Судья Иванушкина Т.Н. Дело № 33-1088/27
Докладчик Володина Г.Ф.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Володиной Г.Ф.
Середы Л.И.
при секретаре судебного заседания Панковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 28 июня 2012 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия Зозиной Л.М. на решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 28 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
у с т а н о в и л а:
Манойло А.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия (далее по тексту – ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия) о признании незаконным решения об отказе во включении в специальный трудовой стаж периода работы и отказе в назначении доплаты к пенсии.
В обоснование иска указал, что 15 марта 2011 г. он обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84 –ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности». Решением Пенсионного фонда № 6 от 25 марта 2011 г. в назначении доплаты к пенсии ему было отказано из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стаж. В специальный стаж не был засчитан период его работы в качестве крепильщика-горнорабочего по ремонту горных выработок в Донецкой области с 01.01.1991 по 12.04.1996.
Считал отказ Пенсионного фонда в назначении ему доплаты к пенсии незаконным. Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением. При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992 учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств – участников Соглашения от 13.03.1992. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж в порядке, предусмотренном статьями 99 – 104 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.1990 (письмо Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18).
Просил суд решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия от 25 марта 2011 г. № 6 в части не включения в специальный стаж, дающий право на назначение доплаты к пенсии, периода работы с 01.01.1991 и отказе в назначении доплаты к пенсии признать незаконным и отменить; признать за ним право на назначение доплаты к пенсии с 01.05.2011 г.; обязать Пенсионный фонд включить в специальный стаж, дающий право на назначение доплаты к пенсии, период работы в качестве крепильщика-горнорабочего по ремонту горных выработок с 01.01.1991 по 12.04.1996, назначить ему доплату к пенсии с 01.05.2011, а также взыскать в его пользу судебные расходы в сумме 1700 рублей.
Решением Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 28 апреля 2012 г. постановлено: «Исковые требования Манойло А.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации государственное учреждение в Атяшевском районе Республики Мордовия удовлетворить.
Признать незаконным Решение начальника ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия № 6 от 25 марта 2011 года об отказе Манойло А.П. включить в специальный стаж, дающий право на назначение доплаты к пенсии периода работы с 01 января 1991 года по 12 апреля 1996 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском районе РМ включить в специальный стаж, дающий право на назначение доплаты к пенсии периода работы с 01 января 1991 года по 12 апреля 1996 года в должности горнорабочего по ремонту горных выработок и назначить Манойло А.П. доплату как работнику угольной промышленности в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации №84 от 10.05.2010 года «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» с 01 мая 2011 года.
Взыскать с ГУ УПФ РФ в Атяшевском районе РМ в пользу Манойло А.П. судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей».
В апелляционной жалобе начальник ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия Зозина Л.М. считает решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением пенсионного законодательства, просит его отменить, ссылаясь на то, что в стаж для установления доплаты к пенсии может включаться соответствующая работа в российских организациях угольной промышленности за весь период такой работы, а также в организациях угольной промышленности СССР – до 01 января 1991 г.
В возражениях на апелляционную жалобу Манойло А.П. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия Ивашкина Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
В судебном заседании Манойло А.П. относительно апелляционной жалобы возразил.
Заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что Манойло А.П. 15 марта 2011 г. обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия за назначением доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности».
Решением начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия № 6 от 25 марта 2011 г. Манойло А.П. отказано в назначении доплаты к пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа, со ссылкой на то, что согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской федерации. При этом к уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Трудовая деятельность Манойло А.П. осуществлялась в организациях угольной промышленности Республики Украина с 27.10.1967 по 12.04.1996 в качестве крепильщика, горнорабочего по ремонту горных выработок. Таким образом, стаж работы Манойло А.П. для установления доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом № 84-ФЗ составляет 23 года 2 месяца 4 дня.
