуратуры по данному факту и материалами личного дела.
Вследствие этого ему нанесен моральный вред, который он оценивает в размере <данные изъяты> рублей, так как в результате нарушения его прав, неуважительного отношения к нему, незаконных условий содержания в штрафном изоляторе он испытал нравственные, психологические и моральные страдания (очень сильно переживал, был испуган от угроз сотрудников и от встречи с осужденным строгого режима, по сегодняшний день он испытывает сильные головные боли).
На основании изложенного просил взыскать с ответчика компенсацию за моральный вред в размере <данные изъяты> рублей, обязать ответчика принести ему официальные извинения за нарушение его прав (л.д.4-5).
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 23 января 2012 г. исковые требования Шмонькина А.А. удовлетворены частично (л.д.63-66), с ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Республике Мордовия в пользу истца взыскана компенсация морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, в оставшейся части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Республике Мордовия – Макаев А.Н. считает решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 23 января 2012 г. о взыскании компенсации морального вреда незаконным и подлежащим отмене.
Считает, что судом не в полной мере учтены положения статьи 1101 Гражданского процессуального кодекса, пункта 1 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. №10 (редакция от 6 февраля 2007 г.) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», указывая при этом, что сумма в счет компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей не является разумной и справедливой.
Отмечает, что судом для более полного рассмотрения дела не было привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Республике Мордовия, в которой в настоящее время содержится осужденный Шмонькин А.А., связи с чем ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Республике Мордовия не имело возможности в суде первой инстанции представить дополнительные доказательства.
Указывает на то, что осужденный Шмонькин А.А. был водворен в штрафной изолятор ИК-<№> по причине отсутствия свободных мест в камерах штрафного изолятора КП-<№> УФСИН России по Республике Мордовия.
Полагает, что факт причинения осужденному Шмонькину А.А. нравственных и физических страданий в период нахождения в штрафном изоляторе ИК-<№> не находит своего подтверждения, поскольку за время нахождения в камере ШИЗО от осужденного каких - либо заявлений, жалоб, обращений в медицинскую часть не поступало, за психологической помощью не обращался, что подтверждается представленными в судебном заседании документами, а также письменными объяснениями осужденных В., М.., Н.., содержащихся вместе со Шмонькиным А.А. в штрафном изоляторе.
Отмечает, что судом при оценке нравственных страданий осужденного Шмонькина А.А. не исследован вопрос об эмоциональном состоянии истца (пребывает ли лицо в состоянии стресса, эмоциональной напряженности), а также психофизических особенностях его личности, способных повлиять на восприятие им событий, на момент нахождения его в штрафном изоляторе ИК-<№> и по настоящее время.
Считает ошибочным вывод суда о нарушении права осужденного Шмонькина А.А., гарантированного статьёй 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьёй 21 Конституции Российской Федерации, в которых указано, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, поскольку истцом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих бесчеловечное или унижающее его достоинство обращение и наказание.
Просит решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 23 января 2012 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Шмонькин А.А. считает решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 23 января 2012 г. законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными. Отмечает, что представитель ответчика ссылается на доказательства, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции. По мнению истца, факт нарушения статьи 80 Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации подтверждается материалами дела, письменные объяснения осужденных В., Шмонькина А.А.., Шмонькина А.А. являются ложными, поскольку он никогда не находился в доверительных отношениях с ними. Высказывает мнение о фальсификации психологических характеристик. Просит решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание истец Шмонькин А.А. не этапирован, поскольку отбывает наказание в ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Республике Мордовия, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка о вручении извещения, ему разъяснено право на возможность довести до суда свою позицию путем направления для участия в деле своего представителя. В соответствии со статьёй 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок привлечения осужденных к лишению свободы к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве, не предусмотрено обязательное участие осужденных при рассмотрении гражданских дел.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Республике Мордовия – Романова А.В., действующая на основании доверенности, просила отменить решение суда первой инстанции по основаниям, указанным в апелляционной жалобе.
Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы ответчика, возражения истца на апелляционную жалобу, судебная коллегия находит решение суда в той части, в которой оно обжалуется, подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 24 августа 2010 г. в 17 час. 30 мин. осужденный колонии - поселения Шмонькин А.А. был обнаружен в спальной секции в состоянии алкогольного опьянения. За указанное нарушение установленного порядка отбывания наказания по постановлению и.о. начальника ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Республике Мордовия осужденный Шмонькин А.А. был водворен в штрафной изолятор сроком на 15 суток.
