Решение суда, которым удовлетворен иск о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии с уменьшением общеустановленного возраста, оставлено без изменения.



Судья Селезнева О.В.                         Дело № 33-819/27

Докладчик Козина Е.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи - председательствующего            Козиной Е.Г.

судей                                Адушкиной И.В.

Елиной Т.А.

при секретаре                        Панковой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 29 мая 2012 года в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 марта 2012 года.

Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Тишкин В.В. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника пенсионного органа об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с уменьшением общеустановленного возраста, включении в специальный стаж периодов работы, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав, что решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от <дата> <№> в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного возраста ему было отказано из-за отсутствия специального стажа работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Ему не засчитан в стаж в качестве периода работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом с 26 апреля 1986 года по 15 июля 1991 года в должности <данные изъяты>, <данные изъяты> Приволжского филиала ВНИЦ «АИУС-агроресурсы» Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-технологического института МСХ СССР.

Просил суд признать незаконным и отменить решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от <дата> <№>, обязать ответчика включить в трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с постоянной работой на территории с льготным социально-экономическим статусом по нормам пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом статьи 34 Федерального закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» период работы с 26 апреля 1986 года по 15 июля 1991 года в должности <данные изъяты>, <данные изъяты> Приволжского филиала ВНИЦ «АИУС-агроресурсы» Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-технологического института МСХ СССР и назначить досрочную трудовую пенсию с 3 января 2012 года.

12 марта 2012 года Тишкин В.В. исковые требования уточнил, просил суд обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия зачесть ему в трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с постоянной работой на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом периоды работы: с 26 апреля 1986 года по 25 октября 1988 года в должности <данные изъяты> Приволжского филиала ВНИЦ «АИУС-агроресурсы», с 25 октября 1988 года по 7 декабря 1988 года в должности <данные изъяты> Приволжского филиала ВНИЦ «АИУС-агроресурсы», с 7 декабря 1988 года по 15 июля 1991 года в должности <данные изъяты> Приволжского филиала ВНИЦ «АИУС - Агроресурсы» Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-технологического института МСХ СССР. Остальные требования оставил прежними.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 марта 2012 года исковые требования Тишкина В.В. удовлетворены.

Признано незаконным и отменено указанное решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия.

На ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия возложена обязанность зачесть Тишкину В.В. для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с работой на территории с льготным социально-экономическим статусом периоды работы: с 26 апреля 1986 года до 25 октября 1988 года в должности <данные изъяты> Приволжского филиала ВНИЦ «АИУС - агроресурсы», с 25 октября 1988 года до 7 декабря 1988 года в должности <данные изъяты> Приволжского филиала ВНИЦ «АИУС - агроресурсы», с 7 декабря 1988 года по 15 июля 1991 года в должности <данные изъяты> Приволжского филиала ВНИЦ «АИУС - Агроресурсы» Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-технологического института МСХ СССР, назначить Тишкину В.В. досрочную трудовую пенсию по старости с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и с учетом статьи 34 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с работой на территории с льготным социально-экономическим статусом с 3 января 2012 года.

С ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Тишкина В.В. взысканы <данные изъяты> в возмещение расходов, понесенных истцом по оплате государственной пошлины.

В апелляционной жалобе начальник ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаев В.С. просит об отмене решения суда, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку документы, подтверждающие факт нахождения организации - Саранского регионального Центра ВНИЦ «АИУС - Агроресурсы», созданного приказом МСХ СССР Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-технологического института кибернетики МСХ СССР на территории зоны проживания (работы) с льготны социально-экономическим статусом на оспариваемый истцом период, отсутствуют. Считает ссылку суда на показания свидетелей недопустимыми доказательствами.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Родькина И.А., действующая на основании доверенности № 1253 от 2 ноября 2011 г., доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, в удовлетворении иска Тишкина В.В. отказать.

В судебном заседании истец Тишкин В.В., его представитель Сурков М.В., действующий на основании письменного заявления истца, относительно доводов апелляционной жалобы возразили, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Заслушав объяснения представителя ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Родькиной И.А., истца Тишкина В.В., его представителя Суркова М.В., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от <дата> <№> Тишкину В.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного возраста предусмотренного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и с учетом норм статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» из-за отсутствия требуемого стажа работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Тишкину В.В. не засчитаны в стаж период работы, как работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом: с 26 апреля 1986 года по 15 июля 1991 года - в должности <данные изъяты>, <данные изъяты> Приволжского филиала ВНИЦ «АИУС-Агроресурсы» Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-технологического института МСХ СССР, на абсолютную величину на 1 год за работу в период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года и на дополнительную величину, то есть на 1 год за каждые 4 года проработанные на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом, поскольку в соответствии с нормами статьи 13 и 34 Закона от 15 мая 1991 года с учетом положений определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года № 403 право на досрочное назначение пенсии по старости предоставляется гражданам Российской Федерации при условии постоянного проживания (работы) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы. Документы, подтверждающие факт нахождения организации, а именно научной лаборатории - Саранского Регионального Центра Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-технологического института МСХ СССР, на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в период с 26 апреля 1986 года по 15 июля 1991 года отсутствуют.

