Судья Колчина Л.А. Дело № 33-838/54
Докладчик Козина Е.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи - председательствующего Козиной Е.Г.
судей Адушкиной И.В.
Елиной Т.А.
при секретаре Панковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 мая 2012 года в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Китаева А.А. на решение Большеберезниковского районного суда Республики Мордовия от 21 марта 2012 года.
Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Воронкова М.И. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Большеберезниковскому району Республики Мордовия» и Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании права на получение мер социальной поддержки, указав, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны В.Н.И. В январе 2012 года она обратилась в ГКУ «Социальная защита населения по Большеберезниковскому району Республики Мордовия» о предоставлении ей справки, подтверждающей её статус вдовы участника Великой Отечественной войны и имеющей право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах». Однако названным учреждением ей была выдана справка <№> от <дата> о том, что она является вдовой умершего военнослужащего, что нарушает ее права на получение мер социальной поддержки, в том числе по оплате жилищно-коммунальных услуг и на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Ее муж, В.Н.И. являлся участником Великой Отечественной войны. Он был призван в ряды Советской Армии в октябре 1941 года и демобилизован 1 июля 1946 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 20 марта 1946 года. В справке Отдела военного комиссариата Республики Мордовия по Большеберезниковскому и Кочкуровскому районам <№> от <дата> значится, что В.Н.И. <дата> года рождения, действительно является ветераном-участником Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. и проходил военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 год не менее шести месяцев, или награжденными орденами и медалями СССР в составе 175 артиллерийского полка 36 стрелковой дивизии в период с 14 октября 1941 года по 26 июня 1942 год.
Из справок Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от <дата> и от <дата> <№> усматривается, что в книгах учета рядового и сержантского состава 175 артиллерийского полка 36 мотострелковой дивизии за 1942 год, значится, «телефонист старший кр-ц В.Н.И. <дата> г.р. призван в октябре 1941 года Березниковским РВК Мордовская АССР, на должность назначен <дата> пр. 16, убыл в распоряжение начальника 17-й армии, приказ 200 от 26 июня 1942 года». В справках также сообщается, что документов по учету рядового и сержантского состава, раздаточных ведомостей на выплату денежного содержания рядовому и сержантскому составу 13 батареи 17 Армии, где проходил службу муж Воронковой М.И., на хранении в документах Полевого Управления Армии не имеется. Других документов для наведения справки на хранении нет. Вместе с тем в справке от <дата> сообщается, что 13 батарея Управления командующего артиллерией 17 Армии с 9 августа 1945 года по 3 сентября 1945 год входила в состав действующей армии.
Согласно разделу 1 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющегося приложением к Федеральному закону «О ветеранах» в этот период времени велась война с Японией.
Таким образом, можно сделать обоснованный вывод, что В.Н.И., принимал участие в боевых действиях в войне с Японией в составе действующей армии в период с 9 августа 1945 года по 3 сентября 1945 год.
Воронкова М.И. вступила в брак с В.Н.И. <дата>. Умер В.Н.И. <дата>. После его смерти она в повторный брак не вступала.
Просила суд признать за ней право на меры социальной поддержки, установленные подпунктами 4 и 10 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» для семей погибших (умерших), участников Великой Отечественной войны. Обязать Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Большеберезниковскому району Республики Мордовия» выдать ей справку, подтверждающую ее социальную категорию - вдовы участника Великой Отечественной войны и право на меры социальной поддержки.
Решением Большеберезниковского районного суда Республики Мордовия от 21 марта 2012 года исковые требования Воронковой М.И. удовлетворены.
За Воронковой М.И. признано право на меры социальной поддержки, установленные статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны.
На Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Большеберезниковскому району Республики Мордовия» возложена обязанность выдать Воронковой М.И. справку, подтверждающую ее социальную категорию - вдовы участника Великой Отечественной войны и право на меры социальной поддержки.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Китаев А.А. просит об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение норм материального права, поскольку истица в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» не имеет право на предоставление ей мер социальной поддержки.
С учетом положений статьи 21 Федерального закона «О ветеранах», а также Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья имеют инвалиды и участники Великой Отечественной войны, принимавшие непосредственное участие в боевых действиях в воинских частях, входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 года; вдовы ветеранов-участников Великой Отечественной войны обладают правом на получение дополнительной жилой площади в случае постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Судом не принято во внимание, что умерший В.Н.И. не принимал участие в боевых действиях в воинских частях, входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 года, а также то обстоятельство, что Воронкова М.И. не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и не состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Оспаривает вывод суда о том, что В.Н.И. участвовал в боевых действиях с Японией с 9 августа 1945 года по 3 сентября 1945 год.
В возражениях на апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, истица просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание истица Воронкова М.И., представители ответчиков Государственное казенное учреждение – Социальная защита населения по Большеберезниковскому району Республики Мордовия, Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, представитель третьего лица Отдела военного комиссариата Республики Мордовия по Большеберезниковскому и Кочкуровскому районам, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении (л.д.83,84,85,88), о причинах неявки в суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В судебном заседании представитель истицы Воронковой М.И. – адвокат Фадеева Н.Н., действующая на основании ордера № 377 от 24 мая 2012 года, относительно доводов апелляционной жалобы возразила.
Заслушав объяснения представителя истицы Воронковой М.И. - адвоката Фадеевой Н.Н., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного определения судом первой инстанции юридически значимых обстоятельств, и применения нормы материального права (пункт 1, 4 часть первая статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что Воронкова М.И. состояла в зарегистрированном браке с В.Н.И. (л.д.9).
<дата> В.Н.И. умер в с. Судосево Большеберезниковского района Мордовской АССР (л.д.10).
