Судья Балакина Т.А. Дело № 33-1260/27
Докладчик Володина Г.Ф.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Скипальской Л.И.
судей Володиной Г.Ф.
Середы Л.И.
при секретаре судебного заседания Лебедевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 26 июля 2012 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе Рыжовой Н.С. на решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 05 мая 2012 года.
Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Рыжова Н.С. обратилась в суд с иском к администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования к государственной трудовой пенсии по старости, о включении в стаж муниципальной службы периода работы, о назначении пенсии за выслугу лет.
В обоснование требований указала, что администрацией Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия ей было отказано в назначении пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости. Отказ мотивирован отсутствием требуемого муниципального стажа не менее 15 лет, а также тем, что на данный момент она является пенсионеркой (работодатель отсутствует).
Указала, что с данным решением органа местного самоуправления она не согласна, поскольку считает, что имеет право на назначение пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по следующим основаниям. В ее муниципальный стаж входят периоды замещения следующих должностей: бухгалтер централизованной бухгалтерии ГОРОНО с 17.11.1992 по 11.06.1999 - 6 лет 6 месяцев 24 дня; специалист 1 категории централизованной бухгалтерии управления образования с 11.06.1999 по 01.02.2001 - 1 год 7 месяцев 20 дней; ведущий специалист централизованной бухгалтерии управления образования с 01.02.2001 по 09.04.2004 - 3 года 2 месяца 8 дней; ведущий специалист централизованной бухгалтерии управления образования с 06.10.2004 по 05.07.2006 - 1 год 8 месяцев 29 дней; ведущий специалист централизованной бухгалтерии управления образования с 01.09.2006 по 09.04.2007 - 7 месяцев 8 дней. Таким образом, стаж муниципальной службы составил 13 лет 09 месяцев.
03 декабря 1984 г. она была принята на должность старшего бухгалтера ДК «<данные изъяты>» в порядке перевода. 17 ноября 1992 г. в связи с передачей функций по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета учреждения ДК «<данные изъяты>» централизованной бухгалтерии ГОРОНО она была переведена на должность бухгалтера. 09 апреля 2007 г. на основании распоряжения Главы администрации Ковылкинского муниципального района № 5 а-р от 09.04.2007 г. «О реорганизации централизованной бухгалтерии образования» произведена реорганизация централизованной бухгалтерии Управления образования в отдел бухгалтерского учета отчетности Управления образования. Фактически она была уволена с муниципальной службы в связи с переводом по пункту 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «<данные изъяты>» (далее по тексту – МДОУ «ЦРР – детский сад «<данные изъяты>») на должность главного бухгалтера, где она получала денежное содержание за счет средств местного бюджета. Характер ее должностных обязанностей соответствовал характеру обязанностей по должности муниципальной службы. Однако администрацией Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия этот период ее работы в должности главного бухгалтера в стаж муниципальной службы не включен.
Статья 25 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливает периоды работы, которые включаются в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы. Данная статья устанавливает возможность зачета в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности, которые устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с законом Республики Мордовия от 08 июня 1999 г. № 30-3 «О муниципальной службе в Республике Мордовия» в стаж муниципальной службы включаются иные периоды работы, опыт и квалификация по которой необходимы для выполнения обязанностей по замещаемой должности и включаемые в стаж муниципальной службы по решению руководителя соответствующего органа местного самоуправления, но не более пяти лет.
Считала, что требования к замещению муниципальной должности на постоянной основе, а также к стабильности муниципальной службы позволяют включить в муниципальный стаж периоды ее работы в МДОУ «ЦРР - детский сад «<данные изъяты>» продолжительностью, не превышающей пять лет, при условии замещения указанной должности в порядке перевода, связанного с реорганизацией централизованной бухгалтерии Управления образования.
Просила суд признать незаконным отказ администрации Ковылкинского муниципального района Республик Мордовия в назначении пенсии за выслугу лет за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования к государственной трудовой пенсии по старости; включить в стаж муниципальной службы периоды ее работы в МДОУ «ЦРР – детский сад «<данные изъяты>»; признать за ней право на пенсию за выслугу лет и обязать администрацию Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия назначить ей пенсию за выслугу лет за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования к государственной трудовой пенсии по старости.
