Судья Косова Л.В. Дело № 33-610/22
Докладчик Ремнёва И.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Тамарова Ю.П.
судей Ремнёвой И.П.
Ганченковой В.А.
при секретаре Лебедевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 апреля 2012 года в городе Саранске дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации городского округа Саранск на решение Пролетарского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 17 февраля 2012 года.
установила:
Айзатуллова М.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления Администрации городского округа Саранск от 7 февраля 2012 года № 337 об отказе в принятии её на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и возложении на городскую администрацию обязанности принять её на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В обоснование заявления указала, что она является инвалидом I группы пожизненно, в связи с чем находится на стационарном обслуживании в государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания системы социальной защиты населения «Саранский пансионат ветеранов войны и труда».
Постановлением Администрации городского округа Саранск №337 от 7 февраля 2012 года ей отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Отказ мотивирован тем, что размер дохода Айзатулловой М.И. превышает пороговое значение в размере 1,5 кратной величины прожиточного минимума соответствующей социально-демографической группы.
Заявительница полагает, что при вынесении данного постановления городской администрацией не были учтены положения статьи 2 Закона Республики Мордовия «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия», в соответствии с которой при расчёте дохода, приходящегося на каждого члена семьи, при решении вопроса о признании граждан малоимущими в целях постановки на учёт и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, не учитываются доходы, получаемые по месту нахождения лиц, находящихся на полном государственном обеспечении, вследствие чего постановление является незаконным и подлежит отмене.
Решением Пролетарского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 17 февраля 2012 года заявление Айзатулловой М.И. удовлетворено. Признано незаконным постановление Администрации городского округа Саранск №337 от 7 февраля 2012 года об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма Айзатулловой М.И. На Администрацию городского округа Саранск возложена обязанность принять Айзатуллову М.И. на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договору социального найма. С Администрации городского округа Саранск в пользу Айзатулловой М.И. взысканы судебные расходы в размере <данные изъяты>., в бюджет городского округа Саранск - государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.
В апелляционной жалобе заместитель Главы Администрации городского округа Саранск – Директор Департамента по правовым вопросам Конычев С.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права, выразившиеся в том, что суд необоснованно пришёл к выводам о том, что Айзатуллова М.И. находится на полном государственном обеспечении, и о том, что она является малоимущей в целях постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
В судебное заседание заявительница Айзатуллова М.И. не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена своевременно и надлежаще путём заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением (л.д. 68), о причинах неявки суд не известила, отложить разбирательство дела суд не просила.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие заявительницы Айзатулловой М.И.
На дату рассмотрения данного гражданского дела судом апелляционной инстанции срок действия выданной 19 февраля 2009 года Айзатулловой М.И. Соломатину А.А. доверенности на представление её интересов в суде истёк. Иной доверенности в материалах дела не имелось, в суд апелляционной инстанции не представлено, в связи с чем судебная коллегия пришла к выводу о том, что явившийся в судебное заседание Соломатин А.А. в силу положений статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не обладает полномочиями представлять интересы заявительницы при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
Заслушав объяснения представителя заинтересованного лица Администрации городского округа Саранск Березиной Ю.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, исследовав представленные в суд апелляционной инстанции письменные доказательства, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия находит решение суда подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Айзатуллова М.И. является инвалидом I группы пожизненно, проживает фактически и зарегистрирована по месту жительства в Государственном стационарном учреждении социального обслуживания системы социальной защиты населения «Саранский пансионат ветеранов войны и труда» с 13 января 1987 года по настоящее время, семьи не имеет.
13 июля 2011 года Айзатуллова М.И. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии её на учёт нуждающихся в жилых помещениях по всем допустимым основаниям действующего законодательства, при этом просила необходимые материалы и документы по постановленным в настоящем заявлении вопросам собрать силами городской администрации.
Постановлением Администрации городского округа Саранск №337 от 7 февраля 2012 года Айзатулловой М.И. отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Отказ мотивирован тем, что размер дохода Айзатулловой М.И. превышает пороговое значение, в размере 1,5 кратной величины прожиточного минимума соответствующей социально-демографической группы.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле письменными доказательствами, лицами, участвующими деле, не оспорены и сомнений в их достоверности не вызывают.
