Судья Ермаков В.И. Дело № 33-1456/57
Докладчик Бажанов А.О.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Г.К. Екония
судей А.О. Бажанова
Т.А. Елиной
с участием прокурора Е.А. Пивкиной
при секретаре судебного заседания Е.С. Крыловой
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 августа 2012 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства внутренних дел по Республике Мордовия Летиной Н.В. на решение Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 18 июня 2012 г.
Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Прокурор Ичалковского района Республики Мордовия обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ичалковский» о возложении обязанности выполнить мероприятия по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В обоснование исковых требований указал, что в ходе проверки, проведённой прокуратурой Ичалковского района Республики Мордовия, выявлены нарушения требований действующего законодательства при содержании подозреваемых, обвиняемых, в единственно функционирующем изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ичалковский» (далее по тексту ИВС ММО МВД РФ «Ичалковский»).
Просил суд обязать Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ичалковский» произвести в ИВС ММО МВД РФ «Ичалковский» следующие мероприятия: оборудовать камеры ИВС №3,4,5,6 водопроводом, раковинами для умывания, санитарными узлами, с соблюдением требований приватности; верх режимной территории прогулочного двора ИВС оборудовать арматурой и сеткой рабицей, а также провести асфальтирование прогулочного двора; в следственной комнате и камерах ИВС №3,4,5,6 оборудовать деревянные полы; камеру №6 ИВС оборудовать необходимым количеством индивидуальных спальных мест; оборудовать медицинский кабинет, получить лицензию на осуществление данного вида деятельности, укомплектовать штат медицинским работником; произвести замену труб отопления в камерах ИВС (л.д.1-6).
Заместитель прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Буров А.В. уточнил исковые требования и просил суд обязать ответчика оборудовать территорию прогулочного двора ИВС покрытием, исключающим возможность его подкопа и побега подозреваемых и обвиняемых (л.д.46-48).
Решением Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 18 июня 2012 г. исковые требования прокурора Ичалковского района Республики Мордовия удовлетворены в полном объёме (л.д.120-134).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства внутренних дел по Республике Мордовия Летина Н.В., не согласившись с решением Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 18 июня 2012 г., просила его отменить, указав в апелляционной жалобе на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. По её мнению, судом при вынесении решения необоснованно не приняты во внимание доводы представителя МВД по Республике Мордовия о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица представителя МВД России, а также положения законодательства, касающиеся порядка финансирования и выделения денежных средств для проведения строительства и ремонтных работ в помещениях, принадлежащих на праве оперативного управления органам внутренних дел. Считает, что возложить на ММО МВД России «Ичалковский» обязанность получить лицензию невозможно, поскольку решение о её выдаче не является административным актом ни самого ММО МВД России «Ичалковский», ни МВД по Республике Мордовия (л.д.136-138).
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Буров А.В., указывая на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения (л.д.141).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства внутренних дел по Республике Мордовия Летина Н.В. просила удовлетворить апелляционную жалобу по основаниям, в ней указанным.
Представитель ответчика Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ичалковский» Кованов Е.С., действующий по доверенности, просил удовлетворить апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Прокурор Пивкина Е.А. просила оставить решение суда без изменения ввиду его законности и обоснованности, а апелляционную жалобу отклонить как несостоятельную.
В судебное заседание прокурор Ичалковского района Республики Мордовия, не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом путём заблаговременного направления адресату судебного извещения с уведомлением о вручении, о причинах неявки суд не известил, и отложить разбирательство дела не просил.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 19 марта 2012 г. прокуратурой Ичалковского района Республики Мордовия проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства при содержании подозреваемых, обвиняемых в ИВС ММО МВД РФ «Ичалковский». В результате проверки установлено, что в ИВС ММО МВД РФ «Ичалковский» имеется 6 камер, 1 следственный кабинет, 1 прогулочный двор, 1 комната для подогрева пищи, 1 служебный кабинет. Комната для свиданий, карцер, комната для производства досмотра и обыска отсутствуют. В камерах № 3, 4, 5, 6 отсутствуют краны с водопроводной водой, раковины для умывания, санитарный узел с соблюдением требований приватности, канализация. В камерах, предназначенных для содержания подозреваемых и обвиняемых, а также в следственной комнате, полы и двери не отвечают требованиям закона. Верх режимной территории прогулочного двора не оборудован арматурой и сеткой рабицей, отсутствует оборудование территории прогулочного двора покрытием, исключающим возможность его подкопа и побега подозреваемых и обвиняемых. Система отопления пришла в негодность в связи с длительным сроком использования. Отсутствуют индивидуальные спальные места в камере № 6. В ИВС не оборудован медицинский кабинет, штат не укомплектован медицинским работником, а также отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со статьёй 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Статьёй 16 вышеназванного закона установлено, что в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Во исполнение положений указанного закона, в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей, Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г. № 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Положениями пункта 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД Российской Федерации № 950 от 22 ноября 2005 г., установлено, что камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
В соответствии с требованиями Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утверждённого приказом МВД РФ № 140 дсп от 7 марта 2006 г., устройство помещений ИВС должно обеспечивать надежную изоляцию подозреваемых и обвиняемых от внешней среды и исключать возможность связи со смежными помещениями, а также побега из них через оконные, дверные проёмы или путем разбора или пролома стен и потолочных покрытий, подкопов первых этажей зданий.
