решение суда о частичном удовлетворении иска о защите пенсионных прав оставлено без изменения



Судья Леушкин О.В.          Дело № 33-1457/27

Докладчик Адушкина И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего                    Адушкиной И.В.

                                        Володиной Г.Ф.

судей                                    Середы Л.И.

при секретаре                            Хальмеевой И.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 30 августа 2012 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия Алешевой Л.К. на решение Кочкуровского районного суда Республики Мордовия от 22 июня 2012 г.

Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

у с т а н о в и л а:

Полежайкин В.Е. обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия о защите пенсионных прав (т. 1, л.д.2-12).

В обоснование требований указал, что решением пенсионного органа <№> от 30 декабря 2011 г. ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 25 лет, имеется 23 года 9 месяцев 15 дней. В специальный стаж не включены: время нахождения на курсах повышения квалификации, в командировке, а также дополнительные выходные дни по уходу за ребенком инвалидом.

С решением ответчика не согласен, поскольку он в спорные периоды занимал должности, связанные с педагогической деятельностью по работе с детьми, работал в государственных и муниципальных учреждениях образования и имеет для этого необходимый стаж - 25 лет.

Истец считает, что дополнительные выходные дни по уходу за ребенком - инвалидом также подлежат включению в специальный стаж, так как согласно Федеральному Закону от 30 июня 2006 г. № 90 ФЗ и статье 262 Трудового кодекса Российской Федерации, одному из родителей по уходу за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляется 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. В соответствии со статьей 11 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в страховой стаж засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком - инвалидом.

С учетом уточненных исковых требований (т. 1, л.д.158-160), просил суд признать незаконным и отменить решение <№> Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия от 30 декабря 2011г. в части отказа включить ему в специальный стаж вышеуказанные периоды, обязать ответчика включить в специальный педагогический стаж время нахождения на курсах повышения квалификации, командировках и дополнительные выходные дни по уходу за ребенком – инвалидом, назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 26 декабря 2011 г., а также взыскать с ответчика государственную пошлину.

Решением Кочкуровского районного суда Республики Мордовия от 22 июня 2012 г. исковые требования Полежайкина В.Е. удовлетворены частично (т. 2, л.д.1-11).

Признано незаконным и отменено решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия <№> от 30 декабря 2011 г. в части не включения Полежайкину В.Е. в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации - с 04 декабря1987 г. по 28 декабря 1987 г. (25 дней), с 29 марта 1989 г. по 31 марта 1989 г. (3 дня), время нахождения в командировке по направлению работодателя с 19 декабря 2009 г. по 19 декабря 2009 г. (1 день), а также дополнительных выходных дней для ухода за ребенком - инвалидом за период с 16 ноября 1998 г. по 26 декабря 2011 г.

На ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия возложена обязанность включить Полежайкину В.Е. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды нахождения на курсах повышения квалификации - с 04 декабря 1987 г. по 28 декабря 1987 г. (25 дней), с 29 марта 1989 г. по 31 марта 1989 г. (3 дня), время нахождения в командировке по направлению работодателя с 19 декабря 2009 г. по 19 декабря 2009 г. (1 день), а также дополнительные выходные дни для ухода за ребенком - инвалидов за период с 16 ноября 1998 г. по 19 марта 2012 г., общей продолжительностью 336 дней.

На ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия возложена обязанность назначить Полежайкину В.Е. досрочную трудовую пенсию по старости со дня возникновения у него права на указанную пенсию, то есть с 07 января 2012 г.

С ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Полежайкина В.Е. взыскана уплаченная им при подаче иска государственная пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

В остальной части в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Алешева Л.К. просила решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушении норм материального права (т. 2, л.д.20-23).

В жалобе указала, что судом необоснованно включены в специальный трудовой стаж дополнительные выходные дни по уходу за ребенком – инвалидом, поскольку отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производились, а источником оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами, является не работодатель, а Фонд социального страхования Российской Федерации. Считает, что средний заработок за дополнительные выходные дни, предоставляемые работнику для ухода за детьми-инвалидами, не является выплатой, начисляемой плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в связи с чем не облагается страховыми взносами.

В возражениях Полежайкин В.Е. просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение Кочкуровского районного суда Республики Мордовия от 22 июня 2012 г. - без изменения (л.д.т. 2, л.д. 27-34).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав пояснения представителя ответчика - Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия Князевой И.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Полежайкина В.Е., его представителя Кувшинова В.В., просивших об оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела следует, что 26 декабря 2011 г. Полежайкин В.Е. обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью (т. 1, л.д. 186-188).

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия <№> от 30 декабря 2011 г., Полежайкину В.Е. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», отказано из-за отсутствия требуемого специального трудового стажа. Требуется 25 лет, имеется 23 года 9 месяцев 15 дней (л.д. т. 1, 13-17).

В специальный стаж не были включены следующие периоды: время нахождения на курсах повышения квалификации с 04 декабря 1987 г. по 28 декабря 1987 г., с 29 марта 1989 г. по 31 марта 1989 г.; время нахождения в командировке с 19 декабря 2009 г. по 19 декабря 2009 г.; дополнительные выходные дни по уходу за ребенком - инвалидом в период с 16 ноября 1998 г. по 26 декабря 2011 г.