Из справки отдела военного комиссариата Республики Мордовия по Большеберезниковскому и Кочкуровскому районам от <дата> <№>, следует, что В.Н.И. <дата> года рождения, умерший <дата>, действительно является ветераном-участником Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. согласно статьи 17 Федерального закона «О ветеранах» и проходил военную службу в составе 175 артиллерийского полка 35 стрелковой дивизии в период с 14 января 1941 года по 26 июня 1942 года (л.д.8).
Из справок Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от <дата> и от <дата> <№> усматривается, что в книгах учета рядового и сержантского состава 175 артиллерийского полка 36 мотострелковой дивизии за 1942 год, значится, «телефонист старший кр-ц В.Н.И. <дата> г.р. призван в октябре 1941 года Березниковским РВК Мордовская АССР, на должность назначен 14 января 1942 года пр. 16, убыл в распоряжение начальника 17-й армии, приказ 200 от 26 июня 1942 года». В справках также сообщается, что документов по учету рядового и сержантского состава, раздаточных ведомостей на выплату денежного содержания рядовому и сержантскому составу 13 батареи 17 Армии, где проходил службу муж Воронковой М.И., на хранении в документах Полевого Управления Армии не имеется. Других документов для наведения справки на хранении нет. Вместе с тем в справке от 14 февраля 2011 года сообщается, что 13 батарея Управления командующего артиллерией 17 Армии с 9 августа 1945 года по 3 сентября 1945 год входила в состав действующей армии (л.д.11,12).
Согласно сообщению отдела военного комиссариата Республики Мордовия по Большеберезниковскому и Кочкуровскому районам от <дата> <№> по имеющимся архивным данным, полученным с Российского Государственного архива г. Москвы от <дата>, В.Н.И. проходил военную службу в 175 артиллерийском полку 36 стрелковой дивизии в период с 14 января 1941 года по 26 июня 1942 год, в дальнейшем выбывает в распоряжение начальника 17 армии. Далее в архивной справке имеются сведения, что в проверенных приказах по штабу 17 Армии за период 25 сентября 1942 г. – 10 августа 1946 г. и 25 сентября 1945 г. – 10 августа 1946 г., а также в имеющихся на хранении книгах учета рядового и сержантского состава Управления 17 Армии за 1942-1946 г.г., сведений о службе В.Н.И. не выявлено.
Для выдачи справки о прохождении военной службы в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. В.Н.И. необходимо знать его период в той или иной части. В отделе имеются архивные данные о конкретном периоде военной службы В.Н.И. по 175 арт.полку, который принимал участие в действующей армии только в войне с Японией, что не соответствует периоду прохождения военной службы В.Н.И.
На основании чего была выдана справка исх. <№> от <дата> о прохождении военной службы В.Н.И. по статье 17, так как арт.полк в период его службы с 14 января 1941 года по 26 июня 1942 год не входил в состав действующей армии.
Из-за отсутствия архивных данных по состоянию на 12 марта 2012 года о прохождении военной службы в 17 Армии в период 1945-1946 г.г. В.Н.И., отдел военного комиссариата Республики Мордовия по Большеберезниковскому и Кочкуровскому районам не может выдать справку на В.Н.И. по статье 15 как участнику Великой Отечественной войны участвующего в боях в составе 17 Армии (л.д.22).
Статьей 1 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлена такая категория ветеранов, как ветераны Великой Отечественной войны.
Реализуя свои полномочия, законодатель выделил несколько категорий военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункт 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»), меры социальной защиты которых предусмотрены статьями 15 и 17 данного Федерального закона, Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», другими нормативными правовыми актами и различаются по объему.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Закона «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны отнесены участники Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Закона «О ветеранах» военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона
Согласно пункта 1 статьи 23.2 Закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Удовлетворяя требования истицы, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
При этом указал, что Воронкова М.И. как вдова участника Великой Отечественной войны, не вступившая в повторный брак, имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах», в том числе и установленные подпунктами 4 и 10 пункта 1 указанной статьи.
Судебная коллегия признает данный вывод суда ошибочным.
Согласно сообщению отдела военного комиссариата Республики Мордовия по Большеберезниковскому и Кочкуровскому районам от <дата> <№> В.Н.И. является ветераном Великой Отечественной войны, с правом на льготы по статье 17 Федерального Закона «О ветеранах» как военнослужащий, проходивший военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, а не участником Великой Отечественной войны, служившего в действующей армии.
По данным основаниям истица Воронкова М.И. не имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах».
Кроме того, пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Признание граждан нуждающимися в жилье является условием постановки их на учет для получения жилого помещения по договору социального найма. Для постановки на учет необходимы документы, подтверждающие право гражданина на признание его нуждающимся в жилье.
Предусмотренные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» граждане имеют право на получение жилья по договору социального найма, если они нуждаются в жилых помещениях. Основания признания исчерпывающе изложены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из анализа приведенных правовых положений, следует, что правом обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем члены семей участников Великой Отечественной войны могут воспользоваться только после их принятия и признания органом местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку Воронкова М.И. не признана нуждающейся в жилом помещении и не поставлена на учет в качестве вдовы ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, следовательно, оснований для признания за ней права на меры социальной поддержки, установленные статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, не имеется.
С учетом изложенного, постановленное решение нельзя признать законным и оно подлежит отмене, отказав в удовлетворении исковых требований Воронковой М.И. о признании права на получение мер социальной поддержки, по указанным выше основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Большеберезниковского районного суда Республики Мордовия от 21 марта 2012 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Воронковой М.И. к Государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Большеберезниковскому району Республики Мордовия» и Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании права на получение мер социальной поддержки, отказать.
Председательствующий Е.Г.Козина
Судьи И.В.Адушкина
Т.А.Елина