Суд первой инстанции обоснованно признал данное решение Пенсионного фонда незаконным.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации, от 28 апреля 2010 г., в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 217-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы). В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно записям в трудовой книжке на имя Манойло А.П., он 27.10.1967 принят в шахту имени Ленина тр. Макивуголь» подземным крепильщиком 4 разряда с полным рабочим днем в шахте, 01.01.1971 переведен в ордена Трудового Красного Знамени шахту Пролетарская имени Ленина комбината «Макивуголь» в связи с объединением шахт, 01.10.1978 в связи с выделением шахты «Калиновская-Восточная» в отдельную производственную единицу переведен крепильщиком по ремонту 4 разряда подземным полным рабочим днем в шахте, 01.10.1978 принят крепильщиком по ремонту 4 разряда подземным с полным рабочим днем в шахту «Калиновская-Восточная» производственного объединения «Макивуголь», 01.02.1981 в связи с изменением структуры управления шахта «Калиновская-Восточная» п/о «Макивуголь» подчинена п/о «Советскуголь», 01.03.1982 в связи с введением новых условий оплаты труда приказом № 123 от 13.02.1982 присвоена профессия горнорабочий по ремонту горных выработок подземным с полным рабочим днем в шахту четвертого разряда, 12.04.1996 уволен по статье 38 КЗОТ Украины по собственному желанию в связи с уходом на пенсию.
Из материалов дела следует, что у Манойло А.П. трудовой стаж в должности крепильщика и горнорабочего по ремонту горных выработок, что относится к подземным работам, предусмотренных Списком № 481 от 13 сентября 1991 г., с 27.10.1967 по 12.04.1996 составляет 28 лет 10 месяцев 6 дней, при требуемом 25-ти летнем стаже для назначения доплат к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ.
ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Манойло А.П. отказано в назначении доплаты к пенсии как работнику угольной промышленности в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности», поскольку период его работы с 01.01.1991 по 12.04.1996 в должности крепильщика и горнорабочего по ремонту горных выработок протекал в Республике Украина, то есть в другом государстве, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за этот период с организации не поступали.
Вместе с тем, право на ежемесячную доплату к пенсии имеют граждане, длительное время проработавшие в угольной отрасли. При этом стаж работы на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца, на строительстве угольных шахт должен быть не менее 25 лет. Стаж работы в качестве работников ведущих профессий в угольной отрасли (горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин) - должен быть не менее 20 лет. В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности», доплата производится за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.
В соответствии с вышеуказанной статьей 1 Федерального закона от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» в стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в с соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, из буквального толкования указанной нормы следует, что порядок исчисления стажа для целей Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах, следовательно, установленный при назначении досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж не может быть пересмотрен при определении права работника угольной промышленности на доплату к такой пенсии.
В приложении №1 Распоряжения Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации № 99р от 22.06.2004 «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР» в пункте 5 указано, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
Тот факт, что финансирование спорных выплат производится за счет отчислений российских организаций угольной промышленности, не влияет на право истца на назначение требуемой доплаты, поскольку Федеральный закон от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» в данном случае определяет
лишь порядок формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, направляемого на выплату доплаты, и не содержит ограничений по назначению доплаты пенсионерам, работавшим в организациях, не включенных в Перечень организаций угольной промышленности, являющихся плательщиками взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии бывшим работникам указанных организаций.
Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» определены категории лиц, имеющих право на ежемесячную доплату к пенсии, к которым относятся: лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иных критериев для определения права бывшего работника угольной промышленности на получение доплаты к пенсии данный Федеральный закон не содержит.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о незаконности отказа Пенсионного органа заявителю Манойло А.П. на получение доплаты к пенсии как бывшему работнику угольной промышленности на основании Федерального закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности».
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции; основаны на неправильном применении норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
о п р е д е л и л а:
Решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 28 апреля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ– Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия Зозиной Л.М. – без удовлетворения.
Судья-председательствующий Адушкина И.В.
Судьи Володина Г.Ф.
Середа Л.И.