Судья Селезнёва О.В. Дело № 33-1077/57
Докладчик Межевова Н.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Старинновой Л.Д.
судей Елиной Т.А. Межевовой Н.И.
при секретаре Лебедевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 июня 2012 г. в г. Саранске дело по апелляционной жалобе представителя ФКУЗ «МСЧ России по Республике Мордовия» Вавилина А.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 марта 2012 г.
Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., судебная коллегия
установила:
Серетюков С.Н. обратился в суд с иском к медико-санитарной части Министерства внутренних дел по Республике Мордовия о признании свидетельства о болезни <№> от 16 сентября 2010 г. незаконным, изменении формулировки заключения свидетельства о болезни.
В обоснование иска указал, что он проходил службу в органах внутренних дел Республики Мордовия, последняя занимая должность – оперативный дежурный дежурной части отдела милиции <данные изъяты>, звание - майор милиции. Приказом МВД по Республике Мордовия от 19 октября 2010 года <№> л/с он уволен из органов внутренних дел по болезни.
Заключением военно-врачебной комиссии МСЧ МВД по Республике Мордовия от 16 сентября 2010 года <№> он признан негодным к военной службе и ему выставлен диагноз: <данные изъяты> (14 мая 2010 г., 26 мая 2010 г., 4 июня 2010 г., 21 августа 2010 г.). Однако в заключении ВВК не описывается случай, который послужил началом всех последствий ЗЧМТ. В свидетельстве о болезни указано, что «со слов, во время служебной командировки в СКР в марте 1996 года получил сотрясение головного мозга (справка о травме не представлена)». Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 декабря 2010 г. телесные повреждения, полученные им 6 марта 1996 года, признаны полученными при исполнении служебных обязанностей.
Он неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о внесении изменений в заключение ВВК по тем основаниям, что вышеуказанным решением суда было установлено, что травма в марте 1996 года получена им при исполнении служеб
ных обязанностей, однако ответчик отказал ему в этом, ссылаясь на отсутствие оснований для изменения заключения ВВК от 16 сентября 2010 года.
В заявлении от 21 декабря 2011 года Серетюков С.Н. уточнил исковые требования и просил признать заключение ВВК МСЧ МВД по Республике Мордовия, вынесенное в свидетельстве о болезни <№> от 16 сентября 2010 г. незаконным в части установления причинной связи между увечьем в редакции «заболевание получено в период прохождения службы»; обязать ответчика пересмотреть ранее вынесенное заключение в части установления причинной связи увечий, включив в него травму от 6 марта 1996 г., признанную решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 февраля 2011 г., полученной при исполнении служебных обязанностей.
В заявлении от 13 марта 2012 г. Серетюков С.Н. уточнил исковые требования и просил признать заключение ВВК МСЧ МВД по Республике Мордовия, вынесенное в свидетельстве о болезни <№> от 16 сентября 2010 г. незаконным в части установления причинной связи между увечьем в редакции «Заболевание получено в период прохождения службы»; обязать ВВК МСЧ МВД по Республике Мордовия изменить формулировку заключения свидетельства о болезни с «Заболевание получено в период военной службы» на «Военная травма», включив в него травму от 6 марта 1996 г., признанную решением Ленинского районного суда г. Саранска от 22 февраля 2011 г., полученной при исполнении служебных обязанностей.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 марта 2012 г. исковые требования Серетюкова С.Н. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ФКУЗ «МСЧ России по Республике Мордовия» Вавилин А.В. просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным, не соответствующим обстоятельствам дела, вынесенным с нарушением норм материального права, ссылаясь на нарушение норм Постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123 «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе», поскольку освидетельствование по определению причинной связи увечий, заболеваний у сотрудников органов внутренних дел уполномочена проводить только военно-врачебная экспертиза, а никакая другая экспертиза, в том числе и судебно-медицинская. Кроме того, независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую, в том числе выполнение работ по военно-врачебной экспертизе, однако суд принял за основу заключение бюро судебно-медицинской экспертизы, не имеющую лицензии на выполнение работ по военно-врачебной экспертизе.
Указывает, что согласно действующего законодательства, вынесение заключения о причинной связи и категории годности к военной службе возможно исключительно в рамках военно-врачебной экспертизы.
