Судья Солдатов М.О. Дело № 33-1480/57
Докладчик Бажанов А.О.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего А.О. Бажанова
судей В.А. Ганченковой
Т.А. Елиной
участием прокурора Е.А. Пивкиной
при секретаре судебного заседания И.В. Вершининой
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 августа 2012 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Лямбирский» Сорокиной О.Н. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 19 июня 2012 г.
Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Прокурор Лямбирского района Республики Мордовия обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределённого круга лиц к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Лямбирский» о возложении обязанности выполнить мероприятия по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность для жизни и здоровья граждан.
В обоснование исковых требований указал, что в ходе проверки, проведённой прокуратурой Лямбирского района Республики Мордовия, выявлены нарушения требований действующего законодательства при содержании подозреваемых, обвиняемых, подсудимых в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Лямбирский» (далее по тексту ИВС ММО МВД РФ «Лямбирский»).
Просил суд обязать Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Лямбирский» произвести в ИВС ММО МВД РФ «Лямбирский» следующие мероприятия: оборудовать изолятор временного содержания душевой и дезинфекционной камерой в соответствии с пунктами 11 и 12 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утверждённой Приказом МВД РФ и Минздрава РФ от 31 декабря 1999 г. N 1115/475; оборудовать специальное помещение для свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующих переговорам и визуальному общению в соответствии с пунктом 139 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утверждённых Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г. № 950 (л.д.1-3).
Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 19 июня 2012 г. вышеназванные исковые требования прокурора Лямбирского района Республики Мордовия удовлетворены в полном объёме (л.д.80-86).
Представитель ответчика Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Лямбирский» Сорокина О.Н., не согласившись с решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 19 июня 2012 г., обжаловала его, указав в апелляционной жалобе на его незаконность и необоснованность.
По мнению представителя ответчика, суд не принял во внимание распоряжение МВД по Республике Мордовия № 6/1725 от 8 июня 2012 г. «Об организации санитарной обработки спецконтингента, содержащегося в ИВС», на основании которого возможно конвоирование лиц, содержащихся в ИВС ММО МВД РФ «Лямбирский», в ИВС УМВД России по городскому округу Саранск для санитарной обработки, в связи с невозможностью проведения санитарной обработки спецконтингента ввиду отсутствия санпропускника и дезинфекционной камеры в ИВС ММО МВД РФ «Лямбирский», а также положения Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утверждённого приказом МВД России от 7 марта 2006 № 140 дсп, согласно которым в санитарные пропускники подозреваемые и обвиняемые конвоируются при отсутствии возможности санитарной обработки их в изоляторе временного содержания.
Считает, что необходимость в оборудовании ИВС ММО МВД РФ «Лямбирский» специальным помещением для свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами отсутствует, указывая на то, что за последние три года в ИВС ММО МВД РФ «Лямбирский» не предоставлено ни одного письменного разрешения на свидание. Просила решение суда отменить и принять по делу новое решение (л.д.100-103).
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Лямбирского района Республики Мордовия Назаров А.М., указывая на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения (л.д.106-107).
В судебное заседание прокурор Лямбирского района Республики Мордовия, представитель ответчика Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Лямбирский» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путём заблаговременного направления адресатам судебного извещения с уведомлением о вручении, о причинах неявки суд не известили, и отложить разбирательство дела не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Прокурор Пивкина Е.А. просила оставить решение суда без изменения, находя его законным и обоснованным, а апелляционную жалобы – без удовлетворения ввиду её несостоятельности.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 22 мая 2012 г. прокуратурой Лямбирского района Республики Мордовия проведена проверка соблюдения требований законодательства при содержании подозреваемых, обвиняемых, подсудимых в ИВС ММО МВД РФ «Лямбирский». В результате проверки установлено отсутствие душевой и дезинфекционной камеры, а также специального помещения для свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению, как то предусмотрено пунктом 139 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В соответствии со статьёй 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Статьёй 16 вышеназванного закона установлено, что в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Во исполнение положений указанного закона, в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей, Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г. № 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В силу пунктов 11 и 12 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утверждённой Приказом МВД РФ и Минздрава РФ от 31 декабря 1999 г. №1115/475, все доставленные для содержания в ИВС лица подвергаются обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции). В дальнейшем помывка содержащихся в ИВС лиц обеспечивается по графику, не реже одного раза в семь дней. Лица, пораженные контагиозными кожными (в том числе чесоткой), гнойничковыми и грибковыми заболеваниями моются отдельно от остальных и в последнюю очередь. Все находившиеся в контакте с ними лица осматриваются медицинским работником ИВС и направляются на дополнительную санитарную обработку. Одежда и постельные принадлежности этих лиц подвергаются камерной обработке, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции), а нательное и постельное белье - дополнительно кипячению и стирке. Подозреваемые и обвиняемые, у которых при осмотре выявлен педикулез, подвергаются санитарной обработке в санпропускнике с применением противопедикулезных препаратов.
