решение об оставлении без удовлетворения иска о признании незаконным отказа по выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения



Судья Крысина З.В. Дело № 33-1179/54

Докладчик Середа Л.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего Скипальской Л.И.

судей Володиной Г.Ф.

Середы Л.И.

при секретаре Лебедевой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 19 июля 2012 г. в городе Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе Саитовой З.З. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 апреля 2012 г.

Заслушав доклад судьи Середы Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Саитова З.З. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании отказа незаконным, возложении обязанности выдать свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

В обоснование требований указано, что Саитова З.З. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны (далее ВОВ) - А.Б.Х., с <дата> 2010 г. состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На обращение в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия по вопросу улучшения жилищных условий и предоставлении социальной выплаты решением от 17 марта 2012 г. ей отказано.

Истица просила суд признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия <№> от 17 марта 2012 г. в предоставлении ей социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия выдать ей свидетельство на получение единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 апреля 2012 г. исковые требования Саитовой З.З. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истица Саитова З.З. с решением суда не согласна, считает его незаконным и необоснованным, указав, что ее муж, как ветеран ВОВ, имел равные с другими ветеранами права, в том числе и право на обеспечение жильем в соответствии с указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», в связи с чем, она, как член его семьи, имеет право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

В заседании судебной коллегии представитель истицы Багапова А.А. доводы апелляционной жалобы истицы поддержала.

Истица Саитова З.З., представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом - путем заблаговременного направления адресатам по почте судебного извещения с уведомлением о вручении (л.д. 57, 58), о причинах неявки суд не известили, и отложить разбирательство дела суд не просили.

При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что <дата> г. между Саитовой З. З. и А.Б.Х. был заключен брак.

С.А.Х. умер <дата>

Из справки <№> от <дата> отдела Военного комиссариата Республики Мордовия по Рузаевскому району следует, что А.Б.Х. действительно является ветераном-участником Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., согласно статье 17 ФЗ «О ветеранах», и проходил военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев или награжденных орденами и медалями СССР, в составе <данные изъяты> в период с февраля 1944 г. по январь 1945 года (л.д. 7, 31).

По сведениям Министерства обороны Российской Федерации Саитов А.Х. действительно проходил военную службу в <данные изъяты> в период с 12 декабря 1943 г. по январь 1946 г. в воинском звании «красноармеец», не входящей в состав действующей армии (л.д. 8, 9).

Жилое помещение, расположенное по <адрес>, в котором проживает Саитова З.З., признано непригодным для дальнейшего проживания в связи с его аварийностью, физический износ дома составляет 70% (л.д.34-35).

<дата> 2010 г. Саитова З.З. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 6).

Письмом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия <№> от 17 марта 2012 г. Саитовой З.З. отказано в выделении свидетельства на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по тем основаниям, что военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, подпадают под действие Указа Президента в случае выселения из служебных помещений (л.д. 14-15).

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, постановленным в соответствии с требованиями действующего законодательства и исследованными по делу доказательствами и не находит оснований для его отмены.

Статьей 1 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной воны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, ветераны государственной службы и продолжительного добросовестного труда.

Установление определенных категорий ветеранов осуществляется с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда.

Классификация ветеранов имеет своей целью дальнейшую дифференциацию всего комплекса льгот и гарантий в зависимости от нужд, наиболее присущих каждой из обозначенных категорий лиц.

Возможность приобретения гражданами прав и льгот, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах», поставлена в зависимость от того, обладают ли эти лица признаками, необходимыми для их отнесения к соответствующей категории ветеранов. Признаки эти прямо поименованы в статьях 2-7 указанного закона, применительно к каждой категории ветеранов.

