решение об удовлетворении иска о назанчении досрочной трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях труда без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения



Судья Адушкин В.Н. Дело № 33-1379/27

Докладчик Середа Л.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего Адушкиной И.В.

судей      Володиной Г.Ф.

Середы Л.И.

при секретаре      Хальмеевой И.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании 16 августа 2012 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия Дербеденева Н.В. на решение Инсарского районного суда Республики Мордовия от 8 июня 2012 г.

Заслушав доклад судьи Середы Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Коворяшкин Н.П. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях труда.

В обоснование требований указано, что решением пенсионного органа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа работы - 6 лет 3 месяца. В специальный стаж его работы не были включены периоды его работы в Инсарской передвижной механизированной колонне № 10 с 30 ноября 1981 г. по 3 марта 1984 г. в качестве каменщика, а также период работы в Инсарской межхозяйственной передвижной механизированной колонне с 4 октября 1988 г. по 17 февраля 1992 г. в качестве мастера-строителя.

С отказом пенсионного органа не согласен, просил обязать ответчика включить в специальный стаж вышеназванные периоды и назначить досрочную трудовую пенсию с 1 марта 2012 г.

Решением Инсарского районного суда Республики Мордовия от 5 июня 2012 г. исковые требования Коворяшкина Н.П. удовлетворены.

На ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия возложена обязанность включить в специальный стаж Коворяшкина Н.П., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, следующие периоды работы: период работы в Инсарской передвижной механизированной колонне №10 с 30 ноября 1981 г. по 3 марта 1984 г., период работы в Инсарской межхозяйственной передвижной механизированной колонне с 4 октября 1988 г. по 17 февраля 1992 г., и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда с момента его обращения в Пенсионный фонд, то есть с 1 марта 2012 года (л.д.60-64).

В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия Дербеденев Н.В. считает решение вынесенным с нарушением норм материального права, просит его отменить, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения оспариваемых периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда, указав на отсутствие документов, подтверждающих работу истца в должности каменщика, постоянно работающего в бригаде каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, и наличие документов, свидетельствующих о неоднократном нахождении в данный период в отпусках для сдачи экзаменационной сессии без сохранения заработной платы, направлении на разгрузку щебня, кирпича и цемента с силикатного завода Кадошкино; Список № 2 не предусматривает наименование мастер-строитель; показания свидетелей не являются допустимыми доказательствами при подтверждении периодов и характера работы истца.

В судебном заседании представители ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия Афонькина-Печалина И.А., Талдытов А.З. доводы апелляционной жалобы поддержали, истец Коворяшкин Н.П. считает решение суда законным.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением начальника ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе № 34 от 5 марта 2012 г. Коворяшкину Н.П. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа работы - 6 лет 3 месяца с общей ссылкой на статьи 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и без указания о периоде работы истца в Инсарской межхозяйственной передвижной механизированной колонне с 4 октября 1988 г. по 17 февраля 1992 г., который истец также просил включить в специальный стаж. В части отсутствия мотивированного отказа в назначении льготной пенсии представитель ответчика Талдытов А.З. каких-либо дополнительных данных не представил.

Коворяшкин Н.П. 2 июня 1983 г. окончил <данные изъяты> с присвоением квалификации монтажник по монтажу стальных и ж/б конструкций, в 1985 году окончил <данные изъяты> с присвоением квалификации техника-строителя.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве мастеров строительных и монтажных работ, непосредственно занятых на строительстве зданий и сооружений, в соответствии со статьей 27 Федерального закона Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются Списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 были утверждены Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

В соответствии со Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных данным постановлением, разделом 27 «Строительство, реконструкции, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» позицией 2290000а-12680 предусмотрена профессия каменщика, постоянно работающего в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.

На основании подпункта «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

В Списке № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173, поименована должность мастера (раздел XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций»).

Должность мастера строительных и монтажных работ поименована в Списке № 2 производств, цехов, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 (раздел XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов»).

В силу пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью основных трудовых функций.

В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР от 4 октября 1991г. № 190 и пункта 6 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555 - трудовая книжка, установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно применил вышеуказанные положения закона и обоснованно исходил из того, что в спорные периоды истец исполнял обязанности каменщика, постоянно работающего в бригаде каменщиков, исполнял обязанности мастера строительных и монтажных работ.

Выводы суда подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Занятость истца в спорные периоды работы (с 30 ноября 1981 г. по 11 июня 1985 г.) в должности каменщика в бригаде каменщиков подтверждена в материалах дела записями в трудовой книжке колхозника <№>, в соответствии с которыми Коворяшкин Н.П. в соответствии с приказом ПМК-10 30 ноября 1981 г. принят на работу каменщиком третьего разряда, 29 апреля 1982 г. ему присвоен 4 разряд каменщика, 11 июня 1985 г. уволен по собственному желанию; актом <№> по результатам документальной проверки факта работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда Коворяшкина Н.П., указывающим на наличие косвенных приказов, согласно которым в организации существовали бригады каменщиков, копиями расчетных ведомостей по начислению заработной платы, копией архивной справки <№> от <дата>, тем обстоятельством, что в спорный период в Пенсионный фонд уплачивались страховые взносы, а также показаниями свидетелей Б.В.Ф., Г.В.В., работающих с истцом в один и тот же период времени в одной бригаде каменщиков.

Занятость истца в спорные периоды работы (с 4 октября 1988 г. по 17 февраля 1992 г.) в должности мастера строительных и монтажных работ на работах с тяжелыми условиями труда подтверждается копиями расчетных ведомостей по начислению заработной платы, записями в трудовой книжке, копией справки, выданной с места работы на основании книги приказов, лицевых счетов, карточки Ф Т-2, уточняющей характер работы или условия труда, в соответствии с которой истец работал полный рабочий день мастером строительных и монтажных работ на работах с тяжелыми условиями труда с 4 октября 1988 г. на основании приказов <№>, <№> по 17 февраля 1992 г., с тем обстоятельством, что в спорный период в Пенсионный фонд уплачивались страховые взносы, а также показаниями свидетеля М.В.М.

Довод апелляционной жалобы ответчика о недопустимости использования в качестве доказательств в подтверждение специального трудового стажа свидетельских показаний в силу пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации"» заслуживают внимания, однако отмену решения не влекут, так как ограничений по иным средствам доказывания материальный закон не содержит. Решение суда первой инстанции не было основано исключительно на показаниях свидетелей.

Проверяя обстоятельства, связанные с работой истца в спорные периоды, суд оценил представленные доказательства с применением положений статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что позволило ему сделать вывод о том, что истец осуществлял свою трудовую деятельность постоянно, при этом основным видом деятельности вышеуказанной организации являлось строительство, в том числе зданий и сооружений, что является основными условиями для назначения льготной пенсии согласно действующему законодательству.

При этом судом учтены объективные причины, препятствующие истцу представить иные письменные доказательства в подтверждение производственной деятельности организации. А именно, что в соответствии с архивной справкой администрации Инсарского муниципального района №99 от 19 марта 2012 г. приказы по личному составу за 1988-1992 г.г. Межхозяйственной передвижной механизированной колонны «Инсарская» Инсарского района Республики Мордовия на хранение в архив не поступали.

Каких-либо доказательств, подтверждающих, что в спорные периоды Коворяшкин Н.П. не занимался строительной деятельностью в должностях каменщика, постоянно работающего в бригаде каменщиков, а также мастера строительных и монтажных работ, представитель ответчика суду, в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представил.

Фактически доводы ответчика о недостаточности специального трудового стажа для досрочного назначения пенсии сводятся к тому, что в период с 4 октября 1988 г. по 17 февраля 1992 г. наименование должности истца в трудовой книжке мастер-строитель не соответствует наименованию должности, предусмотренной Списком № 2 – «мастера строительных и монтажных работ". Однако, неприведение записи в трудовой книжке истца в соответствие с льготными Списками не может являться основанием к отказу в назначении пенсии досрочно с учетом имеющегося специального стажа.

С учетом включения оспариваемого периода работы истца каменщиком с 30 ноября 1981 г. по 3 марта 1984 г. льготный стаж работы составляет 2 года 3 месяца 3 дня и работы истца в должности мастера строительных и монтажных работ с 4 октября 1988 г. по 17 февраля 1992 г. льготный стаж составляет 3 года 4 месяца 13 дней. Суммированный льготный период составляет 5 лет 7 месяцев 26 дней. С учетом зачтенного ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия периода 11 месяцев 27 дней, льготный стаж составляет 6 лет 7 месяцев 23 дня.

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал, что истец имеет право на назначение пенсии по нормам подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Включив спорные периоды работы истца в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, суд первой инстанции в соответствии с положениями части 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правомерно возложил обязанность на пенсионный орган назначить истцу пенсию с 1 марта 2012 г.

Довод представителей ответчика о том, что решением суда не отменено решение пенсионного органа, в результате чего решение суда является неисполнимым, судебной коллегией отклоняется, поскольку из материалов дела следует, что истцом оспаривается решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе <№> от 5 марта 2012 г. об отказе ему в досрочном назначении трудовой пенсии, именно данное решение являлось предметом рассмотрения суда первой инстанции и признано судом незаконным.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда.

Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции и получили в решении суда надлежащую оценку. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Инсарского районного суда Республики Мордовия от 8 июня 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия Дербеденева Н.В.– без удовлетворения.

Судья - председательствующий И.В.Адушкина

Судьи Г.Ф. Володина

Л.И. Середа