В судебное заседание представитель Серетюкова С.Н. адвокат Курочкина О.М., представитель ответчика ФКУЗ «МСЧ России по Республике Мордовия», представитель третьего лица МВД по Республике Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще путем заблаговременного
направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении (л.д. 247, 248, 249), о причинах неявки в суд не известили, доказательств, в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах, руководствуясь частью 3 статьи 167 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании истец Серетюков С.Н., возразил против доводов жалобы.
Заслушав объяснения истца Серетюкова С.Н., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается, что Серетюков С.Н. на основании приказа министра МВД по Республике Мордовия от 19 октября 2010 г. <№> л/с уволен из органов внутренних дел с должности <данные изъяты> с 19 октября 2010 г. по пункту «ж» части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации «О милиции» (по болезни - на основании заключения военно-врачебной комиссии о непригодности к службе в органах внутренних дел).
Согласно заключению военно-врачебной комиссии Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Мордовия», изложенному в свидетельстве о болезни <№> от 16 сентября 2011 г. Серетюкову С.Н. выставлен диагноз и указана причинная связь увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания: заболевание получено в период военной службы, не годен к военной службе.
Данные обстоятельства установлены судом первой инстанции, подтверждаются материалами дела, сторонами по делу не опровергнуты, а, поэтому сомнений в их достоверности не вызывают.
Разрешая заявленные требования Серетюкова С.Н., суд обоснованно признал, что его требования являются законными и подлежат удовлетворению.
Такой вывод суда основан на исследованных материалах дела, соответствует собранным по делу доказательствам и нормам материального права.
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела правильно истолкованы и применены нормы Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123.
Пунктом 41 указанного Положения установлены случаи, при которых военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой «заболевание получено в период военной службы» и «военная травма». Данный перечень является исчерпывающим.
Согласно подпункту «а» пункта 41 Положения, если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой «военная травма».
При этом следует отметить, что заключение военно-врачебной комиссии с формулировкой «военная травма» свидетельствует о наличии юридически значимой причинной связи увечья, заболевания с исполнением обязанностей военной службы (службы в иных органах).
Формулировка заключения военно-врачебной комиссии в редакции «заболевание получено в период военной службы» приводится, когда необходимая причинная связь между заболеванием и исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) отсутствует и если увечье, заболевание получено свидетельствуемым в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), абзац 3 подпункта «б» пункта 41 Положения.
Военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании справки о травме, выданной командиром воинской части (руководителем органа), в которой гражданин проходил военную службу (военные сборы), службу в органах в момент получения увечья. В справке указываются обстоятельства получения увечья (пункт 43 Положения).
Судом установлено, что в заключении военно-врачебной комиссии не описана травма, полученная С.Н. Серетюковым 6 марта 1996 года, характер и обстоятельства получения которой описаны в решении Ленинского районного суд г. Саранска от 21 декабря 2010 года, вступившего в законную силу 22 февраля 2010 года.
Так, указанным решением на основании показаний свидетелей, амбулаторной карточки Серетюкова С.Н., первичной медицинской карточки, выданной 10 марта 1996 г., установлено, что Серетюков С.Н. - оперативный дежурный дежурной части <данные изъяты> 6 марта 1996 года при исполнении служебных обязанностей, а именно при проведении боевых действий в районе площади «Минутка» г. Грозный и обороне здания ГУ-ОШ МВД РФ в Чеченской Республике получил минно-взрывную (от взрывов гранат РПГ) черепно-мозговую травму - <данные изъяты>.