Решением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 05 мая 2012 г. постановлено: «В удовлетворении исковых требований Рыжовой Н.С. к администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования к государственной трудовой пенсии по старости, включении в стаж муниципальной службы периода работы в МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «<данные изъяты>», о назначении пенсии за выслугу лет, отказать».
В апелляционной жалобе Рыжова Н.С. с решением суда не согласна, ссылаясь на необоснованность вывода суда об отказе включения в стаж муниципальной службы периода ее работы в МДОУ «ЦРР - детский сад «<данные изъяты>», в который она была переведена на основании распоряжения Главы администрации Ковылкинского муниципального района №5 от 09 апреля 2007 г., просит решение отменить. Указала, что статья 25 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливает возможность зачета в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности, которые устанавливаются законом субъекта Российской Федерации и Законом Республики Мордовия от 08 июня 1999 г. № 30-3 «О муниципальной службе в Республике Мордовия», согласно которому в стаж муниципальной служба включаются иные периоды работы, опыт и квалификация по которой необходимы для выполнения обязанностей по замещаемой должности и включаемые в стаж муниципальной службы по решению руководителя соответствующего органа местного самоуправления, но не более 5 лет.
В судебное заседание представитель администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом путем заблаговременного направления адресату судебного извещения с уведомлением о вручении. В заявлении в адрес Верховного Суда Республики Мордовия глава администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия просил о рассмотрении дела в отсутствие предствителя администрации.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании Рыжова Н.С. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Заслушав объяснения явившегося участника процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается, что истица Рыжова Н.С. <данные изъяты> года рождения, является получателем пенсии по старости с 11 июня 2001 года.
Согласно трудовой книжке на имя истицы, 03.12.1984 она переведена старшим бухгалтером в детский комбинат «<данные изъяты>»; 16.11.1992 уволена переводом в Ковылкинское ГОРОНО; 17.11.1992 принята в порядке перевода бухгалтером централизованной бухгалтерии Ковылкинского ГОРОНО постоянно; 11.06.1999 переведена на должность специалиста первой категории; 01.02.2001 переведена ведущим специалистом; 09.04.2004 уволена из централизованной бухгалтерии Управления образования МО Ковылкино в связи с сокращением численности; 06.10.2004 принята временно ведущим специалистом централизованной бухгалтерии Управления образования МО Ковылкино; уволена по собственному желанию 06.07.2006; 01.09.2006 принята ведущим специалистом в централизованную бухгалтерию временно; 09.04.2007 уволена в порядке перевода в МДОУ «ЦРР - детский сад «<данные изъяты>» с согласия работника; с 10.04.2007 по 10.11.2010 работала главным бухгалтером МДОУ «ЦРР - детский сад «<данные изъяты>», откуда уволена по собственному желанию; 10.01.2012 принята швеей-кастеляншей в МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад «<данные изъяты>» для замещения временно отсутствующего основного работника.
Из сообщения главы администрации Ковылкинского муниципального района Ташкина В.И. № 3657 от 14.09.2011 следует, что Рыжовой Н.С. отказано в установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости на основании статьи 30 Закона Республики Мордовия от 08 июня 1999 г. «О муниципальной службе в Республике Мордовия» со ссылкой на то, что право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости имеют лица имеющие стаж муниципальной службы не менее 15 лет при условии замещения ими муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Мордовия и (или) государственных должностей государственной службы Республики Мордовия не менее 5 лет. Стаж муниципальной службы Рыжовой Н.С., как работника централизованной бухгалтерии ГОРОНО и централизованной бухгалтерии Управления образования, составляет 13 лет 09 месяцев.
