о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, понуждении постановки в очередь на улучшение жилищных условий с принятием документов в сокращенном варианте



Судья Бурлаков И.И.                         Дело № 33-919/22

Докладчик Володина Г.Ф.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи- председательствующего      Адушкиной И.В.

судей     Володиной Г.Ф.

Середы Л.И.

при секретаре судебного заседания Лизунковой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 05 июля 2012 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе истицы Фроловой С.Н. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 марта 2012г.

Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

у с т а н о в и л а:

Фролова С.Н. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, понуждении постановки в очередь на улучшение жилищных условий с принятием документов в сокращенном варианте.

В обоснование требований указала, что с 2009 года она неоднократно обращалась с письменными заявлениями в общественную комиссию по жилищным вопросам, к Главе Администрации городского округа Саранск Сушкову В.Ф., к Главному Федеральному инспектору по Республике Мордовия Пыкову A.M. по вопросу постановки ее в очередь на улучшение жилищных условий с помощью мер государственной поддержки инвалидов. Однако до настоящего времени ее усилия положительных результатов не принесли.

Первоначально 18 февраля 2009 г. она обратилась с письменным заявлением к Главе Администрации городского округа Саранск Сушкову В.Ф. о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки. Пакет документов, соответствующий статье 5 и 7 Закона Республики Мордовия от 01.07.2005 № 57-3 был принят Д. по согласованию с руководителем жилищного управления Пролетарского района г. Саранска К. по месту ее регистрации по адресу: <адрес>. Регистрация по месту постоянного жительства сохранялась до 24 февраля 2009 года.

В своем заявлении от 18 февраля 2009 г. о предоставлении ей жилого помещения не ниже социальных норм по г. Саранску вне очереди она указала, что в связи с реконструкцией здания общежития, где она зарегистрирована, руководителем ПУ-29. М. неоднократно нарушаются ее права на улучшение жилищных условий, а именно, умышленно не выдавались документы из домовой книги, о составе семьи и другие документы, необходимые для постановки в очередь на жилье.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 27.03.2009 № 654 ей было отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку не были предоставлены документы, которые она не могла получить от М. по независящим от нее причинам. Наличие письменного ответа М. с указанием причин не предоставления документов, она считает тождественной заменой недостающих документов. 18 февраля 2009 г. в общественную комиссию по жилищным вопросам ею был представлен полный пакет документов соответствующий статье 5 и 7 Закона Республики Мордовия от 01.07.2005 № 57-3 и подпункту «а» пункта 10 Правил учета граждан, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.08.2005 № 335.

Считала, что действия Администрации городского округа Саранск нанесли ей ущерб в объеме не приобретенного жилого помещения по программе поддержки инвалидов в текущем периоде времени и нарушили ее конституционные права на жилье в отдаленном периоде времени (п. 1,3 ст. 40 Конституции Российской Федерации), так как в настоящее время у нее вообще нет жилого помещения и регистрации. В настоящее время из-за отсутствия жилого помещения и адреса регистрации она не может предоставить требуемые Жилищной комиссией документы, соответствующие подпункту «а» пункта 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий № 335 ни сейчас, ни в отдаленном периоде времени по причине их физического отсутствия. Ее неоднократные обращения в Администрацию городского округа Саранск в 2009-2011 г., а также к Главному федеральному инспектору по Республике Мордовия Пыкову A.M. по данному вопросу положительных результатов не принесли.

Указала, что она постоянно проживает на территории городского округа Саранск с 1994 года и выезжать в другую местность у нее нет оснований. Отсутствие регистрации не доказывает, что она постоянно не проживает в городском округе Саранск.

Просила суд признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию городского округа Саранск поставить ее в очередь на улучшение жилищных условий с одновременным принятием пакета документов в сокращенном варианте (без справок из домовой книги, о составе семьи и выписки из лицевого счета).

