решение об отказе в удовлетворении иска о понуждении выдать свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья без изменения



Судья Кечкина Н.В. Дело №33-677/57

Докладчик Середа Л.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего Александрова С.В.

судей Демидчик Н.В.

Середы Л.И.

при секретаре судебного заседания Хальмеевой И.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании 3 мая 2012 года в г. Саранске дело по апелляционной жалобе истицы Овсянниковой Т.А. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 февраля 2012 года.

Заслушав доклад судьи Середы Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Овсянникова Т.А. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о понуждении выдать свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

В обоснование требований указано, что истица является инвалидом <данные изъяты> и супругой ветерана боевых действий О.И.В. умершего <дата>. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года не состояли. На ее обращение в 2011 году в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия с заявлением о предоставлении жилищной субсидии письмом от 21 декабря 2011 года отказано в предоставлении жилищной субсидии.

Истица просила суд обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия предоставить ей свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 февраля 2012 года исковые требования Овсянниковой Т.А. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истица Овсянникова Т.А. с решением суда не согласна, просит его отменить и принять новое решение ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права, указав, что Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» касается всех без исключения категорий ветеранов войны (ветераны боевых действий по правовому статусу приравнены в ветеранам Великой Отечественной войны) и распространяет свое действие на членов семей умерших ветеранов боевых действий; изменения, внесенные Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2010 года № 30 в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», которыми исключены из пункта 1 слова «до 1 мая 2010г.» и «и вставших на учет до 1 марта 2005г.», относятся к такой категории, как ветераны боевых действий.

В заседании судебной коллегии истица Овсянникова Т.А. поддержала доводы апелляционной жалобы.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом - путём заблаговременного направления адресату по почте судебного извещения с уведомлением о вручении (л.д. 65), о причинах неявки суд не известил, и отложить разбирательство дела суд не просил.

При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы истицы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Разрешая данный спор, суд первой инстанции, правомерно руководствуясь статьями 1, 3, 4, 16, 21, 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах», Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пунктом 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 г. № 155 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», пришел к обоснованному выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований Овсянниковой Т.А., приведя в решении исчерпывающее правовое обоснование своим выводам.

Как установлено судом, Овсянникова Т.А. является инвалидом <данные изъяты>, вдовой <дата> О.И.В., ветерана боевых действий.

По сведениям Отдела Военного комиссариата Республики Мордовия по Ардатовскому району от 19 января 2012 года № 2/31 О.И.В. с февраля 1984 года по февраль 1986 года проходил службу в действующей армии в Афганистане в составе военной части <данные изъяты> в должности водителя БТР.

Постановлением Администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 8 июня 2011 года № 499 Овсянникова Т.А. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Письмом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия за № 10-12721 от 21 декабря 2011 года Овсянниковой Т.А. отказано в предоставлении жилищной субсидии.

Указанные обстоятельства установлены судом первой инстанции, подтверждаются материалами дела и сомнения в их достоверности не вызывают.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Предусмотренные статьей 21 данного закона меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и -21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (статья 4), утвержденный Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24.04.2006 № 155, предусматривает, что правом на получение социальных выплат обладают ветераны боевых действий, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что <данные изъяты> О.И.В., ветеран боевых действий, приравнивается Федеральным законом «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны и на него и нее, как члена семьи умершего ветерана боевых действий, распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», не основана нормами права.

Из системного толкования указанных норм права следует, что вышеуказанный Указ Президента Российской Федерации о завершении обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий распространяется только на такие категории граждан, как: ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

К указанным категориям граждан истица, являющаяся членом семьи умершего ветерана боевых действий, не относится, Федеральный закон «О ветеранах» не содержит положений, которые приравнивали бы к ветеранам Великой Отечественной войны ветеранов боевых действий.

Кроме того, из указанных норм права следует, что юридически значимым обстоятельством по данному делу является постановка ветерана боевых действий или членов его семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий именно до 1 марта 2005 года.

Поскольку ни истица, ни ее супруг, О.И.В. при жизни, как ветеран боевых действий, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года не вставали, истица Овсянникова Т.А. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, только в 2011 году, суд первой инстанции обоснованно указал, что отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в предоставлении истице социальной выплаты является законным и обоснованным.

Доводы истицы о том, что изменения, внесенные Указом Президента Российской Федерации от 09 января 2010 года № 30 в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» которыми, исключены из пункта 1 слова «до 1 мая 2010г.» и «и вставших на учет до 1 марта 2005г.», и Федеральный закон «О ветеранах» относятся к такой категории, как ветераны боевых действий, несостоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании данных нормативных правовых актов.

Разрешая данное дело, суд обоснованно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом первым статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда города Саранска от 10 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истицы Овсянниковой Т.А. – без удовлетворения.

Судья-председательствующий Александров С.В.

Судьи Демидчик Н.В.

Середа Л.И.