решение о частичном удовлетворении иска о возложении обязанности о передаче жилого помещения, земельного участка и находящихся на нем надворных построек в собственность администрации муниципального района оставлено без изменения



Судья Неяскин Е.С.                         Дело № 33-1413/57

Докладчик Межевова Н.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная к оллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего                    Елиной Т.А.

судей                                        Козиной Е.Г.

Межевовой Н.И.

при секретаре                                Козеевой А.В.

с участием прокурора                             Пивкиной Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 21 августа 2012 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе ответчика Морозова В.М. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 24 мая 2012 г.

Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

и.о.прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Чашин Д.А., действующий в интересах муниципального образования обратился в суд с исковым заявлением к Морозову В.М. об исполнении обязательства о передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> собственность администрации Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия и освобождении жилого помещения в месячный срок со всеми совместно проживающими с ним членами семьи.

В обоснование требований указал, что прокуратурой Зубово-Полянского района в марте 2012 года проведена проверка по исполнению жилищного законодательства по обеспечению жильем лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» нуждаются в улучшении жилищных условий, и обеспечиваются жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз. В рамках указанной подпрограммы предоставляются субсидия на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Проведенной проверкой установлено, что Морозов В.М. является участником ликвидации последствий Чернобыльской АЭС, имеет в собственности жилой дом общей площадью 35,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, приобретенный им по договору купли-продажи в декабре 1997 года, в котором он проживал вместе с супругой М.З.В. и дочерьми М.Е.В., К.О.В., внуком К.А.А. С 1998 г. Морозов В.М. состоял в очереди на улучшение жилищных условий в администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия на выдачу жилищного сертификата на приобретение жилья для него и членов его семьи в рамках федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». В декабре 2008 года Морозов В.М. получил государственный жилищный сертификат по вышеуказанной программе. В соответствии с условиями подпрограммы ему была предоставлена за счет средств федерального бюджета субсидия в размере <данные изъяты> с учетом 4 совместно проживающих с ним членов его семьи для приобретения жилого помещения на территории Республики Мордовия. В 2009 году Морозов В.М. реализовал данный сертификат. Основным условием для реализации данной программы является то, что граждане - участники подпрограммы, имеющие жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности или им и членам их семей на праве общей собственности, принимают на себя обязательство о безвозмездной передаче принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность. 29 мая 2008 г. между Морозовым В.М. (членами его семьи) и главой администрации Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия заключено обязательство о сдаче (передаче) жилого дома. Из положений данного обязательства следует, что должник, в связи с предоставлением ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилья на территории Республики Мордовия, принимает на себя обязательство: жилое помещение из 1 комнаты 35,1 кв.м., <адрес>, находящееся в частной собственности, в 2-х месячный срок с даты приобретения им жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата освободить со всеми совместно проживающими с ним членами семьи и сдать его в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Однако, обязательство о сдаче (передаче) жилого дома по указанному адресу не исполнено. Жилой дом в администрацию Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района не передан и находится в распоряжении Морозова В.М.

В заявлении от 16 мая 2012 г. прокурор Зубово-Полянского района Республики Мордовия Поршин В.А. увеличил исковые требования и просил обязать Морозова В.М. передать жилое помещение, земельный участок площадью 1197 кв.м и находящиеся на нем надворные постройки, расположенные по адресу: <адрес>, в собственность администрации Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия.

Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 24 мая 2012 г. исковые требования прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия удовлетворены частично.

Судом постановлено: «Обязать Морозова В.М. в месячный срок передать жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> вместе с земельным участком, на котором он находится в собственность администрации Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия.

Взыскать с Морозова В.М. в бюджет Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия госпошлину в сумме <данные изъяты> рублей. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать».

В апелляционной жалобе ответчик Морозов В.М. считает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, указывает, что суд неправомерно удовлетворил исковые требования прокурора о передаче им земельного участка с расположенными на нем надворными постройками, поскольку 29 мая 2008 г. им было заключено обязательство о сдаче (передаче) жилого <адрес> общей площадью 35,1 кв.м, состоящего из 1 комнаты. Ссылается на градостроительные нормы, согласно которым для использования и обслуживания жилого дома отводится 1 м по периметру дома, поэтому возможно передача земельного участка только в этих пределах. Указывает, что спорный жилой дом является ветхим, 50-х годов постройки, без фундамента, износ жилого дома составляет 75%, поэтому обязательство по передаче в собственность жилого помещения не выполнимо.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокуроа Зубово-Полянского района Республики Мордовия Лисюшкин С.В. просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда без изменения.

В судебное заседание представитель администрации Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, третьи лица: М.Е.В., К.А.А. не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены заблаговременно и надлежаще путем направления почтового извещения с обратным уведомлением о вручении (л.д. 110, 111), о причинах неявки в суд не известили, доказательств, в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, отложить разбирательство дела суд не просили. В заявлении в адрес судебной коллегии глава администрации Явасского городского поселения Дергачев В.С. просил дело рассмотреть в их отсутствие, заявление прокуратуры поддержал.

При таких обстоятельствах, руководствуясь частью третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании ответчик Морозов В.М., третьи лица Морозова З.В. и Колосницина О.В. доводы апелляционной жалобы поддержали.

