о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения



Судья Бикмаева Е.А.                         Дело № 33-913/27

Докладчик Володина Г.Ф.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего      Скипальской Л.И.

судей     Володиной Г.Ф.

Середы Л.И.

при секретаре судебного заседания Хальмеевой И.Р.

                                    

рассмотрела в открытом судебном заседании от 19 июня 2012 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе истицы Остапчук Р.С. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 22 марта 2012 года

Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

у с т а н о в и л а:

Остапчук Р.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия (далее по тексту – ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия) о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В обоснование иска указала, что 04 февраля 2011 г. она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением Пенсионного фонда № 122 от 05 октября 2011 г. в назначении данной пенсии ей было отказано из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа.

Ответчиком засчитаны в специальный стаж периоды ее работы:

- с 02.04.1987 по 23.09.2001 в должности медицинской сестры медицинской части ФКУ ЛИУ № <данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия (в том числе отпуск по беременности и родам с 03.10.1989 по 31.01.1990, отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 01.02.1990 по 31.01.1990, отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с 08.12.1990 по 18.05.1992, отпуск по беременности и родам с 24.02.1997 по 13.07.1997 - в календарном исчислении);

- с 08.03.2004 по 04.02.2009 в должности медицинской сестры палатной медицинской части ФКУ ЛИУ № <данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия; с 05.02.2009 по 01.03.2009 - в должности медицинской сестры медицинской части ФКУ ЛИУ № <данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия;

- с 02.03.2009 г. по 29.09.2011 г. в должности медицинской сестры перевязочной ФКУ ЛИУ № <данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия.

Не засчитаны в специальный стаж периоды: с 14.07.1997 по 30.10.1998 –нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет;

- с 31.10.1998 по 01.08.1999 - нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет;

- с 07.09.2005 по 05.10.2005, с 18.10.2010 по 16.11.2010 - курсы повышения квалификации;

- с 01.10.1989 по 02.10.1989, с 18.10.1999 по 29.10.1999 - отпуск без сохранения заработной платы.

Указала, что Пенсионным фондом не произведен расчет стажа ее работы в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.

Не засчитан в специальный стаж в льготном исчислении период ее работы в должности медицинской сестры медицинской части ФКУ ЛИУ № <данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия с 24.09.2001 по 07.03.2004.

Считала, что ответчик лишил ее законного права на назначение досрочной трудовой пенсии с момента возникновения ее права на данную пенсию.

Просила суд признать решение ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия № 122 от 05 октября 2011 г. незаконным, возложить обязанность на Пенсионный фонд включить в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения период ее работы в должности медицинской сестры медицинской части ФКУ ЛИУ № <данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия с 24.09.2001 по 07.03.2004, периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с 07.09.2005 по 05.10.2005, с 18.10.2010 по 16.11.2010 и назначить ей данную трудовую пенсию со дня возникновения права на пенсию.

Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 22 марта 2012 г. постановлено: «В удовлетворении исковых требований Остапчук Р.С. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово - Полянском районе Республики Мордовия о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, о включении в специальный стаж не засчитанных периодов работы, из - за отсутствия специального стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости – отказать».

В апелляционной жалобе Остапчук Р.С. с решением суда не согласна, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указала, что вся ее трудовая деятельность прошла в лечебно-исправительном учреждении № <данные изъяты> УФСИН России (для осужденных больных алкоголизмом, наркоманией – 514 мест) в качестве медицинской сестры, где продолжает работать и в настоящее время. Ее трудовые обязанности за все время трудовой деятельности не изменялись. Считает, что спорные периоды подлежат зачету в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В судебном заседании истица Остапчук Р.С. доводы апелляционной жалобы поддержала.

В судебном заседании представитель ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия Дунаева Н.Н. относительно апелляционной жалобы возразила.

Заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела следует, что решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия № 122 от 05 октября 2011 г. Остапчук Р.С. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, поскольку специальный стаж Остапчук Р.С. на момент обращения составил 21 год 07 месяцев 27 дней.

