Судья Мельникова Н.Н. Дело № 33-1410/27
Докладчик Володина Г.Ф.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Володиной Г.Ф.
Середы Л.И.
при секретаре судебного заседания Хальмеевой И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 21 августа 2012 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Хромовой Н.А. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 06 июня 2012 года
Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
у с т а н о в и л а:
Овчинникова Р.Р. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (далее по тексту – ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия) о признании решения в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения незаконным, включении в специальный стаж периодов работы в льготном исчислении, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента обращения.
В обоснование иска указала, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия № 165994/1 от 30 марта 2012 г. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения ей было отказано из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. По мнению ответчика, ее стаж на дату обращения составил 5 лет 11 месяцев 17 дней.
Не засчитаны в специальный стаж следующие периоды:
- прохождение интернатуры в медсанчасти СПО «Светотехника» с 01.08.1987 по 22.07.1988, в том числе отпуск по беременности и родам с 21.01.1988 по 29.04.1988, отпуск по уходу за ребенком с 30.04.1988 по 22.07.1988;
- период работы в должности главного врача Первомайской врачебной амбулатории колхоза «Большевик» с 01.08.1988 по 28.10.1998, в том числе курсы повышения квалификации с 06.08.1990 по 21.09.1990, отпуск по беременности и родам с 05.11.1992 по 15.04.1993, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 16.04.1993 по 05.12.1993;
- период работы в должности главного врача МУЗ «Первомайская амбулатория» с 29.10.1998 по 31.10.1999;
- период работы с 01.11.1999 по 31.01.2006, в том числе курсы повышения квалификации с 12.11.2001 по 11.01.2002, с 31.03.2004 по 31.03.2004.
С данным решением Пенсионного фонда она не согласна, поскольку она имеет необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии специальный стаж.
Просила суд признать решение ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия № 165994/1 от 30 марта 2012 г. незаконным и отменить, возложить обязанность на Пенсионный фонд включить в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения спорные периоды ее работы и назначить ей данную трудовую пенсию в льготном исчислении с момента обращения в Пенсионный фонд.
В судебном заседании Овчинникова Р.Р. от исковых требований в части включения в стаж периода прохождения интернатуры в МСЧ СПО «Светотехника» с 01.08. 1987 по 22.07.1988 отказалась, остальные исковые требования уточнила. Просила суд включить в специальный стаж периоды ее работы:
- в должности главного врача Первомайской врачебной амбулатории, осуществляющего лечебную деятельность с 01.08.1988 по 28.10.1998, в том числе курсы повышения квалификации с 06.08.1990 по 21.09.1990, период нахождения на больничном в связи с беременностью и родами с 05.11.1992 по 15.04.1993, с 06.12.1993 по 28.10.1998 - в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца;
- в должности главного врача МУЗ «Первомайская амбулатория», осуществляющего лечебную деятельность с 29.10.1998 по 31.10.1999 - в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца;
- в должности главного врача МУЗ «Первомайская амбулатория», осуществляющего лечебную деятельность с 01.11.1999 по 31.01.2006 в календарном исчислении (в том числе курсы повышения квалификации с 12.11.2001 по 11.01.2002, с 31.03.2004 по 31.03.2004) и назначить ей данную трудовую пенсию с 20 января 2012 г.
Указала, что в указанные периоды она, наряду с работой главного врача амбулатории, осуществляла врачебную деятельность как врач-терапевт, то есть вела амбулаторный прием больных, выезжала к больным на дом, назначала и контролировала лечение, выезжала на дом к новорожденным, выписывала больничные листы. Указанное обстоятельство подтверждается журналами приема больных за оспариваемые периоды, амбулаторными карточками. С 01.02.2006 она переведена на должность врача общей практики МУЗ Лямбирского района «Первомайская амбулатория».
Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 06 июня 2012 г. постановлено: «Исковые требования Овчинниковой Р.Р. удовлетворить.
1. Решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия № 165994/1 от 30.03.2012 г. в части отказа Овчинниковой Р.Р. во включении в стаж осуществления лечебной работы периодов работы в должности главного врача «Первомайской врачебной амбулатории», осуществляющего врачебную деятельность с 01.08.1988 г. по 15.04. 1993 г. (в том числе курсы повышения квалификации с 06.08.1990 г. по 21.09.1990 г., отпуск по беременности и родам с 05.11.1992 г. по 15.04.1993 г.), с 06.12.1993 г. по 28.10.1998 г. в льготном исчислении 1:1,3; в должности главного врача Муниципального учреждения здравоохранения Лямбирского района Республики Мордовия «Первомайская амбулатория», осуществляющего врачебную деятельность с 29.10.1998 г. по 31.10.1999 г. в льготном исчислении 1:1,3; в должности главного врача Муниципального учреждения здравоохранения Лямбирского района Республики Мордовия «Первомайская амбулатория», осуществляющего врачебную деятельность с 01.11.1999 г. по 31.01. 2006 г. в календарном исчислении (в том числе курсы повышения квалификации с 12.11.2001 г. по 11.01.2002 г., 31.03.2004 г.) признать незаконным.
2. Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия включить Овчинниковой Р.Р. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения периоды:
- работы в должности главного врача «Первомайской врачебной амбулатории», осуществляющего врачебную деятельность с 01.08.1988 г. по 15.04.1993 г. (в том числе курсы повышения квалификации с 06.08.1990 г. по 21.09.1990 г., отпуск по беременности и родам с 05.1 1.1992 г. по 15.04.1993 г.), с 06.12.1993 г. по 28.10.1998 г. в льготном исчислении 1:1,3;
- работы в должности главного врача Муниципального учреждения здравоохранения Лямбирского района Республики Мордовия «Первомайская амбулатория», осуществляющего врачебную деятельность с 29.10.11998 г. по 31.10.1999 г. в льготном исчислении 1:1,3;
- работы в должности главного врача Муниципального учреждения здравоохранения Лямбирского района Республики Мордовия «Первомайская амбулатория», осуществляющего врачебную деятельность с 01.11.1999 г. по 31.01.2006 г. в календарном исчислении (в том числе курсы повышения квалификации с 12.11.2001 г. по 11.01.2002 г., 31.03. 2004 г.).
3. Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Овчинниковой Р.Р. досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 20 января 2012 года».
В апелляционной жалобе начальник ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Хромова Н.А. с решением суда не согласна, просит его отменить, вынести по делу новое решение об отказе Овчинниковой Р.Р. в иске, ссылаясь на те же доводы и обстоятельства, на которые Пенсионный фонд ссылался в суде и в решении Пенсионного фонда № 165994/1 от 30 марта 2012 г. об отказе Овчинниковой Р.Р. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В судебное заседание истица Овчинникова Р.Р., представитель ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении, о причинах неявки указанные лица суд не известили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что 20 января 2012 г. Овчинникова P.P. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республике Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия № 165994/1 от 30 марта 2012 г. Овчинниковой Р.Р. отказано в назначении данной пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, поскольку специальный стаж Овчинниковой Р.Р. на момент обращения составил 5 лет 11 месяцев 17 дней.
Не засчитаны в специальный стаж периоды ее работы:
- в должности главного врача Первомайской врачебной амбулатории колхоза «Большевик» с 01.08.1988 по 28.10.1998 (в том числе курсы повышения квалификации с 06.08.1990 по 21.09.1990, отпуск по беременности и родам с 05.11.1992 по 15.04.1993, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 16.04.1993 по 05.12.1993) со ссылкой на то, что наименование структурного подразделения – учреждение «врачебная амбулатория» не соответствует Спискам должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 и от 29.10.2002 № 781. Кроме того, согласно Номенклатуре, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999 № 377, должность «главный врач» предусмотрена в разделе «Руководители учреждений», то есть не относится к числу врачебного персонала, с вытекающими отсюда правовыми последствиями в части включения периодов работы в указанной должности за периоды до 01.11.1999;
- период работы в должности главного врача МУЗ «Первомайская амбулатория» с 29.10.1998 по 31.10.1999, поскольку в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, право на соответствующий вид пенсии по старости предоставляется врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений;
- период работы с 01.11.1999 по 31.01.2006 (в том числе курсы повышения квалификации с 12.11.2001 по 11.01.2002, с 31.03.2004 по 31.03.2004), так как документально не подтверждается по первичным документам факт выполнения работы по врачебной специальности.
Суд обоснованно признал данное решение Пенсионного фонда в оспариваемой части незаконным.
Из ксерокопии трудовой книжки истицы Овчинниковой Р.Р. видно, что она 01.08.1988 принята на должность главного врача Первомайской врачебной амбулатории колхоза «Большевик», 22.03.2002 МУЗ «Первомайская врачебная амбулатория» переименована в МУЗ «Первомайская амбулатория»; с 01.02.2006 переведена на должность врача общей практики МУЗ Лямбирского района «Первомайская амбулатория».
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29.10.2002, правом на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, наделены врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистов), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность, в том числе, в амбулаториях.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Согласно пункту 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464, право на трудовую пенсию за выслугу лет предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений независимо от наименования должности.
Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» предусмотрено, что работникам здравоохранения, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа считать за один год и 3 месяца специального трудового стажа.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой но охране здоровья населения» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464.
В соответствии с пунктом 1 Примечаний Приложения № 3 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 г. № 900 «Штатные нормативы медицинского персонала амбулаторий, расположенных в сельской местности», должность главного врача устанавливается в амбулаториях, которым полагается до 5 врачебных должностей, вместо должности врача.
Удовлетворяя исковые требования о включении Овчинниковой Р.Р. в специальный стаж периодов ее работы в должности главного врача «Первомайской врачебной амбулатории» с 01.08.1988 по 15.04.1993, с 06.12.1993 по 28.10.1998, в должности главного врача МУЗ «Первомайская амбулатория» с 29.10.1998 по 31.10.1999 в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца стажа, а также в должности главного врача МУЗ Лямбирского района Республики Мордовия «Первомайская амбулатория» с 01.11.1999 по 31.01.2006 в календарном исчислении, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в эти периоды истица, наряду с работой главного врача амбулатории, расположенной в сельской местности, осуществляла врачебную деятельность как врач-терапевт, а именно: вела амбулаторный прием больных, выезжала к больным на дом, назначала и контролировала лечение, выезжала на дом к новорожденным, выписывала больничные листы.