Согласно ответу исполняющего обязанности главы администрации Ковылкинского муниципального района Комусова Н.П. № 4938 от 29.11.2011, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Республики Мордовия от 08 июня 2007г. № 48-3 «О регулировании отношений в сфере муниципальной службы» решение о включении в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности в соответствии с настоящим Законом принимается представителем нанимателя (работодателем) на основании письменного заявления кадровой службы органа местного самоуправления, составленного на основании документов, подтверждающих трудовую деятельность муниципального служащего. Указано, что решение об отказе Рыжовой Н.С. в удовлетворении заявления принято на основании того, что на данный период Рыжова Н.С. является пенсионеркой (работодатель отсутствует), администрация Ковылкинского муниципального района не являлась и не является ее работодателем.
Из сообщения первого заместителя главы администрации Ковылкинского муниципального района Комусова Н.П. от 25 апреля 2012 г. № 1712 следует, что на заявление Рыжовой Н.С. об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости администрация Ковылкинского муниципального района предоставила ответ от 14.09.2011 № 3657, который следует считать ошибочным.
Статьей 19 Федерального закона от 08 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» предусматривается, что в стаж муниципальной службы муниципального служащего включается время работы на муниципальных должностях муниципальной службы, выборных муниципальных должностях и государственных должностях.
Включение в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Отказывая истице Рыжовой Н.С. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия у истицы требуемого 15-ти летнего стажа муниципальной службы.
Частью 1 статьи 30 Закона Республики Мордовия от 08 июня 1999 г. № 30-3 «О муниципальной службе в Республике Мордовия» установлено, что лица, имеющие стаж муниципальной службы не менее 15 лет, включая иные периоды деятельности, исчисленные в соответствии с приложением № 3 к настоящему Закону, при условии замещения ими муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Мордовия и (или) государственных должностей государственной службы Республики Мордовия не менее 5 лет, имеют право на пенсию за выслугу лет.
Согласно части 2.1 статьи 30 Закона Республики Мордовия от 08 июня 1999г. № 30-3 «О муниципальной службе в Республике Мордовия» для лиц, прекративших муниципальную службу до достижения пенсионного возраста в порядке перевода, по соглашению сторон или по истечении срока полномочий, имеющих стаж муниципальной службы не менее 15 лет и при условии замещения ими государственных должностей государственной службы Республики Мордовия и (или) муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Мордовия не менее 10 лет, среднемесячное денежное содержание определяется с учетом повышений (индексаций) должностных окладов по соответствующей должности, произведенных в период со дня прекращения муниципальной службы до дня обращения за установлением пенсии за выслугу лет.
В соответствии с частью 5 статьи 30 данного закона пенсия за выслугу лет, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, устанавливается в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом, уставом муниципального образования. Выплата пенсии за выслугу лет производится за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования в порядке, определенном органом местного самоуправления.
Согласно Приложению № 3 к Закону Республики Мордовия от 08 июня 1999г. № 30-3 «О муниципальной службе в Республике Мордовия» «Перечень иных периодов трудовой и другой деятельности, дающих право на назначение пенсии за выслугу лет, муниципальным служащим и лицам, замещавшим муниципальные должности», должности бухгалтера гороно, специалиста 1 категории, ведущего специалиста централизованной бухгалтерии Управления образования, которые занимала Рыжова Н.С. в период с 17.11.1992 по 09.04.2007, в перечень периодов деятельности, которые включаются в стаж муниципальной службы, не входят.
Из части 9 данного Перечня следует, что в стаж муниципальной службы включаются иные периоды работы (службы), опыт и квалификации по которой необходимы для выполнения обязанностей по замещаемой должности и включаемые в стаж муниципальной службы по решению руководителя соответствующего органа местного самоуправления, но не более пяти лет.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Мордовия от 08 июня 2007 г. № 48-3 «О регулировании отношений в сфере муниципальной службы» правовое регулирование отношений, связанных с муниципальной службой Республики Мордовия, по вопросам, отнесенным к полномочиям Республики Мордовия Федеральным законом, осуществляется законами Республики Мордовия и указами Главы Республики Мордовия.
Согласно статье 2 данного закона, должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в Республике Мордовия согласно приложению 1 к настоящему Закону.
При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в Республике Мордовия.
