Судья Надёжина С.Ю. Дело № 33-1246/57
Докладчик Скипальская Л.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Скипальской Л.И.
судей Володиной Г.Ф.
Середы Л.И.
при секретаре Лебедевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 17 июля 2012 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе представителя Тростиной Г.А. – Соломатина А.А. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 мая 2012 г.
Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., судебная коллегия
установила:
Тростина Г.А. обратилась в суд с иском к Государственному казённому учреждению «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» о признании незаконными действий Учреждения, выразившихся в отказе осуществить сбор документов для решения вопроса о назначении ей компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за жилое помещение, взыскании судебных расходов. В обоснование иска указала, что согласно ответу ГКУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» от <дата> <№> в рамках реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия на 2002-2010 г.», Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» создан АИС ЭСРН РМ (Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия), с помощью которого осуществляется формирование и ведение базы данных, содержащей персональные и сводные данные о гражданах, имеющих право на получение социальной помощи. Выводы ответчика, руководствовавшегося частью 2 статьи 18 Федерального закона «О персональных данных», о том, что ей был представлен неполный пакет документов и в связи с отсутствием её согласия на обработку персональных данных оказать содействие в сборе и оформлении документов для назначения ежемесячной денежной компенсации не представляется возможным, являются несостоятельными. Она сама лично письменно обратилась за таким содействием.
Просила признать действия ГКУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск», выразившиеся ответом от <дата> <№>, незаконными; обязать ГКУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» осуществить сбор документов для решения вопроса о назначении ей компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; взыскать с ГКУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» в её пользу расходы на составление искового заявления в сумме <данные изъяты> рублей, расходы на оплату помощи представителя, госпошлину и остальные расходы согласно представленным квитанциям.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 мая 2012 г. в удовлетворении иска Тростиной Г.А. отказано.
В апелляционной жалобе представитель Тростиной Г.А. – Соломатин А.А. с решением суда не согласен, просил его отменить, ссылаясь на то, что ГКУ «Соцзащита населения по г.о. Саранск» порядок защиты персональных данных и их объём истице не разъяснены, потребовано безоговорочное универсальное согласие Тростиной Г.А. на обработку её персональных данных по форме, утверждённой Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия, которое не является федеральным законом.
В возражении на апелляционную жалобу директор ГКУ «Соцзащита населения по г.о. Саранск» Шувалова С.И. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание Тростина Г.А., представитель ГКУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путём заблаговременного направления по почте судебных извещений с уведомлением о вручении (л.д. 87, 89), о причинах неявки указанные лица суд не известили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель Тростиной Г.А. - Соломатин А.А. доводы апелляционной жалобы поддержал по указанным в ней основаниям.
Заслушав объяснение представителя Тростиной Г.А. - Соломатина А.А., проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что <дата> Тростина Г.А. обратилась в ГКУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» с заявлением, в котором просила назначить ей льготы в размере 50% по уплате ЖКУ (категория «инвалид») согласно поданных с заявлением документов, с <дата> К заявлению приложила ордер на занятие кв. <адрес>, справку МСЭ об инвалидности <данные изъяты>, квитанцию об оплате ЖКУ, пенсионное удостоверение, заявление в банк об изменении реквизитов, пенсионное страховое свидетельство, паспорта всех членов семьи. <дата> ГКУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» вынесено решение об отказе Тростиной Г.А. в назначении льготы по оплате жилья в связи с отсутствием правоустанавливающего документа на жильё, справки о составе семьи (л.д. 27, 28, 29).
Тростина Г.А. повторно обратилась в ГКУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» с заявлением о назначении компенсации расходов за услуги ЖКХ по адресу: <адрес>. Сбор, оформление, предоставление документов и материалов просила осуществлять постоянно в установленные сроки силами органа, рассматривающего настоящее обращение, так как является инвалидом (л.д. 26).
