решение суда об удовлетворении иска о досрочном назначении трудовой пенсии по старости оставлено без изменения



Судья Солдатов М.О.                      Дело № 33-1598/27

Докладчик Адушкина И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего                 Адушкиной И.В.

судей                                        Ганченковой В.А.

                                            Скипальской Л.И.

при секретаре     Крыловой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 27 сентября 2012 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Хромовой Н.А. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 11 июля 2012 г.

Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

у с т а н о в и л а:

Самута М.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о признании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным и подлежащим отмене, включении в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периодов работы и понуждении к назначению пенсии (л.д.1-2).

В обоснование требований указала, что решением пенсионного органа <№> от 01 июня 2012 г. ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального стажа. Считает данное решение комиссии незаконным, противоречащим пенсионному законодательству.

С учетом уточненных исковых требований (л.д.71, 72), просит признать решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия <№> от 01 июня 2012 г. незаконным и отменить его, обязать ответчика включить в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды её работы в должности медицинской сестры в Ново-Машозерской врачебной амбулатории Беломорской центральной районной больницы Республики Карелия с 24 ноября 1986 г. по 27 марта 1988 г., с 12 марта 1989 г. по 01 февраля 1993 г. и с 15 июля 1993 г. по 20 июня 1997 г.; период нахождения в отпуске по беременности и родам с 28 марта 1988 г. по 31 июля 1988 г. и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком по достижении им полутора лет с 01 августа 1988 г. по 11 марта 1989 г.

Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 11 июля 2012 г. исковые требования Самута М.Н. удовлетворены полностью и с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Самута М.Н. взыскана государственная пошлина <данные изъяты> рублей (л.д.85-91).

В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Хромова Н.А. считает решение суда незаконным, принятым с нарушением норм материального права, просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска (л.д. 98-99).

В апелляционной жалобе указала, что Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии не предусмотрено включение в стаж работы в льготном исчислении оспариваемых периодов, а также врачебная амбулатория не поименована Списком учреждений, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии. Кроме того, суд неправомерно взыскал с пенсионного органа расходы по оплате государственной пошлины.

В судебное заседание представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил и отложить разбирательство дела суд не просил.

При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав пояснения истицы Самута М.Н., просившей об оставлении решения суда без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Согласно пункту 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

Из материалов дела усматривается, что 23 мая 2012 г. Самута М.Н. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии (л.д.42-45).

Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия <№> от 01 июня 2012 г. в назначении указанной пенсии Самута М.Н. отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального медицинского стажа. При этом в специальный стаж не зачтены периоды работы истицы в должности медицинской сестры в Ново-Машозерской врачебной амбулатории Беломорской центральной районной больницы Республики Карелия (в том числе с 28 марта 1988 г. по 31 июля 1988 г., с 02 февраля 1993 г. по 14 июля 1993 г. - отпуск по беременности и родам, с 01 августа 1988 г. по 11 марта 1989 г. - отпуск по уходу за ребенком до полутора лет).

Разрешая заявленные истицей требования, суд правильно руководствовался подлежащими применению нормами материального права, регулирующими спорные отношения.

Согласно подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии со статьями 12-14 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца; в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Согласно Положению об амбулатории, утвержденного приказом Министерства здравоохранения СССР №1000 от 23 сентября 1981 г., амбулатория является лечебно-профилактическим учреждением, призванным осуществлять в районе своей деятельности проведение широких профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, раннее выявление больных, диспансеризацию здоровых и больных, оказание квалифицированной медицинской помощи населению.

Судом первой инстанции установлен факт того, что истица в должности медсестры непосредственно занималась лечебной деятельностью по охране здоровья населения, была занята полный рабочий день, что подтверждается письменными документами.

В трудовой книжке указано, что Самута М.Н. с 24 ноября 1986 г. принята на должность участковой медсестры в Ново-Машозерскую врачебную амбулаторию (приказ <№> от 19 ноября 1986 г.); 20 июня 1997 г. уволена по собственному желанию в связи с переменой места жительства (приказ <№> от 17 июня 1997 г.) (л.д.6-11).

Согласно архивных справок от 11 апреля 2012 г. <№> и от 04 апреля 2012 г. <№>, выданных МКУ «<адрес>», в лицевых счетах по начислению заработной платы работникам Тунгудского сельского Совета, в том числе Машозерской врачебной амбулатории за 1988 год, 1989 год, 1993 год имеются сведения о работе Самута (Щегловой, Семилетовой) Марины Николаевны (л.д.21-27, 28-29).

Из справок от 10 ноября 2011 г. <№> и <№>, выданных МКУ «<адрес>» на основании лицевых счетов по начислению заработной платы за 1986-1992, 1993-1997 годы усматривается, что Самута М.Н. в указанные периоды работала в качестве участковой медсестры Машозерской врачебной амбулатории, заведующей Тунгудской врачебной амбулаторией (л.д.19-20, 32-33).

Согласно справке <№> от 07 июня 2011 г., выданной администрацией муниципального образования «<данные изъяты>», Новое Машезеро действительно находится в Беломорском районе Карельской АССР, ныне Республике Карелия и отнесено к сельской местности (л.д.30).

Согласно статье 167 КЗоТ РСФСР (в редакции от 9 декабря 1971 г.) отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с пунктом 10 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. № 517 руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны были предоставлять женщинам по их просьбе после окончания отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года.

Из пункта 2, принятого в развитие данного Постановления, разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС № 4/11 от 30 марта 1970 г. «О порядке предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим грудных детей, до достижения ребенком возраста одного года», утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 марта 1970 г., следует, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого женщинам, имеющим грудных детей, засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий, включая пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. № 235 «О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного года, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Одновременно работающие матери получили право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В целях правильного применения указанного постановления Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС были утверждены разъяснения от 6 июля 1982 г. № 7/10-30 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет», в соответствии с пунктом 6 которого, отпуск по уходу за ребенком (в том числе без сохранения заработной платы) до достижения возраста полутора лет засчитывался в общий, непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года засчитывалось в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и льготных размерах.

В соответствии с пунктом 7 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. № 23/24-1 «О порядке предоставления женщинам частичного оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (в том числе и отпуска без сохранения заработной платы) засчитывалось как в общий, так и непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска но уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации»), с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, законодательно не закреплено ограничение на включение отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях, если он предоставлен до вступления в силу названного закона от 25 сентября 1992 года.

Следовательно, судом первой инстанции обоснованно включены периоды работы Самута М.Н. в должности медицинской сестры в Ново-Машозерской врачебной амбулатории Беломорской центральной районной больницы Республики Карелия, в том числе с 28 марта 1988 г. по 31 июля 1988 г., с 02 февраля 1993 г. по 14 июля 1993 г. - отпуск по беременности и родам, с 01 августа 1988 г. по 11 марта 1989 г. - отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, как имевший место до 06 октября 1992 г. в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца.

Согласно части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом, отказ истице в назначении пенсии по льготным основаниям ставит ее в конституционно неравное положение на получение пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения перед другими категориями граждан, имеющими право на получение данного вида пенсии.

Несостоятелен довод апелляционной жалобы о неправомерности взыскания с ответчика расходов по возврату государственной пошлины, поскольку в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Доводы апелляционной жалобы повторяют фактические и правовые основания возражений ответчика, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

о п р е д е л и л а:

решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 11 июля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Хромовой Н.А. – без удовлетворения.

Председательствующий          И.В. Адушкина    

    

Судьи                      В.А.Ганченкова                    

                                             Л.И.Скипальская