решение суда об удовлетворении иска о признании решения пенсионного органа незаконным и понуждении к назначению пенсии оставлено без изменения



Судья Солдатов М.О.                      Дело № 33-1597/27

Докладчик Адушкина И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего                 Адушкиной И.В.

судей                                 Ганченковой В.А.

                                         Скипальской Л.И.

при секретаре     Крыловой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 27 сентября 2012 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Хромовой Н.А. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 17 июля 2012 г.

Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

у с т а н о в и л а:

Нугаев Н.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о признании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным и подлежащим отмене, включении в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периодов работы и понуждении к назначению пенсии (л.д.1-5).

В обоснование своих требований указал, что решением пенсионного органа <№> от 30 мая 2012 г. ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемого специального стажа – 25 лет, имеется 15 лет 04 месяца 25 дней. В специальный стаж не зачтены следующие периоды его работы: период службы в армии с 01 сентября 1983 г. по 07 сентября 1985 г.; с 14 ноября 1985 г. по 04 июня 1987 г. - в должности заведующего отделом Лямбирского райкома ВЛКСМ; с 05 июня 1987 г. по 23 ноября 1988 г. – в должности инструктора отдела пропаганды и агитации; с 24 ноября 1988 г. по 20 мая 1990 г. - в должности инструктора идеологического отдела райкома КПСС; с 19 января 1993 г. по 04 апреля 1993 г., с 21 июля 1993 г. по 31 августа 1996 г. - в должности механика Государственного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище <№>» (за исключением периода нахождения в отпуске без содержания с 02 августа 1993 г. по 07 августа 1993 г.). А также не включены в специальный стаж периоды нахождения в командировках - 14 февраля 1997 г., 21 января 2002 г., 17 февраля 2005 г. и периоды отсутствия кода льгот в индивидуальных сведениях застрахованного лица с 02 октября 2002 г. по 17 октября 2002 г., 17 мая 2005 г.

Считает данное решение комиссии незаконным и просит суд признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия <№> от 30 мая 2012 г. незаконным, отменить его, обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью указанные периоды его работы, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 28 апреля 2012 г.

Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 17 июля 2012 г. исковые требования удовлетворены полностью.

С Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Нугаева Н.А. взыскано в возврат государственной пошлины <данные изъяты> рублей (л.д.103-115).

В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Хромова Н.А. считает решение суда незаконным, принятым с нарушением норм материального права, просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска (л.д. 125-127).

В апелляционной жалобе указала, что Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периоды службы в рядах Советской Армии, периоды работы в должности ответственного секретаря - заведующего отделом учащейся молодежи и пионеров райкома ВЛКСМ, а также должность механика не предусмотрена. Судом первой инстанции не учтены доводы представителя ответчика о том, что Нугаев Н.А. не выработал необходимый специальный стаж для назначения досрочной пенсии. Полагает, что незаконно включены в льготный стаж периоды нахождения истца в командировках и периоды отсутствия кода льгот в индивидуальных сведениях застрахованного лица. Указала, что суд неправильно применил закон и обязал ответчика назначить истцу пенсию по ранее действующему закону «О государственных пенсиях». Считает, что судом неправомерно взысканы с пенсионного органа расходы по возврату государственной пошлины.

В судебное заседание представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил и отложить разбирательство дела суд не просил.

При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав пояснения истца Нугаева Н.А., просившего об оставлении решения суда без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Согласно пункту 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

Из материалов дела усматривается, что 28 апреля 2012 г. Нугаев Н.А. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью (л.д. 51-53).

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия <№> от 30 мая 2012 г. Нугаеву Н.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, дающего право на пенсию, требуется 25 лет, имеется 15 лет 04 месяца 25 дней (л.д.9-14).

В специальны й стаж не засчитаны периоды работы Нугаева Н.А.: с 14 ноября 1985 г. по 04 июня 1987 г. - в должности заведующего отделом Лямбирского райкома ВЛКСМ; с 05 июня 1987 г. по 23 ноября 1988 г. - в должности инструктора отдела пропаганды и агитации; с 24 ноября 1988 г. по 20 мая 1990 г. в должности инструктора идеологического отдела райкома КПСС, с 19 января 1993 г. по 04 апреля 1993 г., с 21 июля 1993 г. по 31 августа 1996 г. (в том числе отпуск без содержания с 02 августа 1993 г. по 07 августа 1993 г.) в должности механика в Государственном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище <№>» (ГУНПО «ПУ-<№>»), период службы в армии с 01 сентября 1983 г. по 07 сентября 1985 г. Кроме того, не включены в специальный стаж командировки - 14 февраля 1997 г., 21 января 2002 г., 17 февраля 2005 г., отсутствие кода льгот в индивидуальных сведениях застрахованного лица с 02 октября 2002 г. по 17 октября 2002 г., 17 мая 2005 г.

Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции установил юридически значимые обстоятельства дела, исследовал доказательства и пришел к обоснованному выводу о необходимости включения спорных периодов работы истца в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

При этом судебная коллегия считает, что оценку пенсионных прав истца необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173 -ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. №2-П при решении вопроса о праве истца на пенсию его специальный стаж может быть исчислен в порядке, который был предусмотрен законами и иными нормативными правовыми актами на момент выполнения соответствующей работы.