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 марта 2012 г. постановлено: «исковые требования Фроловой С.Н. к Администрации городского округа Саранск о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, понуждении поставить в очередь на улучшении жилищных условий с принятием документов в сокращенном варианте, оставить без удовлетворения».

В апелляционной жалобе Фролова С.Н. считает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на нарушение норм материального и процессуального права. Указала, что в ходе судебных заседаний 06.03.2012 – 19.03.2012 вновь был установлен факт отсутствия у нее какого-либо жилого помещения, а также факт ее проживания в экстремальных условиях, однако суд принял решение об отсутствии нуждаемости ее в улучшении жилищных условий. Суду было известно, что предоставить документы (справки о составе семьи, финансовый лицевой счет, выписки из домовой книги) она не может по причине их фактического отсутствия, и безосновательно проигнорировал ее ходатайство, не предоставив содействия в сборе справок, необходимых ей для предоставления ею полного пакета документов для внеочередного предоставления жилого помещения, не обязав Администрацию городского округа Саранск в составлении акта обследования жилищных условий. Своим решением от 19 марта 2012 г. суд причинил ей нравственные и физические страдания, поскольку решение привело к дальнейшему умалению достоинства ее личности. Понуждение суда к проживанию в поле в зимний период она расценивает как пытки и жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение с ней судебной власти.

В судебное заседание представитель истицы Фроловой С.Н. – Федотова Т.С., представитель Администрации городского округа Саранск РМ не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении, о причинах неявки указанные лица суд не известили, и отложить разбирательство дела суд не просили.

При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании истица Фролова С.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Заслушав объяснения явившегося участника процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела следует, что 18 февраля 2009 г. Фролова С.Н. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки, как малоимущей, инвалиду с детства, в целях получения мер государственной поддержки в строительстве или приобретении жилья.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 27 марта 2009 г. № 654 Фроловой С.Н. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеющей право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, по тем основаниям, что не представлены все необходимые документы (п.п. «а» п. 10

Правил учета граждан, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.08.2005 № 335).

Разрешая исковые требования истицы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о законности отказа истице в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по указанным в постановлении № 654 основаниям.

Согласно сообщению Администрации городского округа Саранск от 03.09.2009 (по заявлению Фроловой С.Н. об улучшении жилищных условий) в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 6 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.08.2005 № 335, принятие на учет граждан осуществляется по месту их постоянного жительства (регистрации). В настоящее время Фролова С.Н. не зарегистрирована в муниципальном образовании городского округа Саранск.

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Согласно пункту первому части первой статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Пунктом 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335, установлено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются следующие документы:

документы о составе семьи гражданина-заявителя (справка о составе семьи с места жительства, свидетельства о рождении детей, о заключении брака, решении об усыновлении (удочерении), иные документы, подтверждающие состав семьи);

выписка из домовой книги;

копия финансового лицевого счета;

справка организации, уполномоченной в сфере технической инвентаризации, о наличии (отсутствии) жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданину-заявителю и членам его семьи, содержащая также сведения о совершении гражданами сделок, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению за пять лет, непосредственно предшествующих подаче заявления о принятии на учет;

копии паспортов гражданина-заявителя и членов его семьи;

акт проверки жилищных условий по установленной форме (приложение 1);

документы, подтверждающие право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья;

выписки из единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об имеющихся правах гражданина и членов его семьи и сделках с недвижимым имуществом;

документы, содержащие сведения о месте проживания за последние 5 лет, на всех членов семьи.

Документы, указанные в части первой настоящего пункта, представляются в срок не позднее одного месяца с даты их выдачи (пункт 7 Правил).

В соответствии с пунктом 10 Правил отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные пунктом 7 настоящих Правил документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;

3) не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий, за исключением случаев, если независимо от совершения указанной сделки гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий;

4) право на улучшение жилищных условий с использованием различных форм государственной поддержки ранее реализовано.

Из материалов дела следует, что Фролова С.Н. является инвалидом детства (третьей группы), что подтверждается справкой серии МСЭ -2006 г.

