Судья Селезнева О.В. Дело № 33-1610/22
Докладчик Назаркина И.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Екония Г.К.
судей Назаркиной И.П.
Тамарова Ю.П.
при секретаре Хальмеевой И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 сентября 2012 года в городе Саранске дело по апелляционной жалобе истца Киселева О.В. на решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 11 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Назаркиной И.П., судебная коллегия
установила:
Киселев О.В. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным постановления Администрации городского округа Саранск № 1586 от 27 апреля 2012 года в части отказа в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (снятия с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий), о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и о понуждении восстановить его в прежней очереди в учёте граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование своих требований указал, что он с детства является инвалидом первой группы. В республиканском реестре ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года по категории «инвалиды» зарегистрирован с 21 ноября 1995 года. По состоянию на 21 февраля 2012 года номер - 128.
Письмом жилищного управления Администрации городского округа Саранск №784-исх-ПА/ЖУ от 28 апреля 2012 года истец извещён о том, что постановлением Администрации городского округа Саранск № 1586 от 27 апреля 2012 года его семья из четырёх человек снята с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, с 2009 года улучшены жилищные условия, общая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
С указанным постановлением истец не согласен, считает его необоснованным, поскольку в собственности жилого помещения у него нет. В настоящее время он проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 57,2 кв.м, принадлежащем его бабушке ФИО16 В указанном жилом помещении вместе с ним проживают 5 человек. Обеспеченность жилым помещением проживающих по адресу: <адрес>, составляет 11,44 кв.м на каждого, что составляет менее учётной нормы, установленной подпунктами «а» и «б» пункта 4 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утверждённых постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года №335.
После регистрации по месту жительства в данном жилом помещении он предоставил в городскую администрацию информацию об этом, после чего и был незаконно снят с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По данным основаниям Киселев О.В. просил суд признать незаконным постановление Администрации городского округа Саранск № 1586 от 27 апреля 2012 года в части отказа ему в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (снятия Киселева О.В. с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий), признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию городского округа Саранск восстановить его в прежней очереди по учёту граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18 июня 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на сторону истца привлечены С.С.В., К.В.И. и К.Л.Н.., на сторону ответчика привлечено Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия.
28 июня 2012 года Киселев О.В. представил суду заявление об уточнении исковых требований, просил суд признать незаконным постановление Администрации городского округа Саранск № 1586 от 27 апреля 2012 года в части отказа в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, снятия с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию городского округа Саранск поставить его на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки.
28 июня 2012 года истец Киселев О.В. вновь уточнил и изменил заявленные требования, просил суд признать незаконным постановление Администрации городского округа Саранск № 1586 от 27 апреля 2012 года в части отказа в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, снятия с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию городского округа Саранск восстановить его на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки.
Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 11 июля 2012 года в удовлетворении исковых требований Киселеву О.В. отказано.
В апелляционной жалобе истец просил отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении поданного им иска, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а так же на неправильное применение норм материального права. Указывает на то, что суд необоснованно не принял во внимание то обстоятельство, что размер жилой площади в квартире, где он проживает в настоящее время, на каждого члена семьи составляет менее размера учётной нормы, установленной решением Саранского городского Совета депутатов от 12 октября 2005 года №162 «Об утверждении учётной нормы и нормы представления жилого помещения по договору социального найма в городе Саранске» - 12,5 кв.м. При вынесении решения суд применил положения части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые не подлежали применению, так как истец самостоятельно в своих интересах реализовал свое право состоять на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Суд неправомерно посчитал, что Киселевым О.В. были совершены действия, приведшие к намеренному ухудшению жилищных условий во взаимосвязи с тем, что истец достиг уровня жилищной обеспеченности по норме предоставления площади жилого помещения.
В судебное заседание представитель истца Пазухин К.А., представитель ответчика Администрации городского округа Саранск, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – С.С.В., К.В.И., К.Л.И. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путём заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении (л.д. 185, 187, 188, 189, 190, 191), о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Заслушав объяснения истца Киселева О.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части.
Как следует из материалов дела, Киселев О.В. является инвалидом первой группы с детства.
28 января 1994 года Киселевым О.В. подано заявление Главе Администрации Пролетарского района г. Саранска о принятии его на учёт для получения жилой площади в связи с её недостатком, В заявлении Киселев О.В. указал, что проживает с родителями по адресу: <адрес>, жилая площадь составляет 31,2 кв.м., семья состоит из четырёх человек, он является инвалидом первой группы с детства.