Удовлетворяя заявление Айзатулловой М.И. о признании незаконным постановление Администрации городского округа Саранск №337 от 07 февраля 2012 года об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма суд первой инстанции исходил из того, что заявительница находится на полном государственном обеспечении, а оспариваемое постановление принято без учёта требований пункта 4 статьи 2 Закона Республики Мордовия «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия», предусматривающей, что при расчёте дохода, приходящегося на каждого члена семьи, не учитываются доходы, получаемые по месту нахождения лиц, находящихся на полном государственном обеспечении.
С такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неверном толковании норм материального права.
Понятие полного государственного обеспечения приводится в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 №159-ФЗ. Полное государственное обеспечение - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещения их полной стоимости.
Данное понятие применимо и для определения полного государственного обеспечения лиц, находящихся в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания системы социальной защиты населения.
Полное государственное обеспечение подразумевает бесплатное обеспечение лиц, находящихся в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания системы социальной защиты населения, питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарём.
В материалах дела имеется справка Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Саранский пансионат ветеранов войны и труда» от 5 августа 2011 года, согласно которой Айзатуллова М.И. 17 сентября 1951 года рождения проживает и зарегистрирована в Государственном стационарном учреждении социального обслуживания системы социальной защиты населения «Саранский пансионат ветеранов войны и труда» с 13 января 1987 года по настоящее время, находится на полном государственном обеспечении (л.д. 39).
Вместе с тем, содержание данной справки опровергается справкой ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия от 27 декабря 2011 года, согласно которой Айзатуллова М.И., проживающая в Саранском пансионате ветеранов войны и труда, является получателем социальной пенсии по старости и ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск (размер начисленной пенсии в декабре 2011 года составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., ЕДВ – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп), на основании заявления Айзатулловой М.И. в счёт оплаты за стационарное обслуживание в пользу пансионата производятся удержания в размере 50% назначенной пенсии, и справкой ГБСУ СОССЗН РМ «Саранский пансионат ветеранов войны и труда» от 17 февраля 2012 года из которой следует, что из суммы начисленной Айзатулловой М.И. пенсии регулярно за период с января 2011 года по февраль 2012 года производились удержания в счёт платы за стационарное обслуживание.
В соответствии с пунктами 78,81,82,84 постановления Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2004 года №479 «О порядке социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации» стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов стационарными учреждениями осуществляется за плату. Плата за социальное обслуживание в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания состоит из платы за стационарное обслуживание и платы за социальные услуги. Плата за стационарное обслуживание включает расходы по обеспечению жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях. Плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов производится ежемесячно в размере 7260 руб., но не может превышать 75% получаемой гражданином трудовой или социальной пенсии. С граждан, чей доход ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в Республике Мордовия, плата за стационарное обслуживание не взимается. Плата за стационарное обслуживание в детских домах-интернатах не взимается с детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу вышеприведённых норм граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания, с которых взимается плата за стационарное обслуживание, не находятся на полном государственном обеспечении.
Справка Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Саранский пансионат ветеранов войны и труда» от 5 августа 2011 года, согласно которой Айзатуллова М.И. находится на полном государственном обеспечении, сама по себе доказательством нахождения заявительницы на полном государственном обеспечении служить не может, поскольку выдана безосновательно, содержание её опровергается иными письменными доказательствами по делу.
Таким образом, поскольку Айзатуллова М.И. не находится на полном государственном обеспечении, на неё не распространяются положения пункта 4 статьи 2 Закона Республики Мордовия «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия», предусматривающей, что при расчёте дохода, приходящегося на каждого члена семьи, не учитываются доходы, получаемые по месту нахождения лиц, находящихся на полном государственном обеспечении.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия» при расчёте дохода, приходящегося на каждого члена семьи, учитываются все виды доходов, полученные гражданином-заявителем и каждым членом его семьи или одиноко проживающим гражданином-заявителем в денежной и натуральной форме, в том числе: пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров.
Получаемые Айзатулловой М.И. социальная пенсия по старости и ежемесячная денежная выплата не являются доходами, получаемыми по месту нахождения лиц, находящихся на полном государственном обеспечении, поскольку их выплата не зависит от факта пребывания в государственном стационарном учреждении социального обслуживания системы социальной защиты населения, в связи с чем получаемые Айзатулловой М.И. социальная пенсия по старости и ежемесячная денежная выплата должны учитываться при расчёте её дохода в целях постановки на учёт и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
В соответствии со статьёй 3 Закона Республики Мордовия «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия» доход, приходящийся на каждого члена семьи, определяется за расчётный период, равный одному календарному году, непосредственно предшествующему месяцу подачи гражданами заявления о признании их малоимущими и предоставлении им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
Согласно статье 1 Закона Республики Мордовия «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия» малоимущими гражданами признаются граждане, у которых размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, ниже пороговых значений, определённых уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном настоящим законом.
