Судья Сабирова Л.Н. Дело № 33-1622/27
Докладчик Адушкина И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Ганченковой В.А.
Скипальской Л.И.
при секретаре Крыловой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 27 сентября 2012 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия Козлова А.П. на решение Ельниковского районного суда Республики Мордовия от 11 июля 2012 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
у с т а н о в и л а:
Маслов А.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия о признании права на получение пенсии за работу в особых условиях и включении периодов работы в специальный стаж (л.д.1-3).
В обоснование требований указал, что 18 марта 2011 г. он обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда. Решением <№> от 21 марта 2011 г. ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия ему было отказано в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж ему не были засчитаны периоды: с 17 августа 1971 г. по 03 ноября 1972 г. - работа в качестве машиниста дробильной установки в Ельниковском карьероуправлении; с 10 ноября 1972 г. по 26 ноября 1974 г. - служба в рядах Советской Армии; с 20 января 1976 г. по 30 июля 2008 г. - работа в качестве водителя в Ельниковском АТП. Указал, что в период его работы в Ельниковском АТП в качестве шофера он на большегрузных автомашинах КРАЗ-256 «Б» и БЕЛАЗ работал на транспортировании горной массы в технологическом процессе в Ельниковском карьероуправлении, Ельниковском карьере и Комбинате дорожно-строительных материалов, что подтверждается приказами по Ельниковскому АТП и другими документами.
Просил признать за ним право на получение пенсии за работу в особых условиях, то есть на транспортировании горной массы в технологическом процессе Ельниковского карьероуправления и Ельниковском карьере на автомашинах КРАЗ и БЕЛАЗ в период с 25 февраля 1976 г. по 01 июля 1996 г.
В заявлениях об уточнении исковых требований от 18 мая 2012 г. и 19 июня 2012 г. соответственно, Маслов А.П. просил включить в специальный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с особыми условиями труда периоды: с 17 августа 1971 г. по 03 ноября 1972 г. - работа в качестве машиниста дробильной установки, с 10 ноября 1972 г. по 26 ноября 1974 г.- служба в рядах Советской Армии, взыскать с ответчика судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей; признать решение пенсионного органа <№> от 21 марта 2011 г. незаконным и отменить его, обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 18 марта 2011 г. (л.д. 22, 86).
11 июля 2012 г. истец Маслов А.П. от иска в части возложения на ответчика обязанности включить ему в специальный стаж периода с 09 марта 1977 г. по 14 марта 1977 г. отказался (л.д.194).
Определением Ельниковского районного суда Республики Мордовия от 11 июля 2012 г. принят отказ Маслова А.П. от части исковых требований, прекращено производство по делу в части возложения на ответчика обязанности включить истцу в специальный стаж период работы с 09 марта 1977 г. по 14 марта 1977 г. (л.д.207-209).
Решением Ельниковского районного суда Республики Мордовия от 11 июля 2012 г. исковые требования Маслова А.П. удовлетворены (л.д.212-230).
Признано незаконным и отменено решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия <№> от 21 марта 2011 г. в оспариваемой части.
На ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия возложена обязанность засчитать Маслову А.П. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи тяжелыми условиями труда в календарном исчислении периоды:
- с 17 августа 1971 г. по 03 ноября 1972 г. - работу в качестве машиниста дробильной установки в Ельниковском карьероуправлении;
- с 09 ноября 1972 г. по 25 ноября 1974 г. - службу в рядах Советской Армии;
- с 25 февраля 1976 г. по 08 марта 1977 г. и с 15 марта 1977 г. по 30 сентября 1979 г. - работу в качестве шофера третьего класса в Ельниковском АТП;
- с 01 октября 1979 г. по 01 июля 1996 г. - работу в качестве водителя второго класса в Ельниковском АТП.
На ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия возложена обязанность назначить Маслову А.П. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 18 марта 2011 г.
С ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Маслова А.П. взыскано <данные изъяты> рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины и <данные изъяты> рублей в возмещение расходов на оплату услуг представителя.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия Козлов А.П. считает решение суда незаконным, просит его отменить, ссылаясь на то, что Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии не предусмотрено включение в стаж работы в льготном исчислении оспариваемых периодов, а также должность и организации, в которых работал Маслов А.П. не поименованы Списком учреждений, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии. Кроме того, работодателем при предоставлении сведений о застрахованном лице не указывался код «особые условия труда», в связи с чем невозможно включить в специальный стаж указанные периоды (л.д.245-246).
В возражениях на апелляционную жалобу истец Маслов А.П. просил оставить решение без изменения как законное и обоснованное (л.д.249).
В судебное заседание истец Маслов А.П., представитель истца – адвокат Семелев Н.В., представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что 18 марта 2011 г. Маслов А.П. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении ему трудовой пенсии по старости (л.д. 35).
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия <№> от 21 марта 2011 г. Маслову А.П. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в виду того, что на момент обращения продолжительность специального стажа составила менее 12 лет 6 месяцев (л.д. 33).
Указанным решением в специальный стаж для назначения пенсии не засчитан ни один из периодов работы, записи о которых содержатся в трудовой книжке истца (л.д. 33, 48).
Разрешая данный спор, суд первой инстанции обоснованно указал о незаконности вышеназванного решения пенсионного органа в части не включения в трудовой стаж спорных периодов работы истца.