Разрешая данный спор, суд первой инстанции признал указное решение пенсионного органа в оспариваемой части незаконным.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом, так как он соответствует нормам материального права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно статьи 34 Федерального закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно разъяснениям Минтруда Российской Федерации от 19 апреля 2000 года № 4 «О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (утв. постановлением Минтруда РФ и Фонда социального развития РФ от 19 апреля 2000 года № 33) пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отчуждения, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, с льготным социально-экономическим статусом, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне), выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, осуществляется в соответствии со статьями 31-37 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 1 разъяснения).

Назначение пенсий по возрасту гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего разъяснения, производится с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности их постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании перечня населенных пунктов, находящихся в границах этих зон, утверждаемого Правительством Российской Федерации (статья 7 Закона).

При назначении гражданам пенсий по возрасту в соответствии со статьями 31-37 Закона учитывается перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года. Поселок Ялга входит в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В стаж, дающий право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста, в соответствии со статьями 31-37 Закона, включается время постоянного проживания или работы граждан в населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период действия перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.

Из трудовой книжки истца, которая оформлена в соответствии с требованиями Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда Российской Федерации от 10 октября 2003 года и в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации и является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника следует, что Тишкин В.В. 1 августа 1985 года принят на должность <данные изъяты> Саранского регионального центра ВНИЦ «АИУС - Агроресурсы», созданного приказом МСХ СССР № 29 от 12 декабря 1983 года «Об образовании ВНИЦ «АИУС-агроресурсы» на базе Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-технологического института кибернетики МСХ СССР». На основании приказа № 313 от 11 мая 1988 года на базе Саранского регионального центра создан Приволжский филиал ВНИЦ «АИУС - Агроресурсы»; 1 июня 1988 года - переведен на должность <данные изъяты>; 25 октября 1988 года - назначен <данные изъяты> до прохождения по конкурсу; приказом № 64-к от 7 декабря 1988 года - назначен на должность <данные изъяты>; 15 июля 1991 года - уволен в порядке перевода в Мордовский госуниверситет им. Н.П. Огарева по пункту 5 статьи 29 КЗоТ РСФСР (л.д.19-21).

Из справки Приволжского института мониторинга земель и экосистем ВолгоИМЗ (является правопреемником Приволжского филиала ВНИЦ «АИУС-Агроресурсы» на основании приказа Госкомзема РФ <№> от <дата>), следует, что Тишкин В.В. работал в Приволжском филиале ВНИЦ «АИУС-агроресурсы», в арендуемом помещении МРУК Госагропрома МАССР, расположенном в пос. Ялга на территории с льготным социально-экономическим статусом, в период с 26 апреля 1986 года по 15 июля 1991 года постоянно полный рабочий день (л.д.18).

На основании договора аренды от <дата> Мордовский республиканский учебно-курсовой комбинат Госагропрома МАССР сдал, а Приволжский филиал ВНИЦ «АИУС - агроресурсы» принял в арендное пользование помещение (нижний этаж и часть второго этажа здания учебно-курсового комбината), расположенное на территории ВДНХ МАССР площадью всего 611 кв.м. для размещения ИВЦ филиала (л.д.5-7).

Согласно справке Представителя Администрации городского округа Саранск в рп. Ялга М.П.Н. <№> от <дата> Приволжский филиал ВНИЦ «АИУС -агроресурсы», расположенный по адресу: <адрес>, находился в р.п. Ялга, который относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.17).

При таких обстоятельствах суд, оценив доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно пришел к выводу о том, что спорные периоды работы истца подлежат включению в стаж для назначения пенсии с уменьшением возраста как работа на территории зоны работы с льготным социально-экономическим статусом.

Принимая во внимание, что согласно материалам пенсионного дела страховой стаж истца на момент обращения в пенсионный орган составил 35 лет 3 месяца 1 день, с учетом статьи 34 Федерального закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пенсионный возраст истца подлежит снижению еще на 2 года и составляет 58 лет.

По мнению судебной коллегии, судом первой инстанции при разрешении данного спора, тщательным образом были исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности их исследования и оценки, не имеется.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что отсутствуют документы, подтверждающие факт нахождения организации - Саранского регионального Центра ВНИЦ «АИУС - Агроресурсы», созданного приказом МСХ СССР Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-технологического института кибернетики МСХ СССР на территории зоны проживания (работы) с льготны социально-экономическим статусом на оспариваемый истцом период, являются несостоятельными и опровергаются вышеперечисленными материалами дела. Доказательств, свидетельствующих об обратном, пенсионным органом с учетом требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.

Указание в жалобе на то, что суд в нарушение статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора принял показания свидетелей, судебная коллегия отклоняет, поскольку установлено, что документы, касающиеся деятельности Саранского регионального Центра ВНИЦ «АИУС-Агроресурсы», ни в Центральный государственный архив, ни в объединенный межведомственный архив не поступали, поэтому указанное обстоятельство, как не зависящее от истца, не лишает его права на назначение льготной пенсии по решению суда, вынесенного в том числе, и на показания свидетелей.

По мнению судебной коллегии, материалы дела исследованы судом с достаточной полнотой, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.

Таким образом, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. - без удовлетворения.

Председательствующий                    Е.Г. Козина

Судьи                                И.В. Адушкина

Т.А. Елина