Постановлением Администрации Пролетарского района г. Саранска от 23 февраля 1994 года Киселев О.В. с составом семьи из четырёх человек принят на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
6 апреля 2012 года Киселев О.В. обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением, в котором просил внести изменения в списки очерёдности в связи со сменой места его жительства с <адрес> <адрес>» (л.д. 94).
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 27 апреля 2012 года № 1586 Киселев О.В. с составом семьи из четырёх человек снят с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункт «б» пункта 20 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утверждённых постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года №335, в связи с тем, что утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, так как с 2009 года улучшены жилищные условия, общая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Из учётного дела Киселева О.В. следует, что на дату принятия истца на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в жилом помещении общей площадью 45,10 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, были зарегистрированы по месту жительства наниматель К.Л.Н., её супруг К.В.И., дочь С.С.В., сын Киселев О.В.
8 июня 2005 года К.В.И. снят с регистрационного учёта по месту жительства в указанном жилом помещении в связи с выездом в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором он был зарегистрирован по месту жительства 14 июня 2005 года (л.д. 80)
1 апреля 2008 года в указанном жилом помещении зарегистрирован по месту жительства зять нанимателя ФИО13
21 марта 2009 года на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию произведена государственная регистрация права собственности К.Л.Н. на жилой дом общей площадью 71,3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 82).
14 января 2010 года К.Л.Н., приватизировавшая 6 февраля 2007 года жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, продала его по договору купли продажи ФИО14 (л.д. 53).
Согласно постановлению главы Администрации городского округа Саранск от 7 июля 2008 года № 1004 С.С.В. (сестра истца Киселева О.В.) с супругом ФИО13 была принята на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий решением общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского округа Саранск от 20 июня 2008 года №7.
19 января 2010 года ФИО13 и С.С.В. приобрели в общую долевую собственность квартиру общей площадью 64,7 кв.м, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 73, 74)
23 января 2010 года К.Л.Н. и её сын Киселев О.В. сняты с регистрационного учёта по месту жительства в указанном жилом помещении в связи с выездом в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
24 марта 2010 года С.С.В. и ФИО13 сняты с регистрационного учёта по месту жительства в указанном жилом помещении в связи с выездом в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 52).
Постановлением и.о. главы Администрации городского округа Саранск от 31 марта 2011 года № 844 семья Савельевых из двух человек снята с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как улучшены жилищные условия, общая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (подпункт 9 пункта 20 правил учёта граждан, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335).
Постановлением главы Администрации городского округа Саранск от 5 августа 2011 года № 2100 молодая семья Савельевых признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года для погашения основной суммы долга и уплате процентов по жилищному кредиту на приобретение жилого помещения, полученному до 1 января 2011 года и включена в список молодых семей - участников данной подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году по городскому округу Саранск за № 475.
11 февраля 2010 года К.Л.Н. и её сын Киселев О.В. зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
28 января 2012 года в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы по месту жительства С.С.В. и ФИО15
4 апреля 2012 года Киселев О.В. снят с регистрационного учёта по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, и 4 апреля 2012 года зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> (л.д. 55, 80).
Жилое помещение общей площадью 57, 2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, представляющее собой часть жилого дома, принадлежит на праве собственности бабушке истца ФИО16 (л.д. 58).
Помимо истца в указанном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства собственница жилого помещения ФИО16, её дочь ФИО17, внучка ФИО18, супруг внучки ФИО19, всего 5 человек (оборотная сторона л.д. 54).
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле письменными доказательствами, объяснениями сторон и сомнений в их достоверности не вызывают.
Согласно постановлению главы Администрации городского округа Саранск от 7 июля 2008 года № 1004 С.С.В. (сестра истца Киселева О.В.) с супругом ФИО13 была принята на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий решением общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского округа Саранск от 20 июня 2008 года №7.
Постановлением и.о. главы Администрации городского округа Саранск от 31 марта 2011 года № 844 семья Савельевых из двух человек снята с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как улучшены жилищные условия, общая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (подпункт 9 пункта 20 правил учёта граждан, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335).
Постановлением главы Администрации городского округа Саранск от 5 августа 2011 года № 2100 молодая семья Савельевых признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года для погашения основной суммы долга и уплате процентов по жилищному кредиту на приобретение жилого помещения, полученному до 1 января 2011 года и включена в список молодых семей - участников данной подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году по городскому округу Саранск за № 475.
