о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки и возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в виде субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг



Судья Мельникова Н.Н.                         Дело № 33-1295/57

Докладчик Володина Г.Ф.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего                      Александрова С.В.

судей                                         Володиной Г.Ф.

                                             Скипальской Л.И.

при секретаресудебного заседания                               Хальмеевой И.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 07 августа 2012 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе Байбиковой А.А. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 06 июня 2012 года.

Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Байбикова А.А., действующая также в интересах несовершеннолетней К1, обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Лямбирскому району Республики Мордовия» (далее по тексту – ГКУ «Социальная защита населения по Лямбирскому району Республики Мордовия») о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки и возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в виде субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование иска указала, что она является много­детной матерью, одна воспитывает троих несовершеннолетних детей, с которыми проживает по адресу: <адрес> с 24 марта 2011 г. С апреля 2011 года она находится в отпуске по уходу за ребенком. Ее доходом в месяц является пособие по уходу за ребенком в размере 7639 рублей.

12 апреля 2012 г. она обратилась в ГКУ «Социальная защита населения по Лямбирскому району Республики Мордовия» с заявлением о предоставлении ей социальной поддержки в виде субсидий на оплату коммунальных услуг. Согласно Протоколу от 20 апреля 2012 г. ей было отказано в предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг со ссылкой на то, что ею представлен неполный пакет документов, поскольку отсутствует нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов.

Согласно судебному приказу № 2-110 от 02 февраля 2007 г., выданному мировым судьей судебного участка № 1 Лямбирского района Республики Мордовия, с Б. взысканы алименты на содержание несовершеннолетнего сына – Б1. Однако Б. не выполняет своих родительских обязанностей, в результате чего решением Лямбирского районного суда от 30 января 2012 г. он лишен родительских прав.

Отец других двоих ее детей К. и К1 - К2 ежемесячно передает ей на содержание детей денежные средства в размере 1/3 своего заработка. Таким образом, учитывая, что между ней и К2 имеется устная договоренность о содержании К и К1 то, по ее мнению, оснований для обращения к нотариусу не имеется.

Считает, что неправомерными действиями ответчика, выразившимися в отказе в предоставлении субсидий, был причинен вред ее здоровью, поскольку после перенесенного стресса она вынуждена проходить курс реабилитации и приобретать лекарственные средства. Кроме того, у нее пропало грудное молоко, в результате чего страдает ее дочь К1., так как пришлось перевести ее на искусственное вскармливание, что негативно отражается на здоровье дочери. Она (истица) лишена возможности в полном объеме заботиться о своих детях, и в этом ей помогают родственники.

Просила суд признать протокол от 20 апреля 2012 г. ГКУ «Социальная защита населения по Лямбирскому району Республики Мордовия» об отказе ей в предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным и отменить; обязать ГКУ «Социальная защита населения по Лямбирскому району Республики Мордовия» повторно рассмотреть ее заявление от 12 апреля 2012 г. о предоставлении ей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, назначить ей соответствующие субсидии, которые перечислять на ее счет № <данные изъяты>, открытый в Лямбирском филиале Сбербанка России № 8589/011, расположенном по адресу: <адрес>; взыскать с ГКУ «Социальная защита населения по Лямбирскому району Республики Мордовия» в ее пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании Байбикова А.А. уточнила исковые требования в части взыскания с ГКУ «Социальная защита населения по Лямбирскому району Республики Мордовия» компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Просила суд взыскать с ГКУ «Социальная защита населения по Лямбирскому району Республики Мордовия» в ее пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, а в пользу ее дочери К1 – в размере <данные изъяты> рублей.

Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 06 июня 2012 г. постановлено: «В удовлетворении исковых требований Байбиковой А.А., действующей также в интересах несовершеннолетней К1 к Государственному казенному учреждению Социальная защита населения по Лямбирскому району Республики Мордовия о признании неза­конным и подлежащим отмене решения об отказе в предоставлении субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности по пересмотру заявления о предоставлении субсидии, назначении субсидии по уплате жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании компенсации мо­рального вреда в размере <данные изъяты> рублей и взыскании в пользу К1 компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб­лей – отказать».

В апелляционной жалобе Байбикова А.А. с решением суда не согласна, просит его отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении ее исковых требований в полном объеме. Указала, что ГКУ «Социальная защита населения по Лямбирскому району Республики Мордовия» потребовало от нее нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов, заключенное с К2., незаконно, поскольку перечень документов, представляемый для назначения субсидий исчерпывающий, об этом гласит и пункт 10 постановления Правительства Российской Федерации №761. Кроме того, согласно пункту 36 данного постановления Правительства Российской Федерации, если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении, что она и сделала. Учитывая, что в заявлении от 12 апреля 2012 г. она указала об учете 33% от доходов К2., содержащихся в справках о его заработной плате формы «2НДФЛ», то органы соцзащиты обязаны были произвести расчет ее доходов и доходов ее семьи на основании представленных ею документов и декларированных доходов, указанных в заявлении, а также произвести расчет субсидий.

Полагает также, что довод ответчика о том, что в обязанности ГКУ «Социальная защита населения по Лямбирскому району Республики Мордовия» не входит расчет суммы алиментов, так как в обязанности соцзащиты входит расчет размера субсидий с учетом предоставленных и декларированных доходов заявителем, несостоятелен.

Считает, что незаконный отказ ГКУ «Социальная защита населения по Лямбирскому району Республики Мордовия» в назначении ее семье субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг привел ее к нервному срыву, в связи с чем 28 апреля 2012 г. она была вынуждена обратиться в поликлинику при Лямбиркой ЦРБ, где терапевт поставил ей диагноз: «<данные изъяты>» и назначил лечение и обследование. Поскольку она не может в полном объеме заботиться о своих детях и ей в этом помогают родственники, она вправе требовать компенсацию морального вреда.

