Судья Сорокина Г.И. Дело № 33-1118/15
Докладчик Козина Е.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи - председательствующего Старинновой Л.Д.
судей Козиной Е.Г.
Межевовой Н.И.
при секретаре Панковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 июля 2012 года в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе Белякова Н.В. на решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 6 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Крутова Г.П., Казарина А.В., Крутов Н.И. обратились в суд с иском к Белякову Н.В. о взыскании морального вреда, причиненного преступлением, указав, что <дата> в период с 19 ч. 30 мин. до 20 ч. 30 мин., ответчик, управляя автомобилем <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты>, около <адрес>, совершил наезд на К.В.И. В результате дорожно-транспортного происшествия К.В.И. скончался. Приговором Чамзинского районного суда Республики Мордовия от <дата>, вступившего в законную силу <дата>, ответчик был признан виновным по части 3 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации и приговорен к лишению свободы сроком на <данные изъяты> условно.
Смерть мужа, отца и брата причинила им тяжелые нравственные страдания.
Просили суд взыскать с ответчика в пользу Крутовой Г.П. денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, в пользу Казариной А.В. денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, в пользу Крутова Н.И. денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
Решением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 6 апреля 2012 года исковые требования Крутовой Г.П., Казариной А.В., Крутова Н.И. удовлетворены частично.
С Белякова Н.В. взысканы в счет возмещения морального вреда в пользу Крутовой Г.П. - <данные изъяты>, в пользу Казариной А.В. - <данные изъяты>, в пользу Крутова Н.И. - <данные изъяты>.
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
С Белякова Н.В. в доход бюджета Чамзинского муниципального района Республики Мордовия взыскана госпошлина в размере <данные изъяты>.
В апелляционной жалобе Беляков Н.В. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывает на требования части 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, считает, что возмещение морального вреда в пользу истцов должно быть возложено на ООО «Н», как на собственника транспортного средства.
В судебное заседание истцы Крутова Г.П., Казарина А.В., Крутов Н.И., не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении (л.д.70,71,72), о причинах неявки в суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В судебном заседании ответчик Беляков Н.В., его представитель – адвокат Гаваев В.В., действующий на основании ордера № 358 от 10июля 2012 года, доводы апелляционной жалобы поддержали.
В судебном заседании представитель истцов Казариной А.В., Крутова Н.И. Пурцакин В.Г., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности от 29 января 2011 года, относительно доводов апелляционной жалобы возразил.
Заслушав объяснения ответчика Белякова Н.В., его представителя адвоката Гаваева В.В., представителя истцов Пурцакина В.Г., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом первой инстанции установлено, что <дата> Беляков Н.В., управляя закрепленным за ним автомобилем <данные изъяты>, принадлежащем ООО «Н», нарушив требования пунктов 1.5, 2.5, 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, не предприняв своевременных мер для обеспечения безопасности своего движения, не остановился перед нерегулируемым пешеходным переходом по которому шел пешеход К.В.И., продолжил дальнейшее движение и совершил наезд на пешехода К.В.И. В результате вышеназванных действий Белякова Н.В. К.В.И. были причинены телесные повреждения, повлекшие за собой тяжкий вред здоровью, от которых К.В.И. скончался на месте дорожно-транспортного происшествия.
Согласно свидетельству о смерти <№>, выданному Отделом ЗАГС администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия 19 октября 2010 года, К.В.И. умер <дата> (л.д.6).
Приговором Чамзинского районного суда Республики Мордовия от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, ответчик был признан виновным по части 3 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации и приговорен к лишению свободы сроком на <данные изъяты> условно, с лишением права управлять транспортным средством на срок 2 года (л.д.2-6).
Согласно свидетельства о заключении брака <№> (повторное), выданного Чамзинским райотделом ЗАГС Республики Мордовия 7 июня 2002 года, истица Крутова Г.П. зарегистрировала брак с К.В.И. <дата>. После заключения брака ей присвоена фамилия «Крутова» (л.д.19).
Согласно свидетельства о рождении <№>, выданному Комсомольским поссоветом Чамзинского р/б ЗАГС МАССР 4 июля 1978 года истица Крутова А.В. родилась <дата>, ее родителями являются: К.В.И. и Крутова Г.П. (л.д.18).
Согласно свидетельству о заключении брака <№>, выданному Краснослободским Отделом ЗАГС Республики Мордовия 30 июня 2001 года, К.А.А. и Крутова А.В. заключили брак <дата>, после регистрации брака жене присвоена фамилия «Казарина» (л.д.31).
Свидетельство о рождении <№>, выданное 4 июня 1982 года на имя Крутова Н.И. <дата> года рождения (л.д.14а) и свидетельство о рождении <№>, выданное 29 июня 1966 года на имя К.В.И. <дата> года рождения (л.д.15) свидетельствуют о том, что они являются родными братьями.
Исследуя обстоятельства дела, судом первой инстанции бесспорно установлено, что истцам как близким родственникам погибшего К.В.И., были причинены нравственные страдания, их требования о компенсации морального вреда обоснованны.
Факт причинения истцам морального вреда (нравственных страданий) в связи со смертью близкого человека является очевидным и в силу части первой статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не нуждается в доказывании.
В соответствии со статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно части 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Исходя из этого, принятое судом решение о присуждении истцам Крутовой Г.П., Казариной А.В., Крутову Н.И. денежной компенсации морального вреда является правильным.
Довод кассационной жалобы ответчика о том, что с учетом требований части 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение морального вреда в пользу истцов должно быть возложено на ООО «Н», как на собственника транспортного средства, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку решением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, отказано в удовлетворении иска Крутовой Г.П. и Пурцакина В.Г., действующего интересах Крутова Н.И. и Казариной А.В. к ООО «Н» о взыскании компенсации морального вреда (л.д.27-28), по правилам статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
По своей сути доводы жалобы не опровергают выводы, сделанные судом в ходе судебного разбирательств, сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 6 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Белякова Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Д. Стариннова
Судьи Е.Г. Козина
Н.И. Межевова