о возложении обязанности обеспечить предоставление госуслуги по проведению медико-социальной экспертизы в помещении бюро (установление пандусов)



Судья Парамонов С.П. Дело №33-1343/57

Докладчик Володина Г.Ф.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего Александрова С.В.

судей Володиной Г.Ф.

Середы Л.И.

с участием прокурора Межевовой Ю.В.

при секретаре судебного заседания Вершининой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 августа 2012 г. в городе Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе заместителя Главы Администрации городского округа Саранск – Директора Департамента по правовым вопросам Конычева С.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 04 мая 2012 г.

Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Прокурор Пролетарского района г. Саранска, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с иском к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Мордовия» (далее по тексту – ФКУ «Главное бюро МСЭ по Республике Мордовия») о возложении обязанности обеспечить предоставление государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы в помещении бюро № 3 - филиала ФКУ «Главное бюро МСЭ по Республике Мордовия» в соответствии с требованиями Административного регламента, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. № 295н.

В обоснование требований указал, что прокуратурой Пролетарского района г. Саранска 23 марта 2012 г. проведена проверка исполнения ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы» законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения названного законодательства. Установлено, что помещение бюро № 3 филиала ФКУ «Главное бюро МСЭ Республики Мордовия» расположенное по адресу: <адрес>, было предоставлено по договору аренды № 3474, заключенному 12 апреля 2005 г. между ФКУ «Главное бюро МСЭ Республики Мордовия» и Администрацией городского округа Саранск.

Вопреки требованиям законодательства, помещение бюро №3 филиала ФКУ «Главное бюро МСЭ Республики Мордовия» не оборудовано пандусом, специальными ограждениями и перилами, отсутствуют условия для беспрепятственного передвижения инвалидов колясочников, а именно, высота порога у входной двери составляет 10 см, высота порога тамбурной двери составляет 10 см, высота порога из холла в коридор составляет 3,5 см, высота порогов в санитарно — техническое помещение (санузел) составляет 6-7 см, высота порога в помещение регистратуры, в котором осуществляется прием заявлений от получателей государственной услуги и их регистрация, составляет 6 см.

Указал также, что данные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении и невыполнении ФКУ «Главное бюро МСЭ Республики Мордовия» требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, что затрагивает интересы неопределенного круга лиц, инвалидов, проходящих медико-социальную экспертизу в бюро № 3 филиала ФКУ «Главное бюро МСЭ Республики Мордовия». Отсутствие каких-либо технических приспособлений для доступного посещения указанного учреждения, как объекта инфраструктуры, инвалидами, использующими кресла-коляски, ограничивает их возможность вести независимый образ жизни и участвовать во всех сферах общественной жизни.

Просил суд обязать ФКУ «Главное бюро МСЭ по Республике Мордовия» обеспечить предоставление государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы в помещении бюро № 3 филиала ФКУ «Главное бюро МСЭ по Республике Мордовия» в соответствии с требованиями Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 11.04.2011 № 295н:

- оборудовать доступ в помещения инвалидов-колясочников, установив пандусы и специальные ограждения;

-предусмотреть на территории, прилегающей к месторасположению бюро, специальные места для парковки транспортных средств инвалидов;

- обеспечить возможность беспрепятственного подъезда и поворота колясок в помещении бюро № 3.

Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 04 мая 2012 г. по заявлению прокурора Пролетарского района г. Саранска, действующего в защиту неопределенного круга лиц, была произведена замена ненадлежащего ответчика ФКУ «Главное бюро МСЭ по Республике Мордовия» надлежащим - Администрацией городского округа Саранск.

В заявлении от 04 мая 2012 г. прокурор Пролетарского района г. Саранска уточнил заявленные ранее исковые требования, просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск оборудовать доступ в помещение бюро № 3 – филиала ФКУ «Главное бюро МСЭ по Республике Мордовия», расположенное по адресу: <адрес>, инвалидов-колясочников, установив пандусы и специальные ограждения в соответствии с требованиями Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. № 295н.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 04 мая 2012 г. постановлено: «Исковые требования Прокурора Пролетарского района г.Саранска, действующего в защиту неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности оборудовать доступ в помещение Бюро № 3 -филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Мордовия», расположенное по адресу: <адрес>, инвалидов-колясочников, установив пандусы и специальные ограждения в соответствии с требованиями Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. № 295н, удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Саранск установить пандусы и специальные ограждения в помещении Бюро № 3 -филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Мордовия», расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. № 295н».

В апелляционной жалобе заместитель Главы Администрации городского округа Саранск – Директор Департамента по правовым вопросам Конычев С.В. с решением суда не согласен, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Указал, что проведение медико-социальной экспертизы является государственной услугой, а не муниципальной, в связи с чем обязанность оборудовать помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пандусами должна быть возложена именно на организацию, осуществляющую государственную услугу, то есть на ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Мордовия». Указал также, что отсутствие в договоре аренды от 12 апреля 2005 г. №3474 упоминания о праве самостоятельно установить пандус, не освобождает ФКУ ГБ МСЭ по Республике Мордовия от выполнения предусмотренной законом обязанности, поскольку выбор помещения, соответствующего всем необходимым требованиям, находится в сфере деятельности самой организации, и в случае заключения договора аренды на неподходящих условиях организация не вправе ссылаться на них. Кроме того, судом, в нарушение статей 34, 148, 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не были привлечены к участию в деле все заинтересованные лица, а именно: органы государственной власти Республики Мордовия, уполномоченные на осуществление социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов, а также лица, чьи законные интересы могут быть затронуты при разрешении спора и вынесении решения.