Выводы суда подтверждаются материалами дела, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку.
Так, из штатных расписаний Первомайской амбулатории за 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1998, 1999, 2000 -2006 годы, отчетов о работе амбулатории усматривается, что в составе амбулатории имелось 2 штатные единицы врача - главного врача и зубного врача.
Из отчетов о работе амбулатории за 1989 - 2006 годы следует, что имели место посещения врачей на дому, в том числе детей до 14 лет, по поводу заболеваний.
Из журналов регистрации амбулаторных больных за 1991 – 1994, 1996 - 1998, 2001- 2002, 2004 -2005 годы следует, что в амбулатории в указанные периоды велся прием больных с выставлением диагнозов («хронический бронхит», «бронхиальная астма», «ОРЗ» и др.).
Факт выполнения истицей лечебной работы подтверждается также журналами выдачи больничных листов за 1991 – 1994, 1995 – 2000 годы, амбулаторными картами за 1989, 1995, 2003, 2004 годы.
В журнале вызовов врача на дом за 1990 – 2003 годы в графе « кем выполнен вызов» имеется фамилия врача «Овчинникова», выставлены диагнозы (в том числе «грипп», «ОРЗ», «склероз сосудов головного мозга», «хронический бронхит», «бронхиальная астма»).
Из подпунктов 1, 10.1 пункта II «Обязанности» должностной инструкции главного врача амбулатории, утвержденной в 2005 году следует, что главный врач амбулатории, кроме своих функциональных обязанностей, исполняет обязанности врача общей практики: оказывает медицинскую помощь больным на дому при острых и обострении хронических заболеваний, консультирует и госпитализирует больных, проводит лечение в стационаре, на дому.
Из Устава МУЗ «Первомайская амбулатория», утвержденного 22.03.2002 следует, что целью создания учреждения является охрана здоровья населения в с. Первомайск, с. Евлашево, д. Кошкаровка, п. Дальний, д. Николаевка, д. Языково. Предметом деятельности является оказание квалифицированной врачебной помощи населению. В учреждении ведется амбулаторный прием взрослого и детского населения, оказание больным медицинской помощи на дому, диагностика часто встречающихся заболеваний, назначение соответствующего лечения, оказаний неотложной медицинской помощи.
Из справок Лямбирской центральной районной больницы от 20.01.2012, от 06.06.2012, архивной справки № 985 следует, что Овчинникова P.P. работает в Первомайской амбулатории в период с 01.08.1988 по 28.10.1998 - в должности главного врача Первомайской врачебной амбулатории колхоза «Большевик», с 01.02.2006 по настоящее время - врач общей практики Первомайской амбулатории (в том числе: отпуск по уходу за ребенком с 16.04.1993 по 05.12.1993, курсы повышения квалификации в 1990, 2004 годах.).
Судом первой инстанции установлено, что в период с 05.11.1992 по 15.04.1993 Овчинникова Р.Р. находилась в отпуске по беременности и родам.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он посредством выплаты пособия по государственному социальному страхованию по беременности и родам.
Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ (в редакции от 08.12.2010, с изменениями от 25.02.2011) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 28 Федерального закона № 173-ФЗ.
Поскольку ранее действовавшее законодательство предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности, то таким образом, период нахождения Овчинниковой Р.Р. в отпуске по беременности и родам с 05.11.1992 по 15.04.1993 должен исчисляться в том же порядке, что и время работы, и засчитываться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном исчислении.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» установлен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 16.04.1993 по 05.12.1993 зачету в специальный стаж истицы не подлежит, поскольку данный период имел место после 06 октября 1992 г., то есть после принятия Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25.09.1992 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР».
Правильным является решение суда и в части признания незаконным решения Пенсионного фонда по отказу во включении истице в специальный стаж периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации с 06.08.1990 по 21.09.1990, с 12.11.2001 по 11.01.2002, 31.03.2004, поскольку в указанные периоды за ней сохранялись должность, средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Кроме того, прохождение истицей курсов повышения квалификации было связано с трудовыми отношениями и направлено на повышение квалификации медицинских работников, каковой и являлась истица. (Данная правовая позиция отражена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006г., вопрос № 30).
Учитывая, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направляется на упомянутые курсы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, то исчисление стажа в данный период времени производится в том же порядке, что и соответствующая профессиональная деятельность, поэтому период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 06.08.1990 по 21.09.1990 подлежит включению в стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции; основаны на неправильном применении норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.
При вынесении решения судом соблюдены требования статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об оценке всех доказательств по делу, в том числе и показаний свидетелей.
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, отвечает требованиям материального и процессуального права, и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы. Доказательств опровергающих выводы суда, Пенсионный фонд не представил.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
о п р е д е л и л а:
Решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 06 июня 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Хромовой Н.А. – без удовлетворения.
Судья-председательствующий Адушкина И.В.
Судьи Володина Г.Ф.
Середа Л.И.