Пунктом 3 статьи 28 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Должность мастера производственного обучения поименована в пункте 1 раздела «Наименование должностей» в школах и училищах (пункт 1 раздела «Наименование учреждений»).

Из копии трудовой книжки на имя Нугаева Н.А. следует, что приказом бюро <№> от 26 ноября 1985 г. утвержден заведующим отделом комсомольских организаций Лямбирского райкома ВЛКСМ с 14 ноября 1985 г.; приказом бюро <№> от 19 июня 1987 г. освобожден от занимаемой должности в связи с переводом в Лямбирский райком КПСС с 04 июня 1987 г.; протоколом бюро РК КПСС <№> от 25 июня 1987 г. утвержден инструктором отдела пропаганды и агитации РК КПСС с 05 июня 1987 г.; протоколом бюро РК КПСС <№> от 24 ноября 1988 г. утвержден инструктором идеологического отдела райкома КПСС с 24 ноября 1988 г.; протоколом бюро <№> от 1990 г. освобожден от должности в связи с переводом на другую работу с 20 мая 1990 г.; приказом <№> от 19 января 1993 г. мастер производственного обучения переведен механиком Лямбирского ПТУ-<№> с 19 января 1993 г.; приказом <№> по ПТУ-<№> от 05 апреля 1993 г. переведен с должности механика - мастером производственного обучения с 05 апреля 1993 г.; приказом <№> по ПТУ-<№> от 21 июля 1993 г. переведен на должность механика; приказом <№> от 27 августа 1996 г. переведен преподавателем общественных дисциплин с 01 сентября 1996 г. (л.д.33-40).

Указанные периоды работы Нугаева Н.А. подтверждаются также архивными справками <№> и <№> от 24 июня 2011 г., составленными на основании книги приказов и тарификационных списков Лямбирского ПТУ-<№> за 1992-2008 годы и на основании лицевых счетов Лямбирского ПТУ-<№> за 1992-1996 годы (л.д.16-19, 31), архивными справками <№>, <№>, <№>, <№> от 01 февраля 2012 г. (л.д.21, 22, 28, 29).

Судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что в периоды с 19 января 1993 г. по 04 апреля 1993 г., с 21 июля 1993 г. по 31 августа 1996 г. истец фактически осуществлял преподавательскую деятельность в Государственном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище <№>» (ГУНПО «ПУ-<№>»), несмотря на записи в трудовой книжке и в приказах о том, что истец являлся механиком училища, имел соответствующую педагогическую нагрузку, и основная его деятельность была связана с воспитанием и обучением детей, в связи с чем, указанные периоды работы обоснованно включены в специальный педагогический стаж истца.

Суд первой инстанции правомерно установил, что записи о работе истца в должности механика совершены в результате небрежности должностных лиц, ответственных за составление соответствующих документов, поскольку содержащиеся в них сведения противоречат исследованным судом доказательствам.

Судом установлено, что на момент обращения Нугаева Н.А. в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском районе Республики Мордовия им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию.

Вышеизложенное опровергает доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.

Довод апелляционной жалобы о том, что истец не выработал необходимый специальный стаж для назначения досрочной пенсии является несостоятельным и отклоняется.

Несостоятельным признается довод апелляционной жалобы о том, что период службы в армии не может быть засчитан в льготный стаж.

В соответствии с утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В судебном заседании не установлено нарушение истцом как застрахованным лицом каких-либо обязанностей, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Отсутствие кода льгот в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в период его трудовой деятельности с 02 октября 2002 г. по 17 октября 2002 г., 17 мая 2005 г., включаемого в страховой стаж, связанного с особыми условиями труда, не может являться основанием для отказа во включении данного стажа в специальный, если лицо фактически осуществляло данную деятельность.

Правильным является решение суда и в части признания незаконным решения Пенсионного фонда по отказу во включении истцу в специальный стаж периодов нахождения его в командировках, поскольку статьей 116 КЗоТ РСФСР, предусматривающей гарантии и компенсации в связи со служебными командировками, за командированными работниками сохранялись в течение всего времени нахождения в командировке место работы и средняя заработная плата по основному месту работы.

Статьей 167 Трудового Кодекса Российской Федерации сохранены прежние гарантии при направлении работника в служебные командировки.

Суд правильно принял решение о назначении истцу пенсии со дня обращения за ней, как предусмотрено пунктом 1 статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии с пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией права на трудовые пенсии», если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган,

Установив, что днем обращения Нугаева Н.А. в пенсионный орган следует считать 28 апреля 2012 г., суд обязал ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию с указанной даты.

Несостоятелен довод апелляционной жалобы о неправомерности взыскания с ответчика расходов по возврату государственной пошлины, поскольку в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.

Принятие иного решения свидетельствовало бы о нарушении права истца на социальное обеспечение, гарантированного Конституцией Российской Федерации, как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, где охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

о п р е д е л и л а:

решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 17 июля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Хромовой Н.А. – без удовлетворения.

Председательствующий И.В. Адушкина    

    

Судьи                      В.А.Ганченкова                

                                             Л.И.Скипальская