Судья Герасимова И.А. Дело № 33-1518/27
Докладчик Адушкина И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Александрова С.В.
судей Адушкиной И.В.
Елиной Т.А.
при секретаре Панковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 13 сентября 2012 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия Видениной Н.В. на решение Темниковского районного суда Республики Мордовия от 29 июня 2012 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
у с т а н о в и л а:
Крыгина Г.А. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью (л.д. 1-2).
В обоснование требований указала, что с 1980 года и по настоящее время она работает в должности медицинской сестры и имеет необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости как медицинский работник. Однако, решением пенсионного органа <№> от 10 апреля 2012 г. ей отказано в назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. В специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии не зачтен период работы в должности диетсестры в Темниковской ЦРБ с 06 февраля 1982 г. по 18 июня 2001 г., так как наименование должности не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность. Комиссией указано, что её медицинский стаж составил 12 лет 10 месяцев.
Просит признать незаконным и отменить решение <№> Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия от 10 апреля 2012 г., обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, указанный период ее работы и назначить пенсию с 03 апреля 2012 г., а также взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решением Темниковского районного суда Республики Мордовия от 29 июня 2012 г. исковые требования Крыгиной Г.А. полностью удовлетворены (л.д.204-212).
В апелляционной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия Виденина Н.В. просила решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушении норм материального права, указывая что Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781, а также Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464, не предусмотрена такая должность как «диетсестра» (л.д.215-217).
В судебное заседание истица Крыгина Г.А., представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанное решение пенсионного органа в части исключения из специального стажа истицы спорного периода является незаконным.
Данный вывод суда соответствует нормам материального права.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается записями в трудовой книжке, Крыгина Г.А. 09 августа 1980 г. на основании приказа <№> параграф 2 от 09 августа 1980 г. принята на работу медсестрой Темниковской ЦРБ им. А.И.Р., 06 февраля 1982 г. на основании приказа <№> от 11 февраля 1982 г. переведена диетсестрой больницы, 18 июня 2001 г. на основании приказа <№> от 18 июня 2011 г. уволена по статье 31 КЗоТ Российской Федерации (по собственному желанию) (л.д. 4-5).
Из материалов дела усматривается, что 3 апреля 2012 г. Крыгина Г.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением не менее 30 лет лечебной деятельности (л.д.51-53).
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия <№> от 10 апреля 2012 г. ей было отказано в установлении досрочной трудовой пенсии связи с лечебной деятельностью из-за отсутствия требуемого стажа в 30 лет. Специальный стаж составляет 12 лет 10 месяцев 0 дней (л.д.46).
При этом в специальный стаж не засчитан период с 06 февраля 1982 г. по 18 июня 2001 г. в должности диетсестры в Темниковской ЦРБ.
Проанализировав нормативные акты, регулирующие отношения по пенсионному обеспечению работников здравоохранения в настоящее время, а также действовавшие в период осуществления истицей медицинской деятельности, суд пришел к правильному выводу о том, что период работы истицы в должности диетсестры в Темниковской центральной больнице им. А.И.Р. с 06 февраля 1982 г. по 18 июня 2001 г. подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения.
В соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 06 сентября 1991 г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» и Постановлением от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью» определялось право на назначение пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения до 14 ноября 2002 г.
Согласно разделу 3 указанной Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. № 377, должность медицинской сестры диетической отнесена к среднему медицинскому персоналу.
Следует учесть, что общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (1 86016), утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 27 августа 1986 г. № 016 (утратил силу 01 января 1996 г.), Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (выпуск I), утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27 марта 1986 г. № 102/6-142 (утратил силу 21 августа 1998 г.), была предусмотрена такая должность как «сестра медицинская диетическая» (код 24719).
Разделом наименование должностей в действующих штатных нормативах Приказа Министерства здравоохранения СССР от 25 июня 1981 г. № 693 «О внесении изменений в действующие штатные нормативы медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения» должность диетическая сестра, сестра по диетпитанию, медсестра по диетпитанию, изменена на должность в соответствии с номенклатурой - диетическая медицинская сестра.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 23 апреля 1985 г. № 540 (утратил силу с 5 августа 2003 г.) установлены требования к должности диетической медицинской сестре лечебно-профилактического учреждения, согласно которым диетическая медицинская сестра должна иметь среднее медицинское образование; практический стаж и достаточные знания в области технологии приготовления диетических блюд, а также в вопросах лечебного питания, осуществлять контроль за работой пищеблока, за соблюдением санитарно-гигиенических правил (п. 1, 2 приложения № 4 к приказу).
С учетом статуса медицинского учреждения, в котором работала истица в спорный период, тождественность указанной в ее трудовой книжке должности «диетсестра» должности медицинской сестры диетической сомнений не вызывает.
Кроме того, названные периоды работы подлежат включению в специальный трудовой стаж Крыгиной Г.А. в соответствии с разделом 2 (врачи и другие медицинские работники) Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397), действовавшего в период работы истицы в качестве диетсестры, которым предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение для медицинских сестер больничных учреждений всех типов вне зависимости от наименования должности.
Указанный Перечень подлежит применению в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05 ноября 2002 г. № 320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции верно посчитал неправомерным отказ ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия в назначении пенсии истице, и обоснованно полагал необходимым обязать ответчика включить указанные периоды работы Крыгиной Г.А. в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии.
Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал доказательства по делу, установил необходимые для разрешения спора обстоятельства и дал правовую оценку всем доводам ответчика.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, а доводы жалобы не могут повлечь его отмену.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, поэтому оснований для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским дела Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Темниковского районного суда Республики Мордовия от 29 июня 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия Видениной Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий С.В.Александров
Судьи И.В. Адушкина
Т.А.Елина