В письме и.о. начальника Жилищного управления Администрации городского округа Саранск Сюдикене Н.П. от 9 июля 2012 года № 1509-ну также указано, что при снятии Киселева О.В. с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий то обстоятельство, что по адресу: <адрес>, зарегистрирован ФИО15 2010 года рождения не учитывалось. Он членом семьи собственника К.Л.Н. не является, зарегистрирован с 28 января 2012 года в качестве внука, на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит и не состоял.
С 2003 года семья Киселева О.В. не предоставляла документы для перерегистрации очереди на улучшение жилищных условий.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле письменными доказательствами, лицами, участвующими в деле в ходе судебного разбирательства не оспаривались, и сомнений в их достоверности не вызывают.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований Киселева О.В. о признании незаконным постановления Администрации городского округа Саранск №1586 от 27 апреля 2012 года в части снятия Киселева О.В. с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий и о понуждении восстановить его на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки не имеется, поскольку оспариваемое постановление Администрации городского округа Саранск является законным.
Отказывая Киселеву О.В. полностью в удовлетворении заявленных им исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что, в период времени с 21 марта 2009 года по 14 января 2010 года истец и члены его семьи были обеспечены жилой площадью в размере 116,4 кв.м (45,1 кв.м (площадь жилого помещения по адресу: <адрес> + 71,3 кв.м (площадь жилого помещения по адресу: <адрес>), а, снявшись с регистрационного учёта по месту жительства по адресу: <адрес>, и зарегистрировавшись по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, Киселев О.В. тем самым намеренно ухудшил свои жилищные условия, вследствие чего постановление Администрации городского округа Саранск №1586 от 27 апреля 2012 года в части отказа в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (об исключении из списка очерёдности нуждающихся в улучшении жилищных условий), снятия с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий является законным.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу указанной правовой нормы (на которую сослался суд, разрешая дело) ограничения в постановке граждан на учёт нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение этой нормы права должно осуществляться во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Как следует из объяснений Киселева О.В., его регистрация в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, носила формальный характер. Фактически после выезда из квартиры, расположенной по адресу <адрес>, он стал проживать в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем его бабушке ФИО16
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности его матери К.Л.Н. находится в зоне подтопления, возле входа в жилой дом отсутствует асфальтобетонное покрытие, что препятствует свободному доступу в него истцу, являющемуся инвалидом-колясочником. Вследствие указанных обстоятельств проживание совместно с родителями в указанном жилом доме создаёт для Киселева О.В. неудобства. По этой причине он проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, куда имеет возможность попадать без посторонней помощи. Кроме этого, необходимость проживания в этом жилом помещении вызвана ещё и тем, что он осуществляет уход за своей бабушкой ФИО16 Зарегистрироваться по месту жительства сразу в указанном жилом помещении он не мог, поскольку ему физически это было сделать затруднительно, учитывая, что бабушка пожилой человек, а он инвалид. Истцу потребовалось время, чтобы объяснить владелице дома причину необходимости регистрации по месту жительства, получить на это её согласие и оформить регистрацию. Только 4 апреля 2012 года он оформил регистрацию по фактическому месту жительства.
Объяснения истца подтверждаются объяснениями третьих лиц К.Л.Н.. и К.В.И., а также письменными доказательствами: справкой об инвалидности (л.д. 9), индивидуальной программой реабилитации Киселева О.В., выданной 14 июля 2009 года (98-101), справкой, выданной 14 июня 2012 года представителем Администрации городского округа Саранск в р.п. Николаевка, п. Пушкино, п. Добровольный Ватиной Г.В. о том, что жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, подвержен подтоплению в период паводка.
В соответствии со статьёй 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, в том числе и реализации жилищных прав.
Снятие истца с регистрационного учёта по месту жительства по адресу: <адрес>, было объективно обусловлено не реальным изменением места жительства, что могло бы иметь значение, а направлено лишь на приведение регистрации в соответствие с требованиями действующего законодательства.
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с тем, что действия истца были направлены на ухудшение его жилищных условий с целью сохранения в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Тем более, что ответчиком объяснения истца не опровергнуты и не представлены доказательства в подтверждение совершения Киселевым О.В. умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его другим жильем.
Обеспеченность жилой площадью проживающих по адресу: <адрес>, составляет 11,44 кв.м на человека (57, 2 кв. м (общая площадь жилого помещения) : 5 (количество зарегистрированных в жилом помещении), то есть менее учётной нормы, установленной решением Саранского городского Совета депутатов от 12 октября 2005 года №162 «Об утверждении учётной нормы и нормы представления жилого помещения по договору социального найма в городе Саранске» - 12,5 кв.м.
