Судья Ерина Н.П. Дело № 33-685/62
Докладчик Середа Л.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Александрова С.В.
судей Демидчик Н.В.
Середы Л.И.
при секретаре Хальмеевой И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании 3 мая 2012 года в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе Соломатина А.А. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 февраля 2012 года,
Заслушав доклад судьи Середы Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Соломатин А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия, мотивируя требования отсутствием движения исполнительного производства, понуждением принять меры к исполнению требований исполнительного листа.
В обоснование заявленных требований указал, что около двух лет на исполнении отдела судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск УФССП по Республике Мордовия находится исполнительное производство <№>, возбужденное на основании исполнительного листа Ленинского районного суда г.Саранска от 27 февраля 2010 года о понуждении ОАО «Российские железные дороги» оборудовать здание Саранского железнодорожного вокзала подъемниками для инвалидов в шестимесячный срок со дня изготовления проектно-сметной документации. Однако, контроль за изготовлением проектно-сметной документации не установлен, при этом не исключено, что указанная документация уже изготовлена, в связи с чем не обеспечена своевременность движения данного исполнительного производства.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 февраля 2012 года в удовлетворении заявления Соломатина А.А. отказано.
В апелляционной жалобе Соломатин А.А. просил решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность, указав, что истребование сведений об исполнении службой судебных приставов г. Москвы исполнительного документа по изготовлению проектно-сметной документации, является обязанностью отдела службы судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск УФССП по Республике Мордовия; вывод суда о том, что за бездействие судебного пристава-исполнителя отдела службы судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск УФССП по Республике Мордовия не может отвечать Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия, противоречит подпункту 3 пункта 6 Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 9 апреля 2007 года № 69.
В возражениях на апелляционную жалобу руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании судебной коллегии представитель Управления Федеральной службы судебных приставов Республики Мордовия Скрябина В.В. считает решение суда законным.
Заявитель Соломатин А.А., судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск УФССП по Республике Мордовия Чувилина Е.П., представитель ОАО «Российские железные дороги» в судебное заседании не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом: путём заблаговременного направления адресатам по почте судебного извещения с уведомлением о вручении (л.д. 134, 136, 138), о причинах неявки указанные лица суд не известили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что решение суда постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами и материалами дела, требованиями закона, и отмене не подлежит по следующим основаниям.
В силу положений статей 2, 4 Федерального закона № 229-ФЗ от 2 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» задачей и принципом исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.
Статья 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает полномочия судебного пристава-исполнителя, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Судом установлено, что на основании исполнительного листа <№>, выданного Ленинским районным судом г. Саранска Республики Мордовия, с предметом исполнения: «обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение шести месяцев со дня изготовления проектно-сметной документации: обеспечить Соломатину А.А. - инвалиду, использующему кресло-коляску, условия беспрепятственного передвижения внутри здания железнодорожного вокзала станции Саранск, а именно с цокольного этажа на первый этаж, с первого на второй этаж здания Саранского железнодорожного вокзала, путем устройства вертикальных подъемников в соответствии с требованиями государственного стандарта ГОСТ Р 51630-2000 «Платформы подъемника с вертикальным и наклонным перемещением для инвалидов. Технические требования доступности для инвалидов» согласно проектно-сметной документации; условия беспрепятственного передвижения на пассажирские железнодорожные пути комплекса «Железнодорожный вокзал станции Саранск» в соответствии с требованиями абзаца второго пункта 8.3 СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям» согласно проектно-сметной документации», судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов Ленинского района городского округа Саранск УФССП по Республике Мордовия 16 марта 2010 года возбуждено исполнительное производство в отношении должника ОАО «Российские железные дороги».
11 мая 2010 года судебным приставом-исполнителем в адрес должника направлен запрос о предоставлении информации о ходе исполнения требований исполнительного листа, предоставлении проектно-сметной документации для выполнения работ по устройству подъемников и выполнению работ по устройству беспрепятственного передвижения на пассажирские железнодорожные пути с целью установления срока для исполнения требований исполнительного документа, поскольку в исполнительном листе установлен срок для установки подъемников и обеспечения условий беспрепятственного передвижения на пассажирские железнодорожные пути комплекса «Железнодорожный вокзал станции Саранск» - в течение шести месяцев со дня изготовления проектно-сметной документации.