В судебное заседание представитель ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Мордовия» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом путем заблаговременного направления адресату судебного извещения с уведомлением о вручении, о причинах неявки указанное лицо суд не известило, и отложить разбирательство дела суд не просило.

При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.

В судебном заседании представитель ответчика - Администрации городского округа Саранск Исайкин Д.М. доводы апелляционной жалобы поддержал.

В судебном заседании прокурор Межевова Ю.В. относительно апелляционной жалобы возразила.

Заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что по результатам прокурорской проверки, проведенной прокуратурой Пролетарского района г. Саранска 23 марта 2012 г., установлено, что помещение бюро № 3 филиала ФКУ «Главное бюро МСЭ Республики Мордовия» расположено по адресу: <адрес>.

Данное помещение является муниципальной собственностью городского округа Саранск и на основании договора аренды было представлено во временное владение и пользование бюро № 3 филиала ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы Республики Мордовия».

В нарушение требований законодательства помещение не оборудовано пандусом, специальными ограждениями и перилами, отсутствуют условия для беспрепятственного передвижения инвалидов колясочников, а именно высота порога у входной двери составляет 10 см, высота порога тамбурной двери составляет 10 см, высота порога из холла в коридор составляет 3,5 см, высота порогов в санитарно - техническое помещение (санузел) составляет 6-7 см, высота порога в помещение регистратуры, в котором осуществляется прием заявлений от получателей государственной услуги и их регистрация, составляет 6 см.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по установке пандуса и специальных ограждений для доступа в помещение, расположенное по адресу: <адрес>, инвалидов-колясочников, в соответствии с требованиями Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. № 295н, должна была возложена на Администрацию городского округа Саранск, как на Арендодателя вышеуказанного муниципального нежилого помещения, являющегося его собственником.

При этом суд правильно исходил из положений материального права, регулирующего возникшие правоотношения, и конкретных обстоятельств дела.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 25 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защиты инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Согласно ст. 15 ФЗ «О социальной защиты инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В соответствии с п. 3.32 СНиП 35-01.2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» принятых постановлением Госстроя РФ от 16 июля 20001 № 73, вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями.

Пунктом 3.9 указанных СНиП лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема.

Как установлено судом, собственником здания расположенного по адресу: <адрес> является Администрация городского округа Саранск.

12 апреля 2005 г. между Администрацией городского округа Саранск и ФГУ «Главное бюро МСЭ по Республики Мордовия» был заключен договор на аренду помещения.

Таким образом, именно Администрация городского округа Саранск, являясь собственником указанного здания, занимаемое бюро № 3 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республики Мордовия», должна нести обязанность по проведению реконструкции здания, установить пандусы, специальные ограждения в соответствии с требованиям Административного регламента по представлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Минздравсоцразвития РФ от 11 апреля 2011 г. № 295-н.

Кроме того, в соответствии со статьей 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок.

Из договора аренды муниципального нежилого помещения № 3474 от 12 апреля 2005 г., заключенного между Администрацией городского округа Саранск и ФКУ «Главное бюро МСЭ по Республике Мордовия следует, что арендатор обязан своевременно и в полном объеме оплачивать арендную плату, осуществлять текущий ремонт, а также содержание нежилого помещения и прилегающие места общего пользования в соответствии с установленными санитарными, пожарными и экологическими правилами и нормами.

Согласно п. 2.6.7 данного договора арендатор не вправе производить перепланировок, переоборудование других неотделимых улучшений без письменного согласия арендатора.

Таким образом, согласно условиям договора аренды улучшения взятого в аренду помещения, не могут быть произведены без письменного разрешения арендодателя и на арендатора не возложена обязанность проведения капитального ремонта помещения.

При изложенных обстоятельствах, учитывая то, что помещение бюро № 3 филиала ФКУ «Главное бюро МСЭ Республики Мордовия» расположенное по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью, предоставлено в аренду ФКУ «Главное бюро МСЭ по Республике Мордовия» на основании договора аренды № 3474 от 12 апреля 2005 г., условиями которого предусмотрена обязанность арендатора производить за счет собственных средств лишь текущий ремонт объекта аренды по мере его необходимости, не производить перепланировок, переоборудования, других неотделимых улучшений объекта аренды без письменного разрешения арендодателя, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность установить пандусы и специальные ограждения в помещении бюро № 3 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Мордовия», расположенном по адресу: <адрес>, на Администрацию городского округа Саранск.

Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 04 мая 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя Главы Администрации городского округа Саранск – Директора Департамента по правовым вопросам Конычева С.В. – без удовлетворения.

Судья-председательствующий Александров С.В.

Судьи Володина Г.Ф.

Середа Л.И.