решение суда об удовлетворении иска о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью оставлено без изменения



Судья Надёжина С.Ю.                         Дело №33-1421/27

Докладчик Адушкина И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего: Александрова С.В.

судей: Адушкиной И.В.,Елиной Т.А.

при секретаре:Панковой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 сентября 2012 года в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 4 июня 2012 года.

Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия

установила:

Ермолаева Т.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В обоснование своих требований указала, что пенсионным органом ей отказано в назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж не включены в льготном исчислении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Считала такой отказ в назначении пенсии неправомерным, просила признать незаконным и отменить решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия <№> от 8 февраля 2012 года, засчитать в льготном исчислении из расчета 1 год работы как 1 год и 6 месяца период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 16 июля 1990 года по 21 ноября 1991 года и отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 22 ноября 1991 года по 16 августа 1992 года и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 27 января 2012 года. (л.д.3-5).

Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 4 июня 2012 года исковые требования Ермолаевой Т.А. удовлетворены в полном объеме. (л.д.102-105).

В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаев В.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм пенсионного законодательства. (л.д.113-114).

В судебное заседание истица Ермолаева Т.А. не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Родькиной И.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истицы Шукшиной И.А. об оставлении решения без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия <№> от 8 февраля 2012 года Ермолаевой Т.А. в назначении досрочной трудовой пенсии отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. В стаж для назначения пенсии в календарном исчислении засчитаны периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 16 июля 1990 года по 21 ноября 1991 года и в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 22 ноября 1991 года по 16 августа 1992 года, поскольку в данный период сохранялись только трудовые отношения, но лечебная деятельность хирургического профиля не осуществлялась. (л.д.6)

Из копии трудовой книжки на имя Ермолаевой Т.А. следует, что с 23 ноября 1985 года по 1 декабря 1993 года она работала в должности медсестры травматологического отделения Саранской городской клинической больницы <№>. (л.д.7-10)

Согласно свидетельству о рождении Ермолаева Т.А. имеет сына И.А.Е., <дата> года рождения.(л.д.19)

Разрешая спор, суд установил, что в период с 16 июля 1990 года по 21 ноября 1991 года Ермолаева Т.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с 22 ноября 1991 года по 16 августа 1992 года находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года №235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года №677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года №1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; при этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 ноября1989 №375/24-11 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет" (вместе с Разъяснением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 №23/24-11 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет") Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.

При включении в специальный стаж периодов нахождения истицы в отпусках по уходу за ребенком суд первой инстанции правильно исходил из того, что данные отпуска имели место до 6 октября 1992 г. – времени вступления в законную силу Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" от 25 сентября 1992 г. №3543-1, с принятием которого указанные периоды перестали включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, законодательно не закреплено ограничение на включение отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях, если он предоставлен до вступления в силу названного закона от 25 сентября 1992 года.

С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу, что периоды отпусков по уходу за ребенком подлежат зачету в специальный стаж истицы в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев, поскольку эти периоды имели место, когда истица работала в должности медсестры травматологического отделения Саранской городской клинической больницы <№>, который пенсионный орган включил в специальный стаж истицы в льготном исчислении.

Доводы апелляционной жалобы ответчика повторяют по существу основания отказа истице в назначении досрочной трудовой пенсии, которые были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции и по мотивам, изложенным в решении, правильно признаны необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 4 июня 2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. – без удовлетворения.

Судья-председательствующий                        С.В.Александров

Судьи                                        И.В.Адушкина

                                            Т.А.Елина