Из материалов дела следует, что А.Б.Х. относится к числу ветеранов ВОВ, указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», то есть к военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 03 сентября 1945 г. не менее шести месяцев.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 указанного закона ветеранами ВОВ являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Из подпункта «з» пункта 1 статьи 2 закона следует, что к ветеранам ВОВ относятся также: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Статьей 17 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрен исчерпывающий перечень мер социальной поддержки военнослужащих указанной категории, куда входит обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему мер социальной поддержки. Как следует из содержания статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» в новой редакции, законодатель сохранил существовавшие различия в объеме мер социальной поддержки инвалидов войны, участников ВОВ, перечисленных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 его статьи 2, и остальных, поименованных в подпункте 1 категорий участников ВОВ.

По смыслу данных статей социальная поддержка ветеранов – участников ВОВ, по своей правовой природе, направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, - на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 г. № 502-О).

Взаимосвязанные нормативные положения пунктов 9, 10 и 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ, статьи 14, пункта 2 статьи 15 и статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. №22-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями) по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 г. № 89-О, в системе действующего законодательного регулирования не предполагают назначение участникам ВОВ из числа военнослужащих, указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона ФЗ «О ветеранах», являющимися инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), которым ранее предоставлялись права и льготы инвалидов войны, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», иным категориям участников ВОВ – инвалидам вследствие указанных причин и в настоящее время устанавливаемой в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 его статьи 23.1.

Конституционно-правовой смысл указанных законоположений в настоящем Определении является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике.

Таким образом, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» законодатель разграничил меры социальной поддержки для разных категорий ветеранов – участников ВОВ.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

Федеральный законодатель, реализуя вытекающую из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21, (часть 1), 39 (часть 1), 59 (часть 1), 71 (пункты «а», «в», «м»») и 72 (часть 1, пункты «б», «ж») Конституции Российской Федерации обязанность государства гарантировать ветеранам ВОВ соответствующую их статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту, обладает определенной свободой усмотрения в выборе критериев дифференциации предоставляемых им мер социальной защиты.

Ветераны Великой Отечественной войны – это социальная категория, пользующаяся, в соответствии с законодательством, особыми правами и льготами, обусловленными позитивной сопричастностью конкретного гражданина к Победе 1945 года.

Вышеприведенное положение Федерального закона «О ветеранах» следует применять в части установления периода боевых действий по защите Отечества и распространять на граждан, находившихся в период ведения боевых операций по защите Отечества в составе действующей армии в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г.

Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание то обстоятельство, что умерший А.Б.Х. не обладал таким видом социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем (не выселялся из служебного жилого помещения, не принимал участия в боевых действиях в воинских частях, входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.).

При этом суд пришел к правильному выводу, что членам семей погибших (умерших) участников ВОВ определена мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем в форме предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья, в непосредственной зависимости от мер социальной поддержки, которыми обладал бы погибший (умерший) участник ВОВ, поскольку должны быть учтены именно его статус и заслуга перед Отечеством, как непосредственного гражданина, участвовавшего в войне.

Указанные в статье 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) участников ВОВ носят персональный характер, так как обусловлены одним из конкретных обстоятельств: различием мер социальной защиты в зависимости от того, относится ли лицо к участникам ВОВ, указанным в подпунктах «а» – «ж» либо указанным в подпункте «з» пункта 1 части 2 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах».

Саитова З.З. является вдовой умершего А.Б.Х. – участника ВОВ, проходившего военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, в связи с чем, все социальные меры поддержки, которые может получить Саитова З.З., производны от объема мер поддержки А.Б.Х.

В письме от 19 марта 2010 г. № 10496-СК/07 Министерством регионального развития Российской Федерации даны разъяснения о том, что в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 2009 г. № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» вдовы инвалидов и участников ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета вне зависимости от времени постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, при полном их соответствии критериям, установленным статьей 21 Федерального закона «О ветеранах».

Разрешая данный спор, суд первой инстанции, правомерно руководствовался приведенными положениями закона и обоснованно отказал Саитовой З.З. в иске.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для переоценки доказательств не имеется.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а поэтому не могут служить поводом к отмене законного решения.

Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.

Руководствуясь пунктом первым статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 апреля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Саитовой З.З. – без удовлетворения.

Судья-председательствующий Л.И.Скипальская

Судьи Г.Ф.Володина

Л.И. Середа