решение о включении периодов работы в трудовой стаж для досрочного назначения пенсии без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения



Судья Мельникова Н.Н. Дело № 33-1340/27

Докладчик Середа Л.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего Александрова С.В.

судей      Володиной Г.Ф.

Середы Л.И.

при секретаре      Хальмеевой И.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании 9 августа 2012 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Хромовой Н.А. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 5 июня 2012 г.

Заслушав доклад судьи Середы Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Сероглазов М.А. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия об установлении факта, имеющего юридическое значение, включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав, что решением ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия <№> от 30 марта 2012 г. ему необоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального трудового стажа - 12 лет 6 месяцев.

Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 5 июня 2012 г. исковые требования Сероглазова М.А. удовлетворены (л.д.72-82).

В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Хромова Н.А. считает решение вынесенным с нарушением норм материального права, просит его отменить, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения оспариваемого периода работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда, поскольку записи в трудовой книжке не подтверждают факт занятости истца в должности, включенной в Список, как и не подтверждают участие в едином технологическом процессе лесозаготовок; истец не доказал факт постоянной занятости в течение полного рабочего дня на работах с тяжелыми условиями труда; характеристика работ в качестве шофера и водителя экспертом не установлена; суд неправомерно взыскал расходы по возврату государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, не указав, из какого источника следует осуществлять возврат расходов.

В заседании судебной коллегии представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Тарасова О.М. доводы апелляционной жалобы поддержала, истец Сероглазов М.А. относительно апелляционной жалобы возразил, считает решение суда законным.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Сероглазов М. А., родившийся <дата>, 19 января 2012 г. обратился с заявлением к ответчику о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда.

Решением от 30 марта 2012 г. <№> Сероглазову М.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, не включены периоды его трудовой деятельности в Ново-Баевском лесопункте-лесничестве Ардатовского лесокомбината:

- с 10 октября 1974 г. по 27 октября 1975 г. в качестве тракториста на трелевке и вывозке леса по мотиву отсутствия документов, подтверждающих занятость истца в едином технологическом процессе лесозаготовок независимо от вида рубок;

- с 23 ноября 1977 г. по 9 апреля 1979 г., с 24 декабря 1987 г. по 30 сентября 2001 г. - в качестве шофера лесовозной автомашины по вывозу леса в Н.-Баевском лесопункте-лесничестве Ардатовского лесокомбината, поскольку указанная профессия не предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. №273, а также ввиду отсутствия кода льгот в части специального трудового стажа в индивидуальных сведениях застрахованного лица с 1 января 1997 г. по 30 сентября 2001 г.

При разрешении данного спора суд первой инстанции, правомерно руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, обоснованно признал указанное решение Пенсионного фонда незаконным.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Согласно статье 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам.

Согласно подпункту «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. №537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и руководствуясь статьей 27 данного Федерального закона (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. №239) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, регулируется разъяснением № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденным Постановлением Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 29.

Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173, в разделе XXII, пункте «а» указаны «трактористы на трелевке и вывозке леса», «водители автомобилей на вывозке леса», «трактористы на подготовке лесосек, трелевке и вывозе леса».

На основании подпункта «д» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, применяется Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 273, в который включены должности «водителя автомобилей на вывозке леса», «тракториста на подготовке лесосек, трелевке и вывозе леса».

В соответствии с Положением о порядке присвоения квалификации водителя от 13 февраля 1976 г. № 40 и Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 24 декабря 1987 г. № 176 водитель - это шофер, управляющий транспортными средствами, автомобилями, независимо от вида и предназначения, автобусами и так далее.

Статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 19 января 2012 г., вступившим в законную силу 21 февраля 2012 г., установлен факт принадлежности Сероглазову М.А. трудовой книжки <№>, заполненной <дата> на имя Сероглазова М.А., из которой следует, что с 1 октября 1974 г. по 27 октября 1975 г. истец работал трактористом на трелевке и вывозке леса в Ардатовском лесокомбинате (записи 1,2), с 23 ноября 1977 г. по 9 апреля 1979 г. - в качестве шофера на лесовозной автомашине по вывозке леса в Н.-Баевском лесопункте-лесничестве (записи 4,5), с 24 декабря 1987 г. по 1 апреля 1989 г. - в качестве шофера на лесовозной автомашине (ЗИЛ -131) по вывозке древесины на лесозаготовках, с 1 апреля 1989 г. по 6 апреля 1995 г. - в качестве водителя лесовозной автомашины (ЗИЛ-131) на промышленной вывозке леса и с 6 апреля 1995 г. по 1 октября 2001 г. - в качестве водителя лесовозной автомашины (ЗИЛ -131) в Ардатовском лесокомбинате.

Характер выполняемой работы в качестве тракториста на трелевке и вывозке леса с 1 октября 1974 г. по 27 октября 1975 г., в период с 23 ноября 1977 г. по 10 апреля 1979г., с 24 декабря 1978 г. по 1 октября 2011 г. - в качестве водителя автомобиля лесовозной машины, предназначенной для перевозки длинномерного груза по трудным кривым и холмистым лесным дорогам, подтвержден справкой ГКУ «Ардатовское территориальное лесничество» <№> от 20 сентября 2011 г., в которой работодатель указывает характер выполняемой истцом работы, дает характеристику условий выполняемой истцом работы - повышенную опасность, погодные условия, то есть указывает об особых условиях работы истца, а также о работе истца в течение полного рабочего дня.

В соответствии с заключением государственной экспертизы условий труда <№>-С/1 2 от 15 мая 2012 г., работа, выполняемая Сероглазовым М.А. в период с 1 октября 1974 г. по 27 октября 1975 г. в качестве тракториста на трелевке и вывозке леса в Ново-Баевском лесопункте-лесничестве Ардатовского лесокомбината, соответствует характеристике работ по профессии «трактористы на трелевке и вывозке леса», предусмотренной разделом XXII «Лесозаготовки» подраздел «а» Списка №2, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173; период работы с 23 октября 1977 г. по 9 апреля 1979 г. и с 24 декабря 1987 г. по 1 октября 2001 г. в качестве шофера на лесовозной автомашине по вывозу леса в Ново-Баевском лесопункте-лесничестве Ардатовского лесокомбината соответствует характеристике работ по профессии «водители автомобилей на вывозке леса», предусмотренной Списком профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «ж» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика об отсутствии в индивидуальных сведениях истца кодов льгот, как основании для отказа в назначении пенсии.

В соответствии с подпунктом 5 части 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного страхования» страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает, в том числе, периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда.

Коды льгот в индивидуальных сведениях истца, не проставленные в период с 1 января 1997 г. по 30 сентября 2001 г., в соответствии с подпунктом 5 части 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного страхования» должны быть проставленными страхователем ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представлены о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указаны, в том числе, периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда. Отсутствие указанных сведений застрахованного лица является виной лиц, обязанных представлять индивидуальные сведения, и не может являться препятствием для реализации истцом пенсионных прав.

Руководствуясь примечаниями к Списку профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 273 от 24 апреля 1992 г., указанный перечень профессий и должностей (в том числе и работа водителей автомобилей на вывозке леса, трактористов на подготовке лесосек, трелевке и вывозке леса) распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности. Единый технологический процесс заготовки леса включает подготовку к валке леса, непосредственно саму валку леса, его трелевку (подвозку и вывозку) с лесосек к промежуточным складам, ее вывозку на нижние склады или погрузочные пункты для отправки потребителю. Технологический процесс лесозаготовки заканчивается вывозкой леса по лесовозным дорогам на нижние склады, откуда производится его отправка потребителю.

Учитывая, что лесозаготовкой заняты, как правило, специальные лесозаготовительные организации (лесхозы, ранее - леспромхозы) и постоянно действующие лесопункты и лесничества, суд первой инстанции установил и судебная коллегия соглашается с данным фактом, что в оспариваемые периоды истец работал в Ново-Баевском лесопункте-лесничестве Ардатовского лесокомбината, был занят в едином технологическом процессе лесозаготовок, в том числе перевозкой леса, в связи с чем у него возникло право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с тяжелыми условиями труда.

На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии специального стажа у истца за время работы в особых условиях, который на день обращения - 19 января 2012 г., с учетом оспариваемых периодов, и за исключением дней простоев, составит 13 лет 6 месяцев 19 дней, в связи с чем право на получение пенсии возникло у истца с 28 января 2012 г.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для включения оспариваемых периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда, поскольку записи в трудовой книжке не подтверждают факт занятости истца в должности, включенной в Список №2, и не подтверждают участие в едином технологическом процессе лесозаготовок, судебной коллегией отклоняются.

Ссылка в апелляционной жалобе на необоснованность выводов государственной экспертизы условий труда отклоняется, поскольку экспертиза условий труда была назначена определением суда, эксперт, проводивший экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, выводы экспертизы основаны на материалах дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что по представленным суду документам определить факт занятости Сероглазова М.А. в течение полного рабочего дня невозможно, не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отмены решения суда первой инстанции, поскольку опровергаются совокупностью исследованных по делу доказательств. Документов, свидетельствующих о том, что трудовую деятельность в указанный период истец осуществлял на условиях не полной занятости, с сокращенным рабочим временем, ответчиком не представлено.

Довод апелляционной жалобы о необоснованности взыскания государственной пошлины несостоятелен. На основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно возложил на ответчика обязанность возврата государственной пошлины в пользу истца, ответчик от уплаты государственной пошлины не освобожден.

Другие доводы жалобы пенсионного органа по существу повторяют фактические и правовые основания отказа ответчика истцу в назначении пенсии, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда. К тому же доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены обжалуемого судебного решения по доводам жалобы не имеется, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия 5 июня 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Хромовой Н.А.– без удовлетворения.

Судья - председательствующий С.В.Александров

Судьи Г.Ф. Володина

     Л.И. Середа