Приняты к зачету в специальный стаж периоды ее работы: с 02.04.1987 по 23.09.2001 в должности медицинской сестры медицинской части ФКУ ЛИУ № <данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия (в том числе отпуск по беременности и родам с 03.10.1989 по 31.01.1990, отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 01.02.1990 по 31.01.1990, отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с 08.12.1990 по 18.05.1992, отпуск по беременности и родам с 24.02.1997 по 13.07.1997 - в календарном исчислении);

- с 08.03.2004 по 04.02.2009 в должности медицинской сестры палатной медицинской части ФКУ ЛИУ № <данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия; с 05.02.2009 по 01.03.2009 в должности медицинской сестры медицинской части ФКУ ЛИУ № <данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия; с 02.03.2009 по 29.09.2011 в должности медицинской сестры перевязочной ФКУ ЛИУ № <данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия.

Не засчитаны в специальный стаж периоды ее работы: с 14.07.1997 по 30.10.1998 период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет; с 31.10.1998 по 01.08.1999 период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.

Также не засчитаны в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 07.09.2005 по 05.10.2005, с 18.10.2010 по 16.11.2010; периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 01.10.1989 по 02.10.1989, с 18.10.1999 по 29.10.1999, как не предусмотренные п.п.4-5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона от 11.07.2002 № 516.

В судебном заседании истица Остапчук Р.С. просила включить в специальный стаж период ее работы в должности медицинской сестры медицинской части ФКУ ЛИУ № <данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия с 24.09.2001 по 07.03.2004 и курсы повышения квалификации с 07.09.2005 по 05.10.2005, с 18.10.2010 по 16.11.2010, что также следует из ее искового заявления.

Отказывая истице Остапчук Р.С. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на момент обращения истицы 29 сентября 2011 г. с заявлением в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции специальный трудовой стаж истицы составил менее требуемых законом 25 лет и ее право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения не наступило.

При этом суд правомерно отказал истице во включении в льготный медицинский стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения период ее работы в должности медицинской сестры медицинской части ФКУ ЛИУ № <данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия с 24.09.2001 по 07.03.2004, как период ее службы в органах уголовно-исполнительной системы Минюста России, поскольку, согласно материалам дела, истица в данный период работы хотя и работала медицинской сестрой, однако эта должность являлась аттестованной.

Согласно справке начальника ФКУ ЛИУ-<данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия от 21.09.2011 № 14/19а-326 приказом начальника Учреждения ЖХ-385 ГУИН Минюста России от 30.07.2001 № 145 были внесены изменения в штатное расписание, должность медицинской сестры по категории специалиста была сокращена и отнесена к категории младшего начальствующего состава. По должности младшего начальствующего состава в должности медицинской сестры медицинской части Остапчук Р.С. работала с 24.09.2001 по 07.03.2004. Выслуга лет в органах уголовно-исполнительной системы составляет 2 года 5 месяцев 13 дней (л.д. 37).

Таким образом, выполняемые истицей в период работы в должности медицинской сестры медицинской части ФКУ ЛИУ № <данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия с 24.09.2001 по 07.03.2004 функции, условия и характер деятельности тождественны работам, выполняемым медсестрами аналогичной специальности в гражданских медицинских учреждениях, однако работа (служба) в условиях непосредственного контакта с осужденными в силу подпункта «г» пункта 3 Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 засчитывается в выслугу лет в льготном исчислении как работа в особых условиях.

Между тем, правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пользуются работники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, относящиеся к гражданскому персоналу, то есть к лицам, не имеющим специальных званий рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы. В тех случаях, когда указанным работникам по результатам аттестации присваивается воинское звание, их пенсионное обеспечение регулируется Законом Российской Федерации № 4486-1 от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В силу постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» эти два вида медицинской деятельности не подлежат суммированию.

Поэтому суд обоснованно отказал истице во включении в специальный стаж в связи с медицинской деятельностью периода работы в должности медицинской сестры медицинской части ФКУ ЛИУ № <данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия с 24.09.2001 по 07.03.2004.