Довод апелляционной жалобы о нарушении судом норм пенсионного законодательства и необоснованных выводах суда отклоняется, так как юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции определены верно.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. №537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются Списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке:
при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10.
При этом, время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком №2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10.
Списком № 2 предусмотрены карьеры (позиция 2010100а), и профессии: водители автомобилей, занятые на транспортировании горной массы в технологическом процессе (позиция 2010100а-11442), машинисты дробильной установки (позиция 2010100а-13715 Раздела I).
Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 11173 предусмотрены: горные работы - добыча доломита, известняка (раздел 1 Списка), карьеры (подраздел 1 Списка), в числе рабочих - машинисты конвейеров и дробильных установок.
Правительство Российской Федерации в соответствии с предоставленными ему полномочиями (пункт второй статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») Постановлением от 11 июля 2002 г. №516 утвердило Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в пункте четвертом которых предусмотрено общее правило о включении в специальный стаж периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
В связи с этим, судом сделан правильный вывод о том, что Маслов А.П., находясь в трудовых отношениях с Ельниковским АТП как шофер третьего класса, а затем и водитель второго класса в оспариваемые периоды (с 25 февраля 1976 г. по 08 марта 1977 г., с 15 марта 1977 г. по 30 сентября 1979 г., с 01 октября 1979 г. по 01 июля 1996 г.) фактически выполнял функциональные обязанности именно водителя автомобиля, занятого на транспортировании горной массы в технологическом процессе в карьере. Указанная работа им выполнялась постоянно, в течение полного рабочего дня.
Также является обоснованным вывод суда в части включения в специальный стаж Маслова А.П. для назначения досрочной трудовой пенсии период прохождения военной службы по призыву с 09 ноября 1972 г. по 25 ноября 1974 г.
При этом суд обоснованно исходил из того, что при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01 января 2002 г. в соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. №320-О по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Согласно подпункту «б» пункта 16 Положения № 590 от 03 августа 1972 г., утвержденное Постановлением Совета Министров СССР, действовавшему в указанный период, на льготных условиях имеют право на пенсию по старости рабочие и служащие на других работах с тяжелыми условиями труда - по списку производств, цехов, профессий и должностей, мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 109 вышеназванного Положения, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции.
В силу пункта 109 Положения № 590 при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), периоды, указанные в подпункте «к», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Из материалов дела следует, что Маслов А.П. до призыва в армию работал в Ельниковском карьероуправлении с 17 августа 1971 г. по 03 ноября 1072 г. в должности машиниста дробильной установки (л.д. 40).
03 ноября 1972 г. он был уволен с работы в связи с призывом в Советскую Армию.
С 10 ноября 1972 г. по 26 ноября 1974 г. Маслов А.П. проходил действительную военную службу в рядах Советской Армии, что подтверждается записью в военном билете (л.д.42-43).
С 24 декабря 1974 г. Маслов А.П. принят на работу в то же Ельниковское карьероуправление в качестве шофера 3 класса на ГАЗ-51, в названной должности проработал по 07 января 1976 г. (л.д. 40).
Таким образом, до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий (январь 2002 года) период прохождения Маслова А.П. службы по призыву в рядах Советской Армии подлежал зачету в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах суд правильно включил в специальный трудовой стаж истца период прохождения действительной военной службы в рядах Советской Армии.
Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции установил юридически значимые обстоятельства дела, исследовал доказательства и пришел к обоснованному выводу о необходимости включения спорных периодов работы истца в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Вывод суда о необходимости включения в льготный стаж работы истца спорного периода правильно мотивирован со ссылкой на копии трудовой книжки (л.д.39-41), военного билета (л.д. 42-43), на архивные справки <№> и <№> от 15 марта 2011 г. (л.д.44, 45), справки, выданной <данные изъяты> (л.д.56), справки Ельниковского <данные изъяты> (л.д.57), копий приказов <№> от 25 февраля 1976 г., <№> от 14 июня 1976 г., <№> от 22 ноября 1987 г. закреплении за Масловым А.П. автомашины (л.д.60, 61, 132).
Вывод суда сделан в совокупности с показаниями свидетелей К.П.Н., К.В.В., А.Л.Н., Г.В.Ф., Ш.В.Т., М.Г.Ф., которые подтвердили работу Маслова А.П. в карьере в составе бригады водителей на транспортировании горной массы в технологическом процессе при полном рабочем дне.
Доказательств, опровергающих выводы суда, ответчик суду не представил, в связи с чем суд правомерно включил указанный период работы в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости на льготных условиях.
Довод апелляционной жалобы о том, что работодатель не указал в сведениях о застрахованном лице код «особые условия труда» аналогичен возражениям пенсионного органа в судебном заседании, которые являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции и не могут повлечь отмену решения суда.
Принятие иного решения свидетельствовало бы о нарушении права истца на социальное обеспечение, гарантированного Конституцией Российской Федерации, как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, где охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Таким образом, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции постановлено законное и обоснованное решение, которое не может быть отменено по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
о п р е д е л и л а:
решение Ельниковского районного суда Республики Мордовия от 11 июля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия Козлова А.П. – без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Адушкина
Судьи В.А.Ганченкова
Л.И.Скипальская