В силу пункта 14 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере.
ИВС подозреваемых и обвиняемых ММО МВД РФ «Лямбирский» расположен на территории села Лямбирь Лямбирского района Республики Мордовия, в связи с чем лица, содержащиеся в ИВС, должны проходить санитарную обработку в санпропускнике, расположенном на указанной территории.
Из Положения об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Лямбирский», утверждённого начальником полиции ММО МВД России «Лямбирский» 1 марта 2012 г., следует, что ИВС подозреваемых и обвиняемых является структурным подразделением Межмуниципального отдела МВД РФ «Лямбирский» и обеспечивает охрану и содержание подозреваемых и обвиняемых.
В соответствии с пунктом 139 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г. № 950, свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) проводятся под контролем сотрудников ИВС в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению. Переговоры подозреваемых или обвиняемых с вышеуказанными лицами, прибывшими на свидание, осуществляются непосредственно или через переговорное устройство и могут прослушиваться сотрудниками ИВС.
Тот факт, что в нарушение указанных правовых норм в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ММО МВД РФ «Лямбирский» не созданы условия для свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами, а именно отсутствует специально оборудованное для этих целей помещение, представителями ответчика не оспаривался.
Установив, что в ИВС отсутствуют душевая и дезинфекционная камера, также не созданы условия для свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами, а именно отсутствует специально оборудованное для этих целей помещение, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.
Мотивы, по которым суд пришел к указанному выводу, приведены в решении, основанном на правильном применении норм материального закона. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данным выводом суда.
В связи с изложенным, довод апелляционной жалобы о том, что исходя из сложившейся практики за последние три года в ИВС ММО МВД России «Лямбирский» письменного разрешения на свидание не было предоставлено, в связи с чем нет необходимости в оборудовании ИВС специальным помещением для свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами, отклоняется, как несостоятельный. Указанные представителем ответчика обстоятельства не исключают обязанность органов внутренних дел соблюдать требования Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и не допускать нарушения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.
Также подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание распоряжение МВД по Республике Мордовия № 6/1725 от 8 июня 2012 г. «Об организации санитарной обработки спецконтингента, содержащегося в ИВС», на основании которого возможно конвоирование лиц, содержащихся в ИВС ММО МВД РФ «Лямбирский», в ИВС УМВД России по городскому округу Саранск для санитарной обработки, в связи с невозможностью проведения санитарной обработки спецконтингента ввиду отсутствия санпропускника и дезинфекционной камеры в ИВС ММО МВД России «Лямбирский, а также положения Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 7 марта 2006 № 140 дсп, согласно которому в санитарные пропускники подозреваемые и обвиняемые конвоируются при отсутствии возможности санитарной обработки их в изоляторе временного содержания.
Статьёй 3 Федерального закона «О полиции» закреплено, что правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, данный Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (пункт 1).
В случаях, если нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу его положения не могут применяться при разрешении спора.
Согласно вышеназванным нормативно-правовым актам лица, содержащиеся в ИВС, должны проходить санитарную обработку в санпропускнике, расположенном на территории населенного пункта, где находится ИВС. Следовательно, наличие распоряжения МВД по Республике Мордовия № 6/1725 от 8 июня 2012 г. «Об организации санитарной обработки спецконтингента, содержащегося в ИВС», равно как и Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утверждённого приказом МВД России от 7 марта 2006 № 140 дсп, не может служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, суд первой инстанции полно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку исследованным в судебном заседании доказательствам, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским дела Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 19 июня 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Лямбирский» Сорокиной О.Н. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий А.О. Бажанов
Судьи В.А. Ганченкова
Т.А. Елина