При определении обеспеченности Киселева О.В. жилыми помещениями общая площадь жилых помещений принадлежащих на праве собственности его матери К.Л.Н. и сестре С.С.В. учитываться не должна, поскольку согласно статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Так как истец проживает отдельно от матери и сестры в другом жилом помещении, он по смыслу вышеприведённой нормы не является членом их семьи.
О чём городской администрации не могло не быть известно, поскольку постановлением главы Администрации городского округа Саранск от 7 июля 2008 года № 1004 С.С.В. (сестра истца Киселева О.В.) с супругом ФИО13 была принята на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи из двух человек, и в последующем в том же составе семьи снята с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий.
С момента принятия Киселева О.В. на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий 28 января 1994 года до момента подачи им заявления, в котором он уведомил городскую администрацию об изменении места жительства – 6 апреля 2012 года состав его семьи изменился. Истец стал проживать отдельно от родителей и сестры, в связи с чем достижение ими необходимого уровня обеспеченности жилыми помещениями не должно влиять на определение обеспеченности Киселева О.В. жилыми помещениями.
Следовательно, подпункт «б» пункта 20 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утверждённых постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года №335, предусматривающий, что граждане снимаются с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если общая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения, в отношении Киселева О.В. не применим.
Таким образом, у городской администрации не имелось законных оснований для принятия 27 апреля 2012 года решения о снятии Киселева О.В. с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, при том, что снятие с учёта нуждающихся К.Л.Н.., К.В.И. и С.С.В. является обоснованным.
При таких обстоятельствах, решение суда в той части, в которой судом отказано в удовлетворении исковых требований Киселева О.В. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным постановления Администрации городского округа Саранск №1586 от 27 апреля 2012 года в части снятия Киселева О.В. с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий и понуждении восстановить его в учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки, подлежит отмене с принятием в этой части судебной коллегией нового решения об удовлетворении указанных исковых требований Киселева О.В.
Между тем, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Киселева О.В. к городской администрации о признании незаконным постановления Администрации городского округа Саранск №1586 от 27 апреля 2012 года в части отказа Киселеву О.В. в постановке его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по существу является правильным по следующим мотивам.
Из содержания оспариваемого истцом постановления Администрации городского округа Саранск №1586 от 27 апреля 2012 года следует, что истец исключён из списков очерёдности нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть, снят с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вопрос о принятии истца на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий городской администрацией в указанном постановлении не разрешался, и соответственно решение об отказе в принятии истца на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий ответчиком не принималось.
Согласно пункту 1 статьи 9, статье 11 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 года №57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия» граждане считаются принятыми на учёт со дня вынесения соответствующего решения главой администрации муниципального образования, главой села (поселка, сельсовета) или иным уполномоченным ими органом.
В соответствии с настоящим Законом органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа наделяются государственными полномочиями Республики Мордовия по ведению учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья (далее - государственные полномочия).
Государственными полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи, наделяются администрации муниципальных районов, городского округа (далее - органы местного самоуправления).
Порядок ведения учёта граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Республики Мордовия.
Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок.
В соответствии пунктом 2 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утверждённых постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года №335, признание нуждающимся в улучшении жилищных условий – издание главой администрации муниципального образования постановления администрации муниципального образования о постановке гражданина на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, разрешение вопроса о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки относится к компетенции уполномоченного органа, решение которого может быть обжаловано в судебном порядке. Непосредственно судебного порядка признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки законом не предусмотрено.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
отменить решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 11 июля 2012 года в той части, в которой судом отказано в удовлетворении исковых требований Киселева О.В. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным постановления Администрации городского округа Саранск №1586 от 27 апреля 2012 года в части снятия Киселева О.В. с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий и понуждении восстановить его в учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки, и принять в этой части по делу новое решение.
Исковые требования Киселева О.В. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным постановления Администрации городского округа Саранск №1586 от 27 апреля 2012 года в части снятия Киселева О.В. с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий и понуждении восстановить его в учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Администрации городского округа Саранск №1586 от 27 апреля 2012 года в части снятия Киселева О.В. с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать Администрацию городского округа Саранск восстановить Киселева О.В. на учёте граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Киселева О.В. без удовлетворения.
Судья-председательствующий Г.К. Екония
Судьи И.П. Назаркина
Ю.П.Тамаров