При отбытии указанного дисциплинарного взыскания осужденным Шмонькиным А.А. администрацией ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Республике Мордовия нарушены требования статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей раздельное содержание лиц, впервые осужденных, и лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы. Для устранения допущенных нарушений и привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности в адрес начальника УФСИН России по Республике Мордовия Дубравным прокурором внесено представление (л.д.6-7).
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьёй 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Статья 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г., предусматривает, что Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
ФСИН России подведомственна Минюсту России.
Согласно статье 5 того же Положения ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» решения о создании и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Исправительные колонии являются учреждениями уголовно-исполнительной системы, через которые осуществляются функции органа исполнительной власти Федеральной службы исполнения наказаний по исполнению наказаний, и финансируются, в том числе, за счет средств федерального бюджета (согласно пункту 5 Положения о ФСИН, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г.).
Функции и полномочия учредителя ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Республике Мордовия осуществляет ФСИН России, а сотрудники ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Республике Мордовия являются сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, проходящими службу в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в спорных правоотношениях администрация ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Республике Мордовия, осуществившая водворение Шмонькина А.А. в штрафной изолятор в качестве дисциплинарного взыскания за допущенное нарушение порядка отбывания наказания, выполняла правоприменительную функцию в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, принадлежащую федеральному органу исполнительной власти - ФСИН России.
Так как ответственность за вред, причиненный гражданину действиями государственного органа, несёт казна Российской Федерации, исковые требования Шмонькина А.А. в части, касающейся взыскания компенсации морального вреда, предъявлены к ненадлежащему ответчику.
Исковые требования, предъявленные к ненадлежащему ответчику, не подлежат удовлетворению, в связи с чем решение суда о взыскании компенсации морального вреда с ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Республике Мордовия незаконно.
В апелляционной жалобе ответчик просил отменить решение суда ввиду его незаконности ( л.д. 72).
В соответствии с частью 2 статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неправильное применение материального закона является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение судом первой инстанции принято без учёта фактических обстоятельств дела и индивидуальных особенностей Шмонькина А.А. отклоняется ввиду его несоответствия материалам дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом недостаточно исследованы показания свидетеля М.С.Н. отклоняется, т.к. сводится к несогласию с выводом суда о факте нарушения требований статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Несостоятельным является довод апелляционной жалобы о невозможности предоставления дополнительных доказательств вследствие того, что судом не привлечено к участию в деле ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Республике Мордовия, где Шмонькин А.А. отбывает наказание, т.к. между указанными обстоятельствами не усматривается никакой причинно-следственной связи.
Отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что судом не исследовался вопрос об эмоциональном состоянии Шмонькина А.А., как не соответствующий материалам дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд сделал неверный вывод о нарушении прав истца, предусмотренных статьёй 3 Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и статьёй 21 Конституции Российской Федерации, сводится к несогласию с оценкой, данной судом, которое ничем не мотивировано, в связи с чем данный довод является несостоятельным.
Отклоняется довод апелляционной жалобы о недоказанности причинения морального вреда Шмонькину А.А., ввиду отсутствия, по мнению ответчика, внешних признаков душевных страданий и лишений. Данный довод сводится к несогласию с выводом о причинении морального вреда, при этом отсутствует какое-либо обоснование того, что этот вывод является ошибочным.
Ссылка представителя ответчика на приложенные к апелляционной жалобе документы: письмо УФСИН по Республике Мордовия от 7 мая 2007 г. в адрес Дубравной прокуратуры, справку о ежегодном прохождении Шмонькиным А.А. психодиагностического обследования, психологическую характеристику на осужденного Шмонькина А.А., письменные объяснения осужденных, полученные после принятия судом решения, основанием для отмены решения суда служить не может, поскольку данные доказательства не были предметом исследования в суде первой инстанции.
В нарушение требований части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представитель ответчика в данном случае не привёл доводов и доказательств, обосновывающих невозможность представления приложенных к апелляционной жалобе документов по независящим от него уважительным причинам.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским дела Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 23 января 2012 г. в части взыскания компенсации морального вредя отменить, принять в данной части новое решение, в удовлетворении исковых требований Шмонькина А.А. к ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Республике Мордовия о взыскании компенсации морального вреда отказать в полном объёме.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения.
Судья-председательствующий Ю.П. Тамаров
Судьи И.П. Ремнёва
А.О. Бажанов