Письмом ГКУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» от <дата> <№> Тростиной Г.А. отказано в удовлетворении заявления. Указано, что в рамках реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия на 2002-2010 г.», Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» создан АИС ЭСРН РМ (Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия), с помощью которого осуществляется формирование и ведение базы данных, содержащей персональные и сводные данные о гражданах, имеющих право на получение социальной помощи. В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ обработка персональных данных может осуществляться только с согласия субъекта персональных данных. Постановлением Правительства Республики Мордовия от 28.07.2008 г. № 342 «Об утверждении Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия» установлен перечень документов (содержащих персональные данные), необходимых для назначения ежемесячной денежной компенсации. В связи с тем, что Тростиной Г.А. был представлен неполный пакет документов, ей разъяснено, что без согласия на обработку персональных данных оказать содействие в сборе и оформлении документов для назначения ежемесячной денежной компенсации не представляется возможным (л.д. 12).
Вывод суда первой инстанции о законности данного отказа является правильным.
Согласно части 13 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, – на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия, утверждённым постановлением Правительства Республики Мордовия от 28.07.2008 г. № 342, инвалиды имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг.
Для назначения ежемесячной денежной компенсации граждане представляют в государственное учреждение социальной защиты населения Республики Мордовия по месту жительства заявление о назначении ежемесячной денежной компенсации и способе её доставки; копию документа, удостоверяющего личность заявителя и регистрацию по месту жительства; копии документов, подтверждающих принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в подпунктах 1-22 пункта 2 настоящего Положения; копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением; документы о составе семьи заявителя (пункт 5 Положения).
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 02.10.1992 г. № 1157 (ред. от 24.09.2007) «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» сбор, оформление и предоставление документов и материалов, необходимых для реализации инвалидами прав и льгот, установленных законодательством, возлагается на органы государственного управления, местную администрацию, предприятия, организации и учреждения.
Судом первой инстанции установлено, что истицей не были представлены все предусмотренные законодательством Республики Мордовия документы, необходимые для получения ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг. В заявлении, адресованном ГКУ «Соцзащита населения по городскому округу Саранск», сбор, оформление, предоставление документов и материалов Тростина Г.А. просила осуществлять в установленные сроки силами органа, рассматривающего её обращение (л.д. 26).
При этом заявления о согласии на обработку своих персональных данных Тростиной Г.А. не представлено, что лишает ГКУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» права произвести обработку персональных данных истицы с целью получения сведений, необходимых для предоставления ей ежемесячной денежной компенсации в соответствии с действующим законодательством.
В силу части 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
В рамках реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия на 2002-2010 г.», Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» создан АИС ЭСРН РМ (Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия), с помощью которого осуществляется формирование и ведение базы данных, содержащей персональные и сводные данные о гражданах, имеющих право на получение социальной помощи.
Согласно статье 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В соответствии со статьёй 5 указанного Федерального закона обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определённых и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки. Содержание и объём обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.
Пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона предусматривает осуществление обработки персональных данных только с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и даёт согласие на их обработку свободно, своей волей и в своём интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.
Из части 4 указанной статьи следует, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признаётся согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности: 1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе; 2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных); 3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных; 4) цель обработки персональных данных; 5) перечень персональных данных, на обработку которых даётся согласие субъекта персональных данных; 6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу; 7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых даётся согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных; 8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом; 9) подпись субъекта персональных данных.
В соответствии с указанными нормами права, суд обоснованно не принял заявление Тростиной Г.А. о назначении ей ежемесячной денежной компенсации как её согласие на обработку персональных данных, так как в данном документе отсутствуют перечисленные в Федеральном законе «О персональных данных» реквизиты, в частности, перечень персональных данных, на обработку которых даётся согласие, перечень действий с персональными данными, на которые даётся согласие, срок, в течение которого действует согласие на обработку персональных данных.
Довод апелляционной жалобы о том, что ГКУ «Соцзащита населения по городскому округу Саранск» потребовало у Тростиной Г.А. согласие на обработку персональных данных по форме, утверждённой Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия, которое не является федеральным законом, отклоняется, поскольку представленное Учреждением согласие соответствует принципам обработки персональных данных, закреплённых в статье 5 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»; кроме того, Тростина Г.А. не была лишена возможности предоставить письменное согласие, содержащее перечисленные в части 4 статьи 9 указанного Федерального закона реквизиты.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения, поскольку не опровергают выводы суда, а сводятся к изложению правовой позиции стороны истца, выраженной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 мая 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Тростиной Г.А. – Соломатина А.А. – без удовлетворения.
Судья-председательствующий Л.И. Скипальская
Судьи Г.Ф. Володина
Л.И. Середа