Действие Положения о порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Ковылкинского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов Ковылкинского муниципального района от 03 июля 2009 г. № 6 распространяется на лиц, замещавших должности руководителей районных и городских органов, указанных в подпункте 8 пункта 1 приложения № 3 Закона Республики Мордовия от 8 июня 1999г. № 30-3 «О муниципальной службе в Республике Мордовия» с особенностями, предусмотренными пунктом 9 статьи 30 указанного Закона.
В соответствии со статьей 28 Устава Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, утвержденного Решением Совета депутатов Ковылкинского муниципального района № 1 от 10 января 2006 г., с последующими изменениями, муниципальная служба - профессиональная деятельность по обеспечению полномочий органов местного самоуправления и выборных должностных лиц муниципального образования, осуществляемая на постоянной основе на муниципальной должности. Не являющейся выборной, в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Республики Мордовия.
Статьей 32 Устава муниципальная должность - должность, предусмотренная в соответствии с Реестром выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в Ковылкинском муниципальном районе с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления Ковылкинского муниципального района с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления Ковылкинского муниципального района и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Муниципальные должности подразделяются на: выборные муниципальные должности - должности, замещаемые в результате муниципальных выборов, а также замещаемые на основании решений Совета депутатов Ковылкинского муниципального района в отношении лиц, избранных в его состав в результате муниципальных выборов; муниципальные должности муниципальной службы - муниципальные должности в органах местного самоуправления Ковылкинского муниципального района, образуемых в соответствии с Уставом муниципального образования, замещаемые путем заключения трудового договора.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Устава муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение с учетом муниципальной службы.
Из штатных расписаний работников Управления образования; МО Ковылкино за периоды 1996-2004 гг. следует, что должности ведущих специалистов и специалистов 1 категории занимали несколько работников, без конкретных указаний их фамилий.
Распоряжением № 1076-р от 17 июня 2000 г. были проведены квалификационные экзамены муниципальных служащих муниципаньного образования Ковылкино, замещающим соответствующие должности с присвоением квалификационных разрядов, из которого не усматривается, что по Управлению образования Рыжовой Н.С., как специалисту первой категории, занимающему должность муниципального служащего, был присвоен квалификационный разряд.
Из реестра муниципальных служащих администрации Ковылкинского муниципального района, приложение № 2 к постановлению главы администрации Ковылкинского муниципального района от 15 сентября 2006 г. № 461 не усматривается, что должность, которую занимала Рыжова Н.С., относится к таковым.
Распоряжением № 188 а-р от 22 декабря 2006 г. были присвоены квалификационные разряды муниципальным служащим администрации Ковылкинского муниципального района, занимающим соответствующие муниципальные должности, однако по Управлению образования фамилия Рыжовой Н.С. не значится.
Постановлением № 42 от 17 января 2008 г. главы администрации Ковылкинского муниципального района был утвержден прилагаемый Реестр муниципальных служащих администрации Ковылкинского муниципального района на 15 января 2008 г. и признано утратившим силу приложение № 2 к постановлению № 461 а от 15 сентября 2006г. Из данного реестра не усматривается, что должности, занимаемые работниками Управления образования, относятся к должностям муниципальной службы.
Согласно Реестру должностей муниципальной службы в администрации Ковылкинского муниципального района на 01 августа 2009г., утвержденному Постановлением главы администрации Ковылкинского муниципального района № 834 а от 04 августа 2009 г., главный специалист отдела по работе с учреждениями образования опеке и попечительства Управления образования отнесен к категории должностей муниципальной службы.
Таким образом, отказывая Рыжовой Н.С. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что спорные периоды работы Рыжовой Н.С. не являются периодами работы на муниципальной службе и не могут быть включены в стаж муниципальной службы, как не подлежат включению в таковой стаж и периоды работы истицы в должности главного бухгалтера детского сада «<данные изъяты>», поскольку ни Реестром должностей муниципальной службы, ни Уставом Ковылкинского муниципального района, занимаемые Рыжовой Н.С. должности не отнесены к категории служащих органа местного самоуправления.
Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном применении норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
Решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 05 мая 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Рыжовой Н.С. – без удовлетворения.
Судья-председательствующий Скипальская Л.И.
Судьи Володина Г.Ф.
Середа Л.И.