В возражениях на апелляционную жалобу директор ГКУ «Социальная защита населения по Лямбирскому району Республики Мордовия» Асаинова С.Х. просит в удовлетворении исковых требований Байбиковой А.А. отказать.

В судебное заседание истица Байбикова А.А. и ее представитель К2 не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления адресатам судебного извещения с уведомлением о вручении, о причинах неявки представитель Байбиковой А.А. – К2 суд не известил, и отложить разбирательство дела суд не просил.

В заявлении от 30 июля 2007 года истица Байбикова А.А. просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании представитель ГКУ «Социальная защита населения по Лямбирскому району Республики Мордовия» Чиндяйкина Л.Г. относительно апелляционной жалобы возразила.

Заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что Байбикова А.А. имеет на иждивении троих несовершеннолетних детей: Б1 <данные изъяты> года рождения, К <данные изъяты> года рождения, К1 <данные изъяты> года рождения, вместе с детьми зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из паспорта истицы и свидетельствами о регистрации детей по месту жительства.

Согласно протоколу от 20 апреля 2012 г. решением ГКУ «Социальная за­щита населения по Лямбирскому району Республики Мордовия» Байбиковой А.А. отказано в предоставлении суб­сидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ввиду непредстав­ления полного пакета документов, а именно, по причине отсутствия нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов с К2

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности отказа ГКУ «Социальная защита населения по Лямбирскому району Республики Мордовия» в назначении истице субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

В соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на опла­ту жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, исполь­зуемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоя­щей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов гра­ждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доход семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со сред­недушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума, макси­мально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) соб­ственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполни­тельной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им уч­реждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и пре­кращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи полу­чателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также осо­бенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавли­ваются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации 14 декабря 2005 года № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммуналь­ных услуг, разработанные в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого по­мещения и коммунальных услуг субсидии предоставляются гражданам в слу­чае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рас­считанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональ­ных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг превышают величи­ну, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оп­лату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом равным отношению среднеду­шевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

В соответствии с пунктом 7 Правил, решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением, а в отношении лиц, указанных в пункте 51 настоящих Правил, - федеральными органами исполни­тельной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).

Пунктом 8 указанных Правил установлен перечень документов, необхо­димых для решения вопроса о назначении субсидии на оплату жилья и комму­нальных услуг.

Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Пра­вил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил, или ли­ца, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномо­ченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением, в том числе документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предостав­лении субсидии.

Подпунктом 68.5 пункта 68 Методических рекоменда­ций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого поме­щения и коммунальных услуг, утвержденных приказом Министерства регио­нального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального разви­тия Российской Федерации от 26 мая 2006 г. № 58/403, предусмотрено, что к видам доходов, которые заявители могут самостоятельно декларировать в заявлении, относятся доходы в виде алимен­тов, получаемых членами семьи на основании соглашения об уплате алиментов между родителями (детьми).

В соответствии с требованиями статьи 104 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрены способы и порядок уплаты алиментов по соглашению об уплате алиментов.

Согласно статье 100 Семейного кодекса Российской Федерации соглаше­ние об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит нотари­альному удостоверению. Несоблюдение установленной законом формы согла­шения об уплате алиментов влечет за собой последствия, предусмотренные пунктом. 1 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации. Нотари­ально удостоверенное соглашение об уплате алиментов имеет силу исполни­тельного листа.

Права получателя алиментов и обязанности их плательщика возникают с момента достижения ими соглашения об условиях, размере, порядке и способах уплаты алиментов, которое должно быть нотариально удостоверено.

Судом первой инстанции установлено, что нотариально заверенное соглашение об уплате алиментов между истицей Байбиковой А.А. и отцом несовершеннолетних детей К и К1К2 в ГКУ «Социальная защита населения по Лямбирскому району Республики Мордовия» не представлено, в связи с чем орган социальной защиты населения не имел сведений об условиях, размере, порядке и способе получения Байбиковой А.А. доходов от К2 на содержание несовершеннолетних детей.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно пришел к выводу об отказе истице в удовлетворении заявленных требований, поскольку у ответчика имелись предусмотренные законом основания требовать от Байбиковой А.А. предоставления документов, указанных в подпункте «г» пункта 8 Правил о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Не представление истицей Байбиковой А.А. в ГКУ «Социальная защита населения по Лямбирскому району Республики Мордовия» документа, подтверждающего ее доход в виде нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов на несовершеннолетних детей, явилось препятствием для органа социальной защиты населения при решении вопроса о предоставлении Байбиковой А.А. льготы об уплате жилья и коммунальных услуг.

Поэтому не могут явиться поводом к отмене решения суда доводы апелляционной жалобы Байбиковой А.А. о незаконности действий ГКУ «Социальная защита населения по Лямбирскому району Республики Мордовия» по требованию от нее нотариального соглашения об уплате алиментов на несовершеннолетних детей.

В связи с тем, что заявленные требования к ГКУ «Социальная защита населения по Лямбирскому району Республики Мордовия» о признании незаконным отказа в выплате субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг удовлетворению не подлежат, требования истицы о компенсации морального вреда в ее пользу и в пользу несовершеннолетней К1 являются производными от первоначальных исковых требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда.

Таким образом, учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 06 июня 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Байбиковой А.А. – без удовлетворения.

Судья-председательствующий Александров С.В.                             

Судьи Володина Г.Ф.

Скипальская Л.И.