Право собственности за Фроловой С.Н. на какое-либо жилое помещение не зарегистрировано, что подтверждается выпиской из Единого Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 01/090/2012-255 от 12.03.2012 и справкой от 12.03.2012 ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» филиал по Республике Мордовия Саранское отделение.

По сведениям отдела адресно-справочной работы УФМС России по Республике Мордовия, Фролова С.Н. снята с регистрационного учета по месту жительства (01.04.2009) по адресу: <адрес> по решению Пролетарского районного суда г. Саранска.

Под предусмотренными мерами государственной поддержки понимается получение гражданином из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации социальной выплаты на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве, социальной выплаты на оплату первоначального взноса на приобретение жилья, социальной выплаты на оплату части процентов либо аннуитетного платежа (платежа, который погашается равными долями в течение всего срока кредита). Улучшения жилищных условий, если общая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения; выезда на постоянное место жительства в другое муниципальное образование; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; подачи ими по месту нахождения на учете заявления о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий; не прохождения в течение пяти лет подряд перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обеспечение жилым помещением малоимущих граждан осуществляется за счёт средств местного бюджета. Субсидии предоставляются определенным категориям граждан, перечень данных граждан содержится в Положении о предоставлении гражданам социальных выплат на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве в Республике Мордовия (утвержденным Постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 января 2008 г. №7).

В соответствии с пунктом 7 данного Положения правом на получение социальных выплат в соответствии с настоящим Положением обладают следующие категории граждан, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. N 335 «Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья»:

1) лица, внесшие особый вклад в социально-экономическое развитие Республики Мордовия;

2) многодетные семьи;

3) лица, пострадавшие от чернобыльской и других аварий, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года;

4) лица, больные активными формами туберкулеза и другими заболеваниями, имеющие льготы на получение жилья в соответствии с действующим законодательством;

5) ветераны боевых действий, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года;

6) работники отраслей образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, государственных учреждений, осуществляющих архивную деятельность;

7) лица, у которых уничтожено или повреждено жилье в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера;

8) инвалиды I и II групп инвалидности от общего заболевания и семьи, имеющие детей-инвалидов, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года;

9) члены жилищно-строительных кооперативов, образованных в 1991 -1992 годах;

10) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, имеющие закрепленное жилое помещение;

10.1) молодые семьи;

11) другие категории граждан по согласованию с Главой Республики Мордовия или Правительством Республики Мордовия.

Судом первой инстанции установлено, что истица не относится к лицам, указанным в пункте 7 Положения о предоставлении гражданам социальных выплат на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве в Республике Мордовия (утвержденным Постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 января 2008 г. № 7). Истица является инвалидом 3 группы, а не 1 и 2 группы, как указано в пункте 7 Положения. В установленном законом порядке на момент рассмотрения дела в суде истица малоимущей не признана.

Кроме того, одним из оснований для отказа истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий явилось также отсутствие подтвержденного факта проживания истицы на территории городского округа Саранск (Постановление Правительства Республики Мордовия № 335 от 25.08.2005 «Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья).

Судом первой инстанции установлено, что Фролова С.Н. снята с регистрационного учета по месту жительства 01.04.2009 по адресу: <адрес> по решению Пролетарского районного суда г. Саранска. Документы, представленные истицей не подтверждают факт ее постоянного проживания на территории городского округа Саранск.

Таким образом, установление факта проживания не может послужить безусловным основанием для признания Фроловой С.Н. нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку под категорию граждан, которым предусмотрены меры государственной поддержки в строительстве или приобретении жилья, истица не подпадает.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Фроловой С.Н. в иске о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, понуждении поставить в очередь на улучшение жилищных условий с принятием документов в сокращенном варианте.

Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции; основаны на неправильном применении норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор. Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 марта 2012г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Фроловой С.Н. – без удовлетворения.

Судья-председательствующий     Адушкина И.В.

Судьи Володина Г.Ф.

Середа Л.И.