Судья Сорокина Г.И. Дело № 33-768/27
Докладчик Межевова Н.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Старинновой Л.Д.
судей Козиной Е.Г.
Межевовой Н.И.
при секретаре Панковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 15 мая 2012 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия Лямановой Е.В. на решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 05 марта 2012 г.
Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Асеинова Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указывая, что решением начальника № 547 от 07 июля 2011 г. ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. В специальный стаж не включены в льготном исчислении периоды работы в должности врача анестезиолога-реаниматолога акушерского отделения МУЗ <данные изъяты>, не включены вообще периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Считала отказ во включении указанных периодов в специальный трудовой стаж неправомерным, просила признать незаконным и отменить решение начальника № 547 от 07 июля 2011 г., обязать пенсионный орган включить в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев и 1 год 3 месяца периоды работы с 11 сентября 2004 г. по 08 ноября 2004 г., с 04 декабря 2004 г. по 19 апреля 2009 г., с 23 мая 2009 г. по 22 ноября 2009 г., с 29 ноября 2009 г. по 03 июля 2011 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога акушерского отделения МУЗ <данные изъяты>, нахождения на курсах повышения квалификации с 09 ноября 2004 г. по 03 декабря 2004 г., с 20 апреля 2009 г. по 22 мая 2009 г. в специальный стаж, назначить ей досрочную трудовую пенсию с 04 июля 2011 г.
Решением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 05 марта 2012 г. исковые требования Асеиновой Н.А. удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия Ляманова Е.В. считает решение суда неправильным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит его отменить, ссылаясь на то, что работа в акушерском отделении может быть засчитана в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев оперирующим врачам-специалистам всех наименований, а не врачам анестезиологам-реаниматологам.
В возражениях на апелляционную жалобу истица Асеинова Н.А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, поскольку имеются правовые основания для включения оспариваемых периодов в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку доказан факт её работы в должности врача анестезиолога-реаниматолога структурного подразделения больницы в отделении анестезиологии-реанимации, а не в акушерском отделении.
В судебном заседании представитель ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия Кузенкова О.А. доводы жалобы поддержала, истица Асеинова Н.А., её представитель Шукшина И.А. возразили против доводов жалобы.
Заслушав объяснения представителя ответчика, истицы Асеиновой Н.А., её представителя Шукшиной И.А., просивших решение оставить в силе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Как установлено из материалов дела, 04 июля 2011 г. Асеинова Н.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия от 07 июля 2011 года за № 547 истице Асеиновой Н.А. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого стажа. Требуется 30 лет, имеется 27 лет 03 месяца 09 дней.
В специальный стаж включен период работы истицы Асеиновой Н.А. с 11 сентября 2004 г. по 03 июля 2011 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога акушерского отделения МУЗ <данные изъяты> (за исключением курсов повышения квалификации и участия в конгрессе) в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца (работа в сельской местности) в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, так как имеет место «смешанный» стаж - работа в городе и в сельской местности.
В специальный стаж не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 09 ноября 2004 г. по 03 декабря 2004 г., с 20 апреля 2009 г. по 22 мая 2009 г., поскольку Правила исчисления периодов работы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, не содержат оснований для включения указанных периодов в специальный стаж для установления досрочной пенсии.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 г. утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с Правилами, условием для приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является выполнение работ по определенным профессиям и на определенных должностях, имеющихся в Списках, на условиях полного рабочего времени в течение полного рабочего дня, если за указанный период за работниками уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.
Подпунктом б пункта 5 Правил врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно Перечню (структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев) один год работы засчитывается как год и шесть месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
Указанным Перечнем структурных подразделений и должностей предусмотрены должности врачи-анестезиологи-реаниматологи (врачи-анестезиологи-реаниматоры), в том числе заведующие отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
Следовательно право на данное льготное исчисление стажа имеют врачи -анестезиологи-реаниматологи указанных подразделений.
Между тем судом установлено, что истица с 11 сентября 2004 г. по настоящее время работает врачом анестезиологом-реаниматологом акушерского отделения МУЗ <данные изъяты>.
