Судья Татаркина Г.Г. Дело № 33-1121/27
Докладчик Адушкина И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Володиной Г.Ф.
Середы Л.И.
при секретаре Панковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 28 июня 2012 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия Батяйкиной В.К. на решение Дубёнского районного суда Республики Мордовия от 27 апреля 2012 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
у с т а н о в и л а:
Горбунова Л.П. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности и включении периодов работы в специальный стаж (л.д.1-3).
В обосновании требований указала, что 20 января 2012 г. она обратилась с письменным заявлением в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, имея при этом стаж более 30 лет по медицинской специальности. Решением <№> от 25 января 2012 г. ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в виду того, что на момент обращения у неё отсутствует 25 лет требуемого специального стажа в сельской местности, а имеется только 21 год 10 месяцев 14 дней. При этом ей не засчитали в специальный стаж период работы с 30 марта 1988 г. по 25 февраля 1997 г. в должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета колхоза «<данные изъяты>» Атяшевского района Республики Мордовия.
Считает, что ей необоснованно отказано в назначении досрочной пенсии, поскольку в оспариваемый период она работала по специальности в должности медицинской сестры, в помещении фельдшерского акушерского пункта имелся медицинский кабинет, её работа была связана с охраной здоровья населения, оказания медицинской помощи, проведения профилактических мероприятий. В указанный период действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», перечень учреждений которого содержал детские сады, детские ясли, детские учреждения и учебные учреждения, отнесённые к лечебно-профилактическим учреждениям, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения, и в данном Перечне были поименованы медицинские сестры - все, независимо от наименования учреждения.
Просит суд признать решение пенсионного органа от 25 января 2012 г. незаконным, обязать ответчика включить ей в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности период работы с 30 марта 1988 г. по 25 февраля 1997 г. в должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета колхоза «<данные изъяты> Атяшевского района Республики Мордовия, обязать ответчика досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности с даты обращения - 20 января 2012 г.
Решением Дубёнского районного суда Республики Мордовия от 27 апреля 2012 г. исковые требования Горбуновой Л.П. удовлетворены (л.д.79-84).
В апелляционной жалобе начальник Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия Батяйкина В.К. считает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить (л.д.93-95).
В жалобе указала, что должность медицинской сестры физиотерапевтического кабинета, в которой работала истица, не засчитывается в специальный стаж, так как данное наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав пояснения представителя ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия Наумкина А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истицы Горбуновой Л.П., просившей об оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 20 января 2012 г. Горбунова Л.П. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении ей досрочной пенсии за выслугу лет, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения (л.д. 36-37).
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнского муниципальном районе Республики Мордовия <№> от 25 января 2012г. Горбуновой Л.П. отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. Требуется 25 лет, имеется 10 лет 14 дней. При этом в специальный стаж не зачтен период работы в должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета колхоза «<данные изъяты>» Атяшевского района с 30 марта 1988 г. по 25 февраля 1997 г. (л.д.29-30).
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, занимающихся определенной профессиональной деятельностью.
Спорный период работы истицы может быть оценен на основании Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, либо Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 г. №464, действовавшего в спорный период.
Список от 06 сентября 1991 г. № 464 не содержал конкретный перечень учреждений, работа в которых предоставляла право на пенсию по выслуге лет. В связи с этим для определения перечня учреждений следует руководствоваться Номенклатурами учреждений здравоохранения, перечисленными в приложении 3 к приказу Минздрава РФ от 23 ноября 1992 г. № 301 «Об оплате труда работников здравоохранения» и в приложении № 3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения РФ к приказу Минздравмедпрома РФ от 20 февраля 1995 г. № 35, в которых в числе амбулаторно-поликлинических учреждений перечислены фельдшерско-акушерские пункты и отсутствует физиотерапевтический кабинет колхоза.
Такого учреждения, как физиотерапевтический кабинет колхоза, в числе перечня учреждений не содержит и Список от 29 октября 2002 г.