Заслушав объяснения ответчика Морозова В.М., Морозовой З.В. и Колоснициной О.В., заключение прокурора Пивкиной Е.А., полагавшую решение оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела установлено, что согласно справке серии МСЭ 017 <№> Морозову В.М. установлена <данные изъяты> инвалидности. Причина инвалидности: заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, обязательства связанные с катастрофой на ЧАЭС. 24 февраля 1998 г. Морозов В.М. обратился в администрацию поселка Явас Зубово-Полянского района Республики Мордовия с заявлением о постановке его на очередь для улучшения жилищных условий по месту жительства.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Так, закон Российской Федерации от 15 мая 1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( статьи 14, 15, 16, 17 и 22 ) предусматривает право граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., на обеспечение жильем, за счет средств федерального бюджета. Порядок обеспечения жильём, указанной категории граждан, устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675, утверждена Федеральная целевая программа на 2002 - 2010 годы, одним из этапов реализации которой, является подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Согласно постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильём в рамках подпрограммы, является предоставление им за счет&apos; средств федерального бюджет социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Вышеназванным постановлением № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы. В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Правил Морозов В.М. имеет право на участие в подпрограмме как гражданин, подвергшийся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Подпунктом "ж" пункта 44 Правил в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой

программы "Жилище" на 2002 - 2010 года предусмотрено, что для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет, в том числе, обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил.

Согласно подпункту "в" пункта 16.1 Правил, гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

В соответствии с пунктом 45 Правил обязательство, указанное в подпункте "ж" пункта 44 настоящих Правил, подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Согласие на принятие такого обязательства может быть подтверждено также путем представления письменного документа, удостоверенного в нотариальном или ином установленном законодательством порядке.

Из материалов дела следует, что, во исполнение требований указанных выше пунктов Правил, 29 мая 2008 г. при обращении за получением государственного жилищного сертификата Морозов В.М. и совершеннолетние члены его семьи М.З.В., К.О.В., М.Е.В. подписали обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения, в соответствии с которым, в связи с предоставлением государственного жилищного сертификата для приобретения жилья на территории Республики Мордовия должники обязались спорное жилое помещение в 2-месячный срок с даты приобретения ими жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата освободить и сдать в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Судом установлено, что в декабре 2008 г. Морозову В.М. как участнику подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 года, утвержденных постанов

лением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 совместно с членами его семьи (4) был выдан государственный жилищный сертификат. Согласно сертификату Морозову В.М. предоставлена за счет средств федерального бюджета субсидия в размере <данные изъяты> для приобретения жилого помещения на территории Республика Мордовия.

Таким образом, Правительство Республики Мордовия обязательство по предоставлению жилищной субсидии исполнило.

Полученный жилищный сертификат Морозов В.М. реализовал, купив две 3-х комнатные квартиры в <адрес>.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу пункта 45 Правил исполнение обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения должно осуществляться в 2-месячный

срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

Исходя из этого, указанный срок начинает исчисляться с момента приобретения квартиры в собственность.

Между тем, как установлено, обязательство о передаче жилого дома по <адрес> в собственность администрации Явасского городского поселения в установленный срок после приобретения жилья за счет предоставленной жилищной субсидии, Морозовы не исполнили.

С учетом изложенного суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении иска, пришел к правильному выводу о том, что в связи с реализацией государственного жилищного сертификата и приобретением жилого помещения в пос. Явас возникло обязательство по освобождению и передаче в собственность муниципального образования жилого помещения - которое в установленный срок исполнено не было.

При этом суд обоснованно исходил, что в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации совместно с жилым домом передаче подлежит и право собственности на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом.

Согласно технического паспорта на жилой дом индивидуального жилищного фонда по адресу: <адрес>, жилой дом состоит из дома, сеней, веранды. Имеются надворные постройки пять сараев, баня, летняя кухня, навес.

Указанные надворные постройки составляют с домом единое целое и их правовой режим определяется статьей 135 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым при отчуждении жилого дома такие строения переходят к новому собственнику вместе с домом, если при заключении договора об отчуждении не был обусловлен их снос или перенос прежним собственником.

Вместе с тем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований прокурору о передаче земельного участка, на котором отсутствуют застройки, правильно указав, что согласно приведенных норм закона земельный участок свободный от застройки может быть сохранен за собственником и передаче вместе с жилым домом не подлежит.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что спорный жилой дом является ветхим, 50-х годов постройки, без фундамента, износ жилого дома составляет 75%, поэтому обязательство по передаче в собственность администрации жилого дома не выполнимо, отклоняются, поскольку основанием исполнения обязательства Морозовым В.М. является сам факт передачи дома не зависимо от того в каком техническом состоянии он находится.

Кроме того, представитель администрации Явасского городского поселения в судебном заседании настаивал на передаче жилого дома в муниципальную соб

ственность, пояснив при этом, что дом будет отремонтирован и в последующем предоставлен нуждающимся в жилище.

Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 24 мая 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Морозова В.М. – без удовлетворения.

Председательствующий                                 Т.А. Елина

Судьи                                    Е.Г. Козина

                                 Н.И. Межевова