решение об удовлетворении иска о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, включении периодов работы в специальный стаж оставлено без изменения



Судья Татаркина Г.Г.                            Дело № 33-1493/27

Докладчик Межевова Н.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего                     Елиной Т.А.

судей                                        Козиной Е.Г.

                                            Межевовой Н.И.

при секретаре                                Козеевой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 23 августа 2012 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия Батяйкиной В.К. на решение Дубёнского районного суда Республики Мордовия от 08 июня 2012 г.

Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Кураева К.М. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указывая, что решением начальника № 189262 от 09 марта 2012 г. ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. В специальный стаж не включены периоды работы по совместительству в <данные изъяты> специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате в должности руководителя кружковой работы, в должности преподавателя <данные изъяты> детской школы искусств, нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.

Считала отказ во включении указанных периодов в специальный трудовой стаж неправомерным, просила признать незаконным и отменить решение начальника № 189262 от 09 марта 2012 г., обязать пенсионный орган включить спорные периоды работы по совместительству в специальный стаж, назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения за назначением трудовой пенсии.

В судебном заседании от 05 июня 2012 г. истица Кураева К.М. уточнила исковые требования и просила включить в специальный стаж периоды работы с 12 апреля 1984 г. по 31 августа 1985 г. в должности музыкального руководителя <данные изъяты> вспомогательной школы-интерната на 0,5 ставки; с 13 июня 1994 г. по 30 июня 1994 г. в должности музыкального руководителя в ясли-саду в колхозе

имени <данные изъяты> по совместительству, с 01 января 2001 г. по 11 апреля 2011 г. в должности преподавателя МУДОД <данные изъяты>, назначить досрочную пенсию по старости с 11 апреля 2011 г., дня, когда она в первый раз обращалась к ответчику с указанным заявлением.

Решением Дубёнского районного суда Республики Мордовия от 08 июня 2012 г. исковые требования Кураевой К.М. удовлетворены частично.

Судом постановлено: «решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия № 189262 от 9 марта 2012 г. в части отказа Кураевой К.М. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» признать незаконным.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия зачесть Кураевой К.М. в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды работы: с 12 апреля 1984 г. по 31 августа 1985 г. в должности музыкального руководителя на 0,5 ставки в <данные изъяты> вспомогательной школе-интернате; с 13 июня 1994 г. по 30 июня 1994 г. в должности музыкального руководителя в яслях-саде колхоза имени <данные изъяты> по совместительству преподавателем <данные изъяты> детской школы искусств; с 1 января 2001 г. по 11 апреля 2011 г. в должности преподавателя Муниципального учреждения дошкольного образования детей <данные изъяты>; назначить Кураевой К.М. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности со 2 марта 2012 года.

В удовлетворении требований о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 11 апреля 2011 года, отказать.»

В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия Батяйкина В.К. считает решение суда неправильным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит его отменить, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения оспариваемых периодов в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

В возражениях на апелляционную жалобу истица Кураева К.М. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание представитель истицы адвокат Скороходова Е.И. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена заблаговременно и надлежаще путём направления почтового извещения с обратным уведомлением о вручении (л.д. 190), о причинах неявки в суд не известила, доказательств, в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представила, отложить разбирательство дела суд не просила.

При таких обстоятельствах, руководствуясь частью 3 статьи 167 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица, извещённого надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе по Республике Мордовия Бухарова Е.В. доводы жалобы поддержала, истица Кураева К.М. возразила против доводов жалобы.

Заслушав объяснения представителя ответчика, истицы Кураевой К.М., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, 02 марта 2012 г. Кураева К.М. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия № 189262 от 09 марта 2012 г. в назначении пенсии Кураевой К.М. отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. Требуется 25 лет, имеется 15 лет 3 месяца 12 дней.

В специальный стаж не включены периоды обучения в Саранском музыкальном училище им. Л.П. Кирюкова с 01 сентября 1980 г. по 28 июня 1984 г.; работы в должности художественного руководителя <данные изъяты> СДК с 01 сентября 1984 г. по 30 июня 1986 г.; работы по совместительству 12 апреля 1984 г. по 31 декабря 1984 г. в <данные изъяты> специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате в должности руководителя кружковой работы, поскольку данные должности не поименованы в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённом Постановлением Правительством Российской Федерации от 29.10.2002г. №781; нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 13 июня 1994 г. по 30 июня 1994 г., так как он не предусмотрен пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. №516; работы с 01 января 2001 г. по 11 апреля 2011 г. в должности преподавателя <данные изъяты> детской школы искусств, поскольку для зачёта в специальный стаж данного периода не выполняется одно из условий, предусмотренных пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г.

Разрешая заявленные истицей требования, суд правильно руководствовался подлежащими применению нормами материального права, регулирующими спорные отношения.

В силу пункта 19 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с частью 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.

Таким образом, работники учреждений для детей имеют право на получение пенсии за выслугу лет в связи с характером выполняемой ими работы (педагогической деятельности).

Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, предусмотрена должность «музыкальный руководитель».

Согласно пунктам 1.2, 1.5 раздела «Наименование учреждений» Списка к учреждениям, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, относятся, в частности учреждения «общеобразовательные школы-интернаты, школы-интернаты всех наименований, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии».