Доводы истицы Остапчук Р.С. о том, что Пенсионный фонд неправомерно засчитал периоды ее работы с 02.04.1987 по 23.09.2001 в должности медицинской сестры медицинской части ФКУ ЛИУ № <данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия (в том числе отпуск по беременности и родам с 03.10.1989 по 31.01.1990, отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 01.02.1990 по 31.01.1990, отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с 08.12.1990 по 18.05.1992, отпуск по беременности и родам с 24.02.1997 по 13.07.1997 и другие периоды - в календарном, а не в льготном исчислении как 1,3), не влекут отмену законного решения суда.

Из материалов дела усматривается, что указанные периоды работы истицы протекали в медицинской части ФКУ ЛИУ-<данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия, которое расположено в сельской местности.

Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» № 340-1 от 20 ноября 1990 г. (утратил силу с 01.01.2002) было предусмотрено, что пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Из трудовой книжки на имя Остапчук Р.С. следует, что она с 02.04.1987 по 23.09.2001 работала в должности медицинской сестры медицинской части Учреждения ЖХ-385/<данные изъяты>; с 24.09.2001 по 07.03.2004 - служба в органах уголовно-исполнительной системы Минюста России; с 08.03.2004 по 04.02.2009 работала в должности медицинской сестры палатной медицинской части Учреждения ЖХ-385/<данные изъяты>; с 05.02.2009 по 01.03.2009 работала в должности медицинской сестры медицинской части ФКУ ЛИУ-<данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия; с 02.03.2009 по настоящее время работает должности медицинской сестры перевязочной медицинской части ФКУ ЛИУ-<данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия.

Согласно справке, уточняющей особый характер работ и условий труда, необходимых для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, выданной Федеральным казенным учреждением « Лечебное исправительное учреждение №<данные изъяты>» Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия №75 от 21 сентября 2011 г., Остапчук Р.С. работала полный рабочий день на полную ставку полную медицинскую нагрузку с 02.04.1987 (приказ от 28.04.1987 № 29-лс) по 23.09.2001 (приказ от 24.09.2001 № 202-лс) в должности медицинской сестры медицинской части Учреждения ЖХ-385/<данные изъяты>; с 08.03.2004 (приказ от 10.03.2004 № 37-лс) по 04.02.2009 в должности медицинской сестры палатной медицинской части Учреждения ЖХ-385/<данные изъяты>; с 05.02.2009 (приказ от 05.02.2009 №20-лс) по 01.03.2009 в должности медицинской сестры медицинской части ФКУ ЛИУ-<данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия; с 02.03.2009 (приказ от 27.02.2009 № 34-лс) по настоящее время работает должности медицинской сестры перевязочной медицинской части ФКУ ЛИУ-<данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия. Основание выдачи справки: лицевые счета по заработной плате за 1987 года по настоящее время, книги приказов с 1987 года по настоящее время.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации № 1066, вступившим в силу с 01 ноября 1999 г., утвержден Список должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 3 данного Постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 г. засчитываются в стаж в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464.

Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991, врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности при наличии специального стажа имели право на пенсию по выслуге лет.

Этим же постановлением (пункт 2) установлены правила исчисления сроков выслуги, согласно которым работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, один год работы в сельской местности и поселке городского типа (рабочем поселке) должен быть учтен как один год и 3 месяца.

Указанный порядок исчисления сроков выслуги был изменен постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», вступившим в силу с 01.11.1999.

Постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29.10.2002 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

Поскольку ранее действующее законодательство предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа, то таким образом, периоды работы истицы до 01 ноября 1999 г. подлежали бы включению в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с применением коэффициента 1,3. Однако, как следует из материалов дела, льготный медицинский стаж истицы в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения даже с применением коэффициента 1,3 за периоды работы до 01 ноября 1999 г. и последующего стажа работы при исчислении в календарном порядке в совокупности составит 22 года 8 месяцев 24 дня при требуемом 25-летнем стаже для назначения такой пенсии.

Таким образом, решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном применении норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

о п р е д е л и л а:

Решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 22 марта 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Остапчук Р.С. – без удовлетворения.

Судья-председательствующий Скипальская Л.И.

    

Судьи Володина Г.Ф.

Середа Л.И.