Пунктом 1 решения Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года №189 «Об установлении пороговых значений размеров дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина) и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими, и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда установлено пороговое значение размеров дохода, приходящегося на каждого члена семьи в размере 1.5 – кратной величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, установленного в Республике Мордовия на момент подачи заявления (для семей, имеющих в своём составе разные социально-демографические группы) или 1.5-кратной величины прожиточного минимума соответствующей социально-демографической группы (для семей, члены которой относятся к одной социально-демографической группе).
На момент подачи Айзатулловой М.И. в городскую администрацию заявления, в котором она просила принятии её на учёт нуждающихся в жилых помещениях по всем допустимым основаниям действующего законодательства, 13 июля 2011 года величина прожиточного минимума для пенсионеров в Республике Мордовия составляла 4297 руб. (постановление Правительства Республики Мордовия от 24 октября 2011 года №391).
Соответственно пороговое значение размера дохода, приходящегося на одиноко проживающего гражданина, в целях признания малоимущей и предоставления ей по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, для Айзатулловой М.И. на момент подачи заявления составляло 6445 руб. 50 коп. (4297 руб. х 1,5).
Как следует из справки ГБСУ СОССЗН Республики Мордовия «Саранский пансионат ветеранов войны и труда» от 17 февраля 2012 года суммы начисленных Айзатулловой М.И. пенсии и ЕДВ за период с января 2011 года по декабрь 2011 года составили: январь – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., февраль – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., март – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., апрель, май, июнь, июль, август – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., сентябрь – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., октябрь, ноябрь, декабрь – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Таким образом, очевидно, что размер ежемесячного дохода Айзатулловой М.И. превышает установленное для неё пороговое значение размера дохода, приходящегося на одиноко проживающего гражданина, в целях признания малоимущей и предоставления ей по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частями 1, 2, 3, 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определённой федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учёт) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учёт), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учёт не по месту своего жительства. Принятие на указанный учёт недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учёт, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учёт должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учёт, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учёт.
Частью 1 статьи 7 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 года №57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия» установлен перечень документов, необходимых для постановки на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которым предусмотрено, что к заявлению гражданина о принятии на учёт прилагается решение уполномоченного органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы.
Таким образом, поскольку в установленном Законом Республики Мордовия от 1 июля 2005 года №57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия» порядке Айзатуллова М.И. не признана малоимущей в целях постановки на учёт и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, постановление Администрации городского округа Саранск от 7 февраля 2011 года №337 об отказе в принятии Айзатулловой М.И.на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является законным и обоснованным.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является незаконным и подлежит отмене вследствие несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права (пункты 3 и 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Отменяя решение суда первой инстанции судебная коллегия принимает новое решение об отказе в удовлетворении заявления Айзатулловой М.И. о признании незаконным постановления Администрации городского округа Саранск от 7 февраля 2012 года №337 об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, понуждении к принятию на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договору социального найма.
Имеющееся в материалах дела ходатайство Соломатина А.А. о возмещении Айзатулловой М.И. судебных расходов в суде апелляционной инстанции, понесённых заявительницей на оплату его услуг по составлению возражений на апелляционную жалобу и помощи в случае его участия в судебных заседаниях суда апелляционной инстанции, поданное 27 марта 2012 года через суд первой инстанции, в соответствии с положениями статей 98 и 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворению не подлежит, поскольку судом апелляционной инстанции решение районного суда отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления Айзатулловой М.И.
Кроме этого, на момент подачи Соломатиным А.А. от имени Айзатулловой М.И. возражений на апелляционную жалобу – 27 марта 2012 года срок действия выданной ему 19 февраля 2009 года доверенности истёк (л.д.6), вследствие чего он не был уполномочен совершать от имени заявительницы какие-либо процессуальные действия по данному гражданскому делу.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пролетарского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 17 февраля 2012 года отменить, принять по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении заявления Айзатулловой М.И. о признании незаконным постановления Администрации городского округа Саранск от 7 февраля 2012 года №337 об отказе в принятии её на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности принять Айзатуллову М.И. на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Судья-председательствующий Ю.П. Тамаров
Судьи И.П. Ремнёва
В.А. Ганченкова