Включая в специальный стаж истицы период работы с 12 апреля 1984 г. по 31 августа 1985 г. в должности музыкального руководителя <данные изъяты> вспомогательной школы-интерната на 0,5 ставки, суд обоснованно исходил из того, что факт его работы в указанный период подтверждается тарификационными списками работников <данные изъяты> вспомогательной школы-интерната на 1983/84 учебный год, из которых следует, что Д.К.М. (заключила брак с К.Н.И.) была протарифицирована как музыкальный руководитель на 0,5 ставки, за выполнение данных функциональных обязанностей ей начислялась и выплачивалась заработная плата, установленная тарификационными списками. Данными тарификационными списками протарифицированы учителя, воспитатели и другие работники, в том числе и музыкальный руководитель <данные изъяты> вспомогательной школы-интерната с указанием занимаемых должностей, ставки, часов работы, начислений по заработной плате и других сведений.

Факт работы истицы в должности музыкального руководителя, кроме сведений, содержащихся в тарификационных списках, подтверждается также справкой о заработной плате, выданной руководителем и главным бухгалтером ГКС (К) ОУ РМ <данные изъяты>. Дата приёма на работу истицы в данное учреждение подтверждается выпиской из приказа №16 от 12 апреля 1984 года.

Доводы представителя ответчика, в частности о том, что период работы истицы в должности музыкального руководителя в <данные изъяты> вспомогательной школе-интернате на 0,5 ставки подлежал зачёту в специальный стаж только при условии выполнения Кураевой К.М. нормы рабочего времени, суд правомерно отверг.

При этом суд правильно указал, что в данный период действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за

выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1956 г. № 1397.

В разъяснении № 19 от 17.05.1960 г. Государственный Комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы указал, что согласно этому Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пенсии следует назначать: педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) - как руководителям-воспитателям и воспитателям. Данное разъяснение утратило силу с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 953.

В период с 1 октября 1993 г. по 1 ноября 1999 г. законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. С принятием Правил исчисления периодов работы, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, данный пробел законодателем был ликвидирован путём указания в пункте 5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа. Эти Правила введены в действие с ноября 2002 года, им не придано обратной силы, они действуют со дня введения их в действие.

При таких обстоятельствах суд правильно посчитал, что льготный стаж педагогических работников, в том числе и музыкальных руководителей, за предыдущий период времени должен исчисляться вне зависимости от выполнения нормы рабочего времени.

С учетом этого суд обоснованно обязал пенсионный орган включить в специальный стаж истицы период работы с 12 апреля 1984 г. по 31 августа 1985 г. в должности музыкального руководителя в <данные изъяты> специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате на 0,5 ставки.

Придя к правильному выводу о зачете истице в льготный стаж периода работы по совместительству с 13 июня 1994 г. по 30 июня 1994 г. в должности музыкального руководителя в яслях-саде колхоза имени <данные изъяты>, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в указанный период истица действительно работала музыкальным руководителем в яслях-саде в колхозе имени <данные изъяты>, что

подтверждается записями в трудовой книжке, в книгах учёта расчётов по оплате труда 1994 год (ясли-сад), где имеется начисления заработной платы и отпускных;

справкой, выданной директором Объединенного межведомственного архива документов по личному составу Кураевой К.М.

В данном случае, как правильно посчитал суд, также не применяется правило выполнения требований, установленных вышеуказанными Правилами (выполнение нормы рабочего времени педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы или должностной оклад).

Кроме того, до 01 ноября 1999 г., указанные Правила могут применяться только при желании гражданина при исчислении выслуги за периоды работы.

Пунктом 2 раздела «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, предусмотрена должность «преподаватель», а в разделе «Наименование учреждений» в качестве учреждений дополнительного образования детей поименована «детская школа искусств, в том числе по виду (видам) искусств».

Работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии её выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

В соответствии с пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2002 №781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

- на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от её продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Разрешая требования Кураевой К.М. и, включая в ее специальный стаж период работы с 01 января 2001 г. по 11 апреля 2011 г. в должности преподавателя <данные изъяты> школы искусств, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что у истицы имеются оба вышеуказанных условия, а именно специальный стаж истицы на 1 января 2001 г. с учетом включенных периодов работы пенсионным органом, а также с учетом включенных судом спорных периодов работы, составил 16 лет 8 месяцев 2 дня. Также у нее имеется факт работы в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

То есть, факт наличия одновременно двух условий, предусмотренных пунктом 12 вышеназванных Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, у истицы имеется.

Установив, что с учетом включенных судом оспариваемых периодов работы истицы и зачтенных периодов пенсионным органом на 02 марта 2012 года у Кураевой К.М. имелся специальный стаж более 25 лет, то есть у неё возникло право на назначение досрочно трудовой пенсии по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2002 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд обоснованно обязал пенсионный орган назначить ей пенсию с момента возникновения права, то есть со 02 марта 2012 г.

Доводы апелляционной жалобы повторяют фактические и правовые основания возражений ответчика, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда. К тому же доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут служить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены обжалуемого судебного решения по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

            определила:

решение Дубёнского районного суда Республики Мордовия от 08 июня 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия Батяйкиной В.К. – без удовлетворения.

Председательствующий                                 Т.А. Елина

Судьи                                     Е.Г. Козина

                                 Н.И. Межевова