Судья Крысина З.В. Дело № 33-1643/59
Докладчик Назаркина И.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Назаркиной И.П.
судей Ганченковой В.А.
Тамарова Ю.П.
при секретаре Козеевой А.В.
с участием прокурора Межевовой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 сентября 2012 года в городе Саранске дело по апелляционной жалобе Айзатулловой М.И. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Назаркиной И.П., судебная коллегия
установила:
Айзатуллова М.И. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 решения Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года № 189 «Об установлении пороговых значений размеров дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими, и предоставления им по договором социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», ссылаясь на то, что установленное пороговое значение препятствует признанию её малоимущей в целях признания нуждающейся в жилых помещениях, поскольку прожиточный минимум не включает расходы на приобретение жилого помещения, а на оставшиеся 0,5 прожиточного минимума приобрести жилое помещение невозможно.
Решением Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 25 июля 2012 года заявление Айзатулловой М.И. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Айзатулловой М.И. Соломатин А.А. просил отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления Айзатулловой М.И., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, выразившееся в том, что суд при разрешении дела не учёл, что каким-либо законом использование прожиточного минимума для установления пороговых значений размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими, и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда не предусмотрено; что в нарушение требований части 4 статьи 6 Закона Республики Мордовия «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия», устанавливающей периодичность утверждения пороговых значений, с которой будет производиться их пересмотр, в 1 год, оспариваемый в части нормативно-правовой акт действует неизменно с момента его принятия; что оспариваемая часть нормативного правового акта противоречит Конституции Российской Федерации и нормам международного права о праве человека на жилище, на социальное обеспечение, на справедливую реализацию равных возможностей.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Ленинского района г. Саранска Мещерякова И.М. просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Айзатулловой М.И. без удовлетворения.
В судебное заседание заявительница Айзатуллова М.И., её представитель Соломатин А.А., представитель заинтересованного лица Совета депутатов городского округа Саранск, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путём заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении (л.д. 100, 101, 102), о причинах неявки суд не известили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Заслушав заключение прокурора Межевовой Ю.В., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
По смыслу статей 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Отказывая Айзатулловой М.И. в удовлетворении заявления суд исходил из того, что оспариваемый пункт 1 решения Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года № 189 «Об установлении пороговых значений размеров дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими, и предоставления им по договором социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» не противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Такой вывод суда основан на правильном толковании материального закона, регулирующего спорные правоотношения.
Жилищным кодексом Российской Федерации установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 2 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Законом Республики Мордовия от 1 июля 2005 года №57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия» установлен порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учёт и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
Статьёй 6 вышеприведённого Закона Республики Мордовия предусмотрено, что органы местного самоуправления с учётом социально-экономического положения муниципального образования, бюджетных возможностей, состояния жилищного фонда определяют пороговые значения дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Пороговые значения размеров дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи гражданина-заявителя (далее - пороговые значения дохода), означают, что данная семья в состоянии приобрести жилое помещение по норме не ниже нормы предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма за счёт собственных или заемных средств, в том числе за счёт продажи имеющегося имущества, собственных накоплений или кредитных средств.
Пороговые значения дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, для целей признания граждан малоимущими устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Периодичность утверждения пороговых значений дохода, с которой будет производиться их пересмотр, составляет один календарный год.
Согласно пункту 1 статьи 22 Устава городского округа Саранск, принятого решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года №177, представительным органом муниципального образования, наделённым полномочиями по решению вопросов местного значения, является Совет депутатов.
Пунктом 1 решения Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года № 189 «Об установлении пороговых значений размеров дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими, и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» установлено, что пороговое значение размеров дохода, приходящегося на каждого члена семьи устанавливается в размере 1,5-кратной величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, установленного в Республике Мордовия на момент подачи заявления (для семей, имеющих в своём составе разные социально-демографический группы) или 1,5-кратной величины прожиточного минимума соответствующей социально-демографической группы (для семей, члены которых относятся к одной социально-демографической группы).
Согласно пункту 5 указанного решения оно вступило в силу с 1 января 2006 года.
Текст решения опубликован в газете «Вечерний Саранск» от 29 декабря 2005 года (спецвыпуск).
Из анализа вышеприведённых норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 года №57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия», Устава городского округа Саранск следует, что оспариваемый в части нормативно-правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением требований законодательства к форме нормативно-правового акта, порядка принятия и введения его в действие.
Содержание пункта 1 Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года № 189 «Об установлении пороговых значений размеров дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими, и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» вопреки утверждениям заявительницы не противоречит Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции Российской Федерации, федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Статья 6 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 года №57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия» не содержит запрета относительно возможности установления порогового значения размеров дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими, и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в размере кратной величины прожиточного минимума по субъекту Российской Федерации.
Само по себе использование органом местного самоуправления установленного в регионе среднего прожиточного минимума в целях определения порогового значения размеров дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), для признания граждан малоимущими не противоречит пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 24 октября 1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
По смыслу статьи 6 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 года №57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия» пороговые значения размеров дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи гражданина-заявителя (далее - пороговые значения дохода), означают, что данная семья в состоянии приобрести жилое помещение по норме не ниже нормы предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма за счёт собственных или заемных средств, в том числе за счёт продажи имеющегося имущества, собственных накоплений или кредитных средств.
При доходе, превышающем величину прожиточного минимума, граждане не лишены возможности накопления средств на приобретение жилого помещения на приобретение жилого помещения и получения ипотечного кредита в банке для приобретения жилого помещения по расчётной стоимости приобретения жилых помещений по норме предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Поскольку величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в Республике Мордовия и величина прожиточного минимума соответствующей социально-демографической группы ежеквартально устанавливаются постановлениями Правительства Республики Мордовия, и фактически пересмотр порогового значения дохода осуществляется не реже, чем один раз в год, содержание нормативно-правового акта в оспариваемой части не противоречит пункту 4 статьи 6 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 года №57 - З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия».
С учётом этого вывод в решении суда о непротиворечии оспариваемого нормативно-правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неправильном толковании действующего законодательства Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Айзатулловой М