Данное обстоятельство подтверждается записями трудовой книжки на имя истицы, приказом ГУЗ <данные изъяты> № 59 от 11 сентября 2004 г., согласно которого Асеинова Н.А. была принята на работу врачом анестезиологом-реаниматологом в акушерское отделение в порядке перевода с 11 сентября 2004 г.,
где и работает по настоящее время; справкой от 02 июня 2011 г. МУЗ <данные изъяты>; расчетными листками по начислению заработной платы на имя Асеиновой Н.А. за 2004-2011 г.г., где указано акушерское отделение, врач анестезиолог-реаниматолог; личной карточкой формы Т-2 на Асеинову Н.А., в которой имеются данные о приеме на работу 11 сентября 2004 г. в акушерское отделение на должность врача анестезиолога-реаниматолога, показаниями допрошенных по делу свидетелей М.О.Л. и В.И.Н.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции неправомерно включены периоды работы истицы в должности врача анестезиолога-реаниматолога акушерского отделения МУЗ <данные изъяты> с 11 сентября 2004 г. по 08 ноября 2004 г., с 04 декабря 2004 г. по 19 апреля 2009 г., с 23 мая 2009 г. по 22 ноября 2009 г., с 29 ноября 2009 г. по 03 июля 2011 г. в льготном исчислении год работы как 1 год и 6 месяцев, поскольку работа в должности врача анестезиолога-реаниматолога в указанном структурном подразделении в спорный период не дает право истице для включения спорных периодов в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в льготном исчислении.
На основании изложенного, отказ пенсионного органа в части включения в специальный стаж периода работы истицы Асеиновой Н.А. с 11 сентября 2004 г. по 03 июля 2011 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога акушерского отделения МУЗ <данные изъяты> (за исключением курсов повышения квалификации и участия в конгрессе) в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 9 месяца (работа в сельской местности) является законным и обоснованным.
Однако нельзя признать законным отказ пенсионного органа в части не включения в специальный стаж истицы периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 09 ноября 2004 г. по 03 декабря 2004 г., с 20 апреля 2009 г. по 22 мая 2009 г., поскольку в силу специальных нормативных актов повышение квалификации для медицинских работников является обязательным условием выполнения работы.
Учитывая, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направляется на упомянутые курсы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, то исчисление стажа в данный период времени производится в том же порядке, что и соответствующая профессиональная деятельность, поэтому периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 09 ноября 2004 г. по 03 декабря 2004 г., с 20 апреля 2009 г. по 22 мая 2009 г. подлежали включению в стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца.
Однако в соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права.
В данном случае комиссией было принято решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии. Поэтому защита нарушенного или оспоренного права должна производиться в рамках этого решения по существу, то есть исходя из того, имеется у истицы право на пенсию или нет.
Включение в специальный стаж работы отдельных периодов трудовой деятельности само по себе не может иметь место, поскольку при отсутствии права на пенсию на определенный момент отказ во включение отдельных периодов работы в специальный стаж не нарушает субъективные права гражданина.
Принимая соответствующее решение, суд защищает не нарушенные права, а права, которые возникнут в будущем. Однако такая форма защиты гражданских прав законодательством не предусмотрена.
Поэтому вопрос о включении отдельных периодов трудовой деятельности в специальный стаж работы может решаться только в совокупности с вопросом о наличии у гражданина права на назначение досрочной пенсии в определенный период.
Однако на день обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости без зачета вышеперечисленных периодов работы в должности врача анестезиолога-реаниматолога акушерского отделения МУЗ <данные изъяты> у истицы отсутствовал необходимый специальный стаж 30 лет.
В связи с отсутствием у истицы указанного льготного стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", права на данную пенсию у Асеиновой Н.А. не имеется.
Таким образом, решение суда является незаконным и подлежит отмене с вынесением по делу нового решения, которым Асеиновой Н.А. в удовлетворении требований к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия об отказе включения в специальный стаж в льготном исчислении периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказать.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 05 марта 2012 г. отменить, принять по делу новое решение.
Асеиновой Надежде Александровне в удовлетворении исковых требований к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия № 547 от 07 июля 2011 г. об отказе включения в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев периодов работы с 11 сентября 2004 г. по 08 ноября 2004 г., с 04 декабря 2004 г. по 19 апреля 2009 г., с 23 мая 2009 г. по 22 ноября 2009 г., с 29 ноября 2009 г. по 03 июля 2011 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога акушерского отделения МУЗ <данные изъяты>
<данные изъяты>, нахождения на курсах повышения квалификации с 09 ноября 2004 г. по 03 декабря 2004 г., с 20 апреля 2009 г. по 22 мая 2009 г. в специальный стаж, назначения досрочной трудовой пенсии с 04 июля 2011 г., отказать.
Председательствующий Л.Д. Стариннова
Судьи Е.Г. Козина
Н.И. Межевова