Требования Горбуновой Л.П. о включении спорного периода в специальный стаж были основаны на тождественности выполняемых ею функций, условиям и характеру деятельности в фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП), которые согласно номенклатуре учреждений здравоохранения отнесены к лечебно-профилактическим учреждениям.
Согласно записи в трудовой книжке от 30 марта 1988г. Горбунова Л.П. освобождена от занимаемой должности в Атяшевской центральной больнице в связи с переводом в колхоз «<данные изъяты>»; принята на работу в колхоз <данные изъяты>» Атяшевского района Мордовской АССР в качестве медсестры физиотерапевтического кабинета (л.д.39-41)..
Из справок муниципального архивного бюджетного учреждения Атяшевского муниципального района «Объединённый межведомственный архив по личному составу» следует, что Горбунова (в девичестве Калабаева) Л.П. в период с апреля 1988 года по январь 1997 года получала заработную плату в колхозе «<данные изъяты>» Атяшевского района Республики Мордовия. Данные справки выданы на основании лицевых счетов фонда <№> (л.д.72-73).
В сведениях о пенсионных правах застрахованного лица из АРМ «<данные изъяты>» Горбунова Л.П. в период с 30 марта 1988 г. по 31 января 1997 г. работала медицинской сестрой физиотерапевтического кабинета в колхозе «<данные изъяты>» Атяшевского района (л.д.42).
Из акта документальной проверки льготной работы Горбуновой Л.П. от 27 декабря 2012 г. следует, что на основании приказа <№> от 30 марта 1988 г. Калабаева Л.П. (истица) освобождена от должности патронажной медицинской сестры Сабанчеевского ФАП в связи с переводом в колхоз «<данные изъяты>» с 30 марта 1988 г. (л.д.53).
Согласно статье 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Истицей Горбуновой Л.П. не представлено достаточных доказательств, с достоверностью подтверждающих тождественность выполняемых ею функций медицинской сестры физиотерапевтического кабинета должности медицинской сестры фельдшерско-акушерского пункта.
Горбуновой Л.П. не представлены должностные обязанности, выполняемые ею в физиотерапевтическом кабинете, не представлены должностные обязанности медицинской сестры фельдшерско-акушерского пункта для выяснения и соотнесения объема и характера выполняемых ею функций с работой в аналогичной должности в учреждении, работа в котором дает право на досрочную трудовую пенсию.
Тождественность функций, условий и характера деятельности в спорные периоды работе в качестве медицинской сестры ФАП не подтвержден ни одним письменным доказательством, которыми могли быть справки работодателя, отчеты, представляемые истицей по итогам своей работы, отчеты о движении медикаментов и медоборудования.
Истице следовало подтвердить, что ее функциональные обязанности соответствовали основным направлениям деятельности лечебно-профилактических учреждений - ФАП, предусмотренным п. 4 Положения о фельдшерско-акушерском пункте, утвержденного приказом Минздрава СССР от 23 сентября 1981 г.
С учетом недоказанности тождества выполняемых истицей обязанностей, условий и характера ее деятельности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета колхоза «Путь Ильича» работе в лечебно-профилактическом учреждении в виде фельдшерско-акушерского пункта, работа в котором дает право на досрочное назначение пенсии, неправомерным является вывод суда о наличии оснований для решения вопроса о назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную деятельность.
Данное обстоятельство повлекло неправильное применение норм материального права и в соответствии с частью второй статьи 330 ГПК Российской Федерации является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, а решение суда подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 ГПК Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Исходя из того, что доказательства, подтверждающие обстоятельства, имеющие значение для дела, собраны достаточно полно, судебная коллегия, рассмотрев дело, принимает новое решение, которым исковые требования Горбуновой Л.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности и включении периодов работы в специальный стаж оставить без удовлетворения.
Исходя из изложенного, руководствуясь пунктом вторым статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
о п р е д е л и л а;
решение Дубёнского районного суда Республики Мордовия от 27 апреля 2012 г. отменить, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия Батяйкиной В.К. удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Горбуновой Л.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности и включении периодов работы в специальный стаж оставить без удовлетворения.
Председательствующий И.В.Адушкина
Судьи Г.Ф.Володина Л.И.Середа