На основании изложенного Ленинский районный суд г. Саранска 21 декабря 2010 года исковые требования С.Н. Серетюкова к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия о признании незаконным заключения служебной проверки, утвержденного министром внутренних дел Республики Мордовия от 3 сентября 2010 года, и о признании телесных повреждений от 6 марта 1996 года, полученными при исполнении служебных обязанностей, удовлетворил. Признано незаконным заключение служебной проверки по рапорту майора милиции С.Н. Серетюкова - оперативного дежурного дежурной части <данные изъяты>, утвержденное министром внутренних дел Республики Мордовия 3 сентября 2010 года. Телесные повреждения С.Н. Серетюкова от 6 марта 1996 года признаны полученными при исполнении служебных обязанностей.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для
суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Кроме того, из заключений комплексных судебно-медицинских экспертиз от 30 января - 27 февраля 2012 г. <№> и от 16 марта 2012 г. <№> следует, что в представленных медицинских документах имеется ксерокопия первичной медицинской карточки формы № 100, выданной в/ч <№>, в которой указанно, что Серетюков С.Н. обращался за медицинской помощью 10 марта 1996 года. В акте № 108 медицинского освидетельствования указано, что он находился на амбулаторном лечении в госпитале с 6 марта 1996 г. по 14 марта 1996 г. с диагнозом: <данные изъяты>.
На основании представленных медицинских документах, а также с учетом особенностей механизма образования минно-взрывной травмы, клинических проявлений в посттравматическом периоде (<данные изъяты> у С.Н. Серетюкова, а также данных инструментальных методов исследования: РКТ головного мозга от 2 февраля 2010 года. Заключение: <данные изъяты>, экспертами сделан вывод, что посттравматический <данные изъяты> (описанные 14 мая 2010 года. 26 мая 2010 года, 4 июня 2010 года и 21 августа 2010 года) <данные изъяты>, более характерны для отдаленных последствий минно-взрывной травмы, имевшей место 6 марта 1996 года, которая сопровождалась сотрясением головного мозга и не завершившаяся выздоровлением.
Оценив собранные доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что имеющиеся у Серетюкова С.Н. на момент освидетельствования ВВК МСЧ МВД России по Республике Мордовия 16 сентября 2010 года <данные изъяты> (описанные 14 мая 2010 года, 26 мая 2010 года, 4 июня 2010 года и 21 августа 2010 года) <данные изъяты> являются следствием минно-взрывной травмы, полученной им 6 марта 1996 года, которая сопровождалась сотрясением головного мозга и не завершилась выздоровлением.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования Серетюкова С.Н. и возложил на ответчика обязанность изменить формулировку заключения свидетельства о болезни <№> от 16 сентября 2010 г. в отношении
Серетюкова С.Н. «заболевание получено в период военной службы» на формулировку «военная травма».
Доводы апелляционной жалобы о том, что проводить освидетельствование по определению причинной связи увечий, заболеваний у сотрудников органов внутренних дел уполномочена только военно-врачебная экспертиза, а никакая другая экспертиза, в частности судебно-медицинская, а также то, что независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей, в том числе выполнение работ по военно-врачебной экспертизе, поэтому вынесение заключения о причинной связи и категории годности к военной службе возможно исключительно в рамках военно-врачебной экспертизы, не могут повлечь отмены правильного по существу решения суда, поскольку действующее законодательство не исключает назначение и проведение судебно-медицинских экспертиз для установления причинной связи между заболеванием и исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Кроме того, при проведении дополнительной комплексной судебно-медицинской экспертизы от 16 марта 2012 года <№> в составе судебно-медицинской экспертной комиссии принимал участие специалист нештатной военно-врачебной комиссии Управления ФСБ по Республике Мордовия - врач-невролог военно-медицинской службы Управления ФСБ по Республике Мордовия Ф.С.А., который подписал данное заключение экспертов от 16 марта 2012 года, без особого мнения относительно сделанных экспертами выводов. Также Ф.С.А. был допрошен судом первой инстанции и в судебном заседании показал, что полученная Серетюковым С.Н. закрытая черепно-мозговая травма - сотрясение головного мозга от 6 марта 1996 года могла повлечь возникновение посттравматического <данные изъяты>.
Указанное заключение является четким, полным, понятным, внутренних противоречий не содержит и иным собранным по делу доказательствам не противоречит. С учетом этого оснований ставить под сомнение достоверность заключения комиссионной судебно-медицинской экспертизы не имеется, поскольку экспертиза проведена комиссией компетентных экспертов, имеющих значительный стаж работы, в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов. Эксперты предупреждались об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 УК Российской Федерации.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 марта 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФКУЗ «МСЧ России по Республике Мордовия» Вавилина А.В. – без удовлетворения.
Председательствующий Л.Д. Стариннова
Судьи Т.А.Елина
Н.И. Межевова