Статьёй 24 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан.
Согласно пункту 1 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утверждённой приказом МВД РФ №1115, Министерством здравоохранения РФ №475 от 31 декабря 1999 г., медицинские работники ИВС ОВД организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
При оказании медицинской помощи медицинские работники ИВС руководствуются Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о здравоохранении, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также настоящей Инструкцией (пункт 2).
Из положений пункта 96 части 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» следует, что медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно статье 15 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утверждённых Постановлением Верховного Совета
Российской Федерации от 22 июля 1993 г. № 5487-1 лицензирование медицинской деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установив, что в нарушение указанных правовых норм в помещении изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ММО МВД РФ «Ичалковский» требуется капитальный ремонт, а также то, что в штате ответчика имеется должность фельдшера изолятора временного содержания, но в ИВС не оборудован медицинский кабинет, штат не укомплектован медицинским работником, отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.
Мотивы, по которым суд пришёл к указанному выводу, приведены в решении, основанном на правильном применении норм материального закона. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данным выводом суда, поскольку до настоящего времени нарушения, указанные в акте проверки не устранены.
Довод апелляционной жалобы о том, что для устранения отмеченных в иске недостатков необходимо выделение дополнительного финансирования и, при этом суд не принял во внимание положения законодательства, касающиеся порядка финансирования и выделения денежных средств для проведения строительства и ремонтных работ в помещениях, принадлежащих на праве оперативного управления органам внутренних дел, не может повлечь отмену решения суда.
В соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В соответствии с Типовым положением о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, утверждённым Приказом МВД РФ от 21 апреля 2011 г. N 222, в частности, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам обеспечивают в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование.
Согласно Положению о Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ичалковский», утвержденному приказом Министра внутренних дел по Республике Мордовия № 264 от 4 августа 2011 г. ММО МВД России «Ичалковский», будучи территориальным органом МВД России на районном уровне, юридическим лицом, является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований и осуществляет иные полномочия в соответствии с бюджетных законодательством Российской Федерации. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности ММО МВД России «Ичалковский» осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.
Доводы жалобы о том, что финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется главным распорядителем средств федерального бюджета МВД Российской Федерации и на указанные в решении цели потребуется от МВД России увеличение объёмов финансирования своего территориального органа, отмену принятого решения не влекут, поскольку не исключают обязанности ответчика соблюдать требования Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления» и не допускать нарушения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, в том числе как распорядителя и получателя бюджетных ассигнований.
По вышеуказанным обстоятельствам, довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно отклонил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица МВД России в порядке статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией отклоняется. Суд первой инстанции, установив, что изолятор временного содержания находится в оперативном управлении ММО МВД России «Ичалковский», обоснованно не нашёл оснований для привлечения к участию в деле МВД России, кроме того каких – либо оснований считать, что участие данного лица в рассмотрении дела повлияло бы по существу на постановленное решение, не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что ММО МВД России «Ичалковский» не может получить лицензию, поскольку решение о её выдаче не является административным актом ни самого ММО МВД России «Ичалковский», ни МВД по Республике Мордовия, отклоняется, поскольку не освобождает ответчика от обязанности оформить лицензию на оказание медицинской помощи. Кроме того, данный довод основан на предположении, что лицензирующий орган при выполнении всех необходимых условий, предусмотренных законодательством, безосновательно откажет в выдаче лицензии на медицинскую деятельность. Однако регулирование правоотношений не может осуществляться на злоупотреблении правом. Таким образом, суд первой инстанции, постановив решение о понуждении к получению лицензии на медицинскую деятельность, определил обязанность ответчика выполнить требования действующего законодательства об условиях, позволяющих такой деятельностью заниматься.
Несостоятельным является и довод представителя МВД по Республике Мордовия о том, что в решении не указано, лицензию на какую деятельность вменено в обязанность получить ответчику.
Мотивировочная часть решения содержит необходимые о достаточные данные, свидетельствующие о том, что ММО МВД России «Ичалковский» обязано получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Таким образом, суд первой инстанции полно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку исследованным в судебном заседании доказательствам, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским дела Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 18 июня 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства внутренних дел по Республике Мордовия Летиной Н.В. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Г.К. Екония
Судьи А.О. Бажанов
Т.А. Елина