По сведениям ОАО «Российские железные дороги» 22 июня 2010 года выделены денежные средства на приобретение и закупку необходимого оборудования для исполнения судебного акта, проект конкурсной документации, подготовленный Росжелдорснабом - филиалом ОАО «Российские железные дороги» (г.Москва), находится на утверждении в Центре организации конкурсных закупок - филиале ОАО «РЖД» (г.Москва), после утверждения конкурсной документации выписка из последней будет незамедлительно предоставлена в адрес отдела судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск, после проведения конкурса в ОАО «РЖД» в г. Москва будет заключен договор с победителем конкурса и осуществлена централизованная поставка и установка вертикального подъемника на железнодорожном вокзале Саранск.
Кроме того, сообщается, что в целях реализации беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения на пассажирские железнодорожные пути, руководствуясь частью 5 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации», согласно которой в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться меры, по согласованию с общественными организациями инвалидов, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, ОАО «РЖД» в лице Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов, в целях организации беспрепятственного доступа пассажиров с ограничением способности к самостоятельному передвижению, утвердила и согласовала Технологию организации доступа пассажиров с ограничением способности к самостоятельному передвижению на объекты вокзального комплекса вокзала Саранск.
В период с 17 мая 2010 года по 14 февраля 2012 года судебным приставом- исполнителем периодически проводились проверки исполнения требований исполнительного листа.
14 февраля 2012 года судебным приставом-исполнителем установлено, что вертикальный подъемник с первого на второй этаж здания железнодорожного вокзала станции Саранск установлен 30 января 2012 года, для его запуска необходимо заключение Гостехнадзора Республики Мордовия, после чего в адрес ОАО «Российские железные дороги» и руководителя филиала ОАО «Российские железные дороги» - Дирекции железнодорожных вокзалов структурное подразделение Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов направлено требование о предоставлении копии проектно-сметной документации для выполнения работ по устройству подъемников, однако, сведений о том, что требования исполнительного документа в части изготовления проектно-сметной документации должником ОАО «Российский железные дороги» исполнены, в адрес ОСП по Ленинскому району городского округа Саранск УФССП по Республике Мордовия не поступало.
Судом также установлено, в настоящее время вышеуказанное исполнительное производство находится на исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве.
Собранными по делу доказательствами достоверно подтверждается, что судебным приставом-исполнителем осуществлялись действия, направленные на исполнение судебного решения, а сам по себе факт неисполнения решения суда в установленный Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» срок не является следствием бездействия судебного пристава-исполнителя.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оснований для признания незаконными бездействий судебного пристава-исполнителя, произведенных в рамках исполнительного производства, не имеется.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, надлежащим лицом, чьи действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде, является соответствующее должностное лицо службы судебных приставов, наделенное полномочиями по исполнению исполнительного документа, а не территориальный орган службы судебных приставов, в котором осуществляет свои полномочия указанное должностное лицо.
Довод заявителя об ошибочности вывода суда о том, что за бездействие судебного пристава-исполнителя отдела службы судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск УФССП по Республике Мордовия не может отвечать Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия, что противоречит подпункту 3 пункта 6 Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 9 апреля 2007 года № 69, судебной коллегией отклоняется.
Согласно статье 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
В соответствии с нормами действующего законодательства, частями 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьями 8, 9, 10, 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года 118-ФЗ «О судебных приставах», пунктом 6 Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом Минюста РФ от 9 апреля 2007 года № 69 - непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возложено на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, а само территориальное управление лишь обеспечивает осуществление исполнительного производства, но непосредственно не осуществляет его.
Поскольку Соломатин А.А. не указал ни одного факта бездействия конкретных должностных лиц территориального органа ФССП России, при отсутствии подтверждения факта обжалования действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей отдела в УФССП по Республике Мордовия, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда у судебной коллегии не имеется, так как они основаны на материалах и обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом первым статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Соломатина А.А. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Александров С.В.
Судьи Демидчик Н.В.
Середа Л.И.