Решение суда, которым удовлетворен иск о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, отменено, в удовлетворении иска отказано.



Судья Максимов В.А.                          Дело № 33-1341/27

Докладчик Козина Е.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи - председательствующего                     Елиной Т.А.

судей                                         Козиной Е.Г.

                                         Межевовой Н.И.

при секретаре                                Козеевой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 21 августа 2012 года в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе и.о. начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия Вертяновой Т.В. на решение Большеигнатовского районного суда Республики Мордовия от 15 июня 2012 года.

Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Абушева Е.И. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указав, что решением ответчика <№> от <дата> ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа работы 25 лет.

В специальный стаж в льготном исчислении один год работы за один год и 6 месяцев включен (кроме прочих периодов, которые она не оспаривает) период работы в должности медицинской сестры хирургического отделения <данные изъяты> с 2 июня 1992 года по 15 июня 1995 года.

Указанный период работы не засчитан еще в льготном исчислении как один год работы в сельской местности - один год и 3 месяца специального трудового стажа. Вместе с тем пенсионным законодательством предусмотрено, что при исчислении стажа за работу в сельской местности в тех структурных подразделениях и в должностях, которые засчитываются в медицинский стаж в льготном порядке (один год работы - за один год и 6 месяцев стажа), льготы по исчислению стажа суммируются.

Просила суд признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия <№> от <дата> в части включения в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении один год работы за один год и 6 месяцев периода работы с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры хирургического отделения <данные изъяты>; обязать ответчика включить оспариваемый период работы в специальный стаж работы в льготном исчислении один год работы - за один год и 6 месяцев стажа и дополнительно один год работы - за один год и 3 месяца; обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с 10 апреля 2012 года; взыскать с ответчика в ее пользу возврат государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

Решением Большеигнатовского районного суда Республики Мордовия от 15 июня 2012 года исковые требования Абушевой Е.И. удовлетворены.

Признано незаконным и отменено решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия <№> от <дата> в оспариваемой части.

На ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия возложена обязанность включить в специальный стаж работы Абушевой Е.И. период работы с 2 июня 1992 года по 15 июня 1995 года в должности медицинской сестры хирургического отделения <данные изъяты> в льготном исчислении один год работы за один год и 6 месяцев, а также один год работы за один год и 3 месяца, назначить Абушевой Е.И. досрочную трудовую пенсию с 10 апреля 2012 года.

С ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Абушевой Е.И. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

В апелляционной жалобе и.о. начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия Вертянова Т.В. просит об отмене решения суда, ссылаясь на то, что у суда не имелось законных оснований одновременно применить льготный порядок исчисления к периодам работы, протекающим как в сельской местности, так и в должностях поименованных пунктом 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 464 от 6 сентября 1991 года.

В возражениях на апелляционную жалобу истица просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

В судебное заседание истица Абушева Е.И. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена заблаговременно и надлежаще, путем направления почтового извещения с обратным уведомлением о вручении (л.д.74), о причинах неявки в суд не известила, доказательств, в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представила, отложить разбирательство дела суд не просила.

При таких обстоятельствах, руководствуясь частью третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица, извещённого надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Мордовия Князева И.А., действующая на основании доверенности от 11 января 2012 года, доводы апелляционной жалобы поддержала.

Заслушав объяснения представителя ответчика ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Мордовия Князевой И.А., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, в связи с нарушением норм материального права, выразившиеся в следующем.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 вышеуказанного закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Судом установлено, что Абушева Е.И. в период с 2 июня 1992 года по 15 июня 1995 года работала в должности медицинской сестры хирургического отделения <данные изъяты>.

Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия <№> от <дата> данный период включен в трудовой стаж Абушевой Е.И. в льготном исчислении как один год работы за один год и 6 месяцев.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований в части включения периода работы Абушевой Е.И. с 2 июня 1992 года по 15 июня 1995 год в должности медицинской сестры хирургического отделения <данные изъяты>, суд пришел к выводу о том, что поскольку <данные изъяты> расположена в <адрес> Республики Мордовия, которое имеет статус сельского поселения, то оспариваемый период необходимо засчитать в льготном исчислении как один год работы за один год и 9 месяцев.

Между тем, такой вывод суда первой инстанции сделан на неправильном применении норм права.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.

Абзацем 2 пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, действовавшим в спорный период, предусматривалось исчисление выслуги указанным в Списке работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, один год работы за один год и 3 месяца. Кроме того, в абзаце 3 пункта 2 данного постановления предусматривалось исчисление выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров как один год работы за один год и 6 месяцев. Возможность одновременного применения обеих вышеперечисленных льгот законодательством, действовавшим в спорный период времени предусмотрена не была.

Судом первой инстанции не учтено, что ныне действующее законодательство, а именно, абзац 4 пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», допускает возможность применения льготного порядка исчисления стажа одновременно по нескольким основаниям применительно только к смешанному стажу (за работу в городе и селе), в данном случае трудовая деятельность проходила только в сельской местности.

Принимая во внимание, что льготный стаж истицы на момент обращения Абушевой Е.И. 10 апреля 2012 года с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья в учреждениях здравоохранения, составляет менее 25 лет, то требования истицы о назначении досрочной трудовой пенсии подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Большеигнатовского районного суда Республики Мордовия от 15 июня 2012 года отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Абушевой Е.И. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, отказать.

Председательствующий                             Т.А. Елина

Судьи                                         Е.Г. Козина

Н.И. Межевова