Разрешая данный спор, суд первой инстанции правильно руководствовался нормами материального права, регулирующим спорные правоотношения и обоснованно указал о незаконности вышеназванного решения пенсионного органа в части исключения из трудового стажа спорных периодов.

В соответствии с подпунктом 19 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 указанной статьи Федерального закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из трудовой книжки серии <данные изъяты> <№> от 20 августа 1986 г. следует, что Полежайкин В.Е. с 15 августа 1986 г., на основании приказа по Кочкуровскому РОНО <№> от 15 августа 1986 г., назначен директором Булгаковской восьмилетней школы. На основании приказа <№> от 12 июня 1989 г. переведен учителем русского языка и литературы Булгаковской восьмилетней школы (т. 1, л.д. 18-20).

Работа истца в должности директора, а позже учителя русского языка и литературы в указанном образовательном учреждении для детей в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалась и подтверждена актами результатов документальной проверки, проведенными ответчиком с целью подтверждения льготного периода работы Полежайкина В.Е. за <№> от 26 октября 2011 г. (т. 1, л.д. 171-182) и за <№> от 26 декабря 2011 г. (т. 1, л.д. 183-185), а также выписками из приказа <№> от 15 августа 1986 г. о назначении Полежайкина В.Е. директором Булгаковской восьмилетней школы (т. 1, л.д.166), приказом <№> от 12 июня 1989 г. о переводе Полежайкина В.Е. на должность учителя русского языка и литературы с 12 июня 1989 г. (т. 1, л.д. 27), архивной справкой <№> от 12 марта 2012 г. с приложенными светокопиями тарификационных списков Булгаковской средней школе Кочкуровского района Республики Мордовия за 1987-1988 учебные года, за 1991-2005 учебные года, согласно которым Полежайкину В.Е., работающему в должности директора школы, а позже учителя русского языка и литературы, начислялась заработная плата (т. 1, л.д. 67-88).

Из материалов дела следует, что истец находился на курсах повышения квалификации с 04 декабря 1987 г. по 28 декабря 1987 г., с 29 марта 1989 г. по 31 марта 1989 г., а также в командировке по направлению работодателя с 19 декабря 2009 г. по 19 декабря 2009 г.

Данные обстоятельства также подтверждаются выписками из приказов по Булгаковской восьмилетней школе (т. 1, л.д. 26, 27, 168).

Вывод суда о необходимости включить в специальный стаж Полежайкина В.Е. периодов нахождения его на курсах повышения квалификации и в командировке с 04 декабря 1987 г. по 28 декабря 1987 г., с 29 марта 1989 г. по 31 марта 1989 г., и с 19 декабря 2009 г. по 19 декабря 2009 г., соответственно, является законным и правомерным, поскольку в указанные периоды за ним сохранялись должность, средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, что соответствует требованиям статьи 187 Трудового Кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы - за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Кроме того, прохождение истцом курсов повышения квалификации было связано с трудовыми отношениями и направлено на повышение квалификации педагогических работников, каковым и являлся истец.

Правильным является решение суда и в части признания незаконным решения Пенсионного фонда по отказу во включении истцу в специальный стаж периодов нахождения его в дополнительных оплачиваемых выходных по уходу за ребенком-инвалидом.

В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Аналогичные нормы ранее содержались в статье 163.1 КЗоТ Российской Федерации.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Из разъяснений Фонда социального страхования Российской Федерации, данных в письме от 15 августа 2011 г. N 14-03-11/08-8158, следует, что поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, производится в рамках трудовых отношений, то независимо от источника финансирования такой выплаты она подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004г. N 2-П установлено, что нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введение в действие нового правового регулирования, независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично.

Поэтому по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, могут произвести исчисление продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ до 01 января 2002 г. по нормам действовавшего ранее Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"

В соответствии с положениями статьи 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990г. N 340-1 периоды работы включались в общий трудовой стаж независимо от уплаты страховых взносов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Применяя Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004г. N 2-П, а также нормы ранее действовавшего пенсионного законодательства, судебная коллегия считает правильным вывод суда о возможности включения дополнительных оплачиваемых выходных дней лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет, имевших место до нового правового регулирования в области пенсионного законодательства, в общий трудовой или страховой стаж, а также в стаж на соответствующих видах работ при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости.

Из материалов дела следует, что в период с 1998 года по 2012 год Полежайкиным В.Е. использовались дополнительные оплачиваемые выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом.

При таких обстоятельствах не могут являться основанием к отмене решения суда доводы Пенсионного фонда в апелляционной жалобе о том, что поскольку истцу предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, фактически начисление страховых взносов с выплат, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, не производилось.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

о п р е д е л и л а:

решение Кочкуровского районного суда Республики Мордовия от 22 июня 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия Алешевой Л.К. – без удовлетворения.

Председательствующий И.В.Адушкина

    

Судьи                                         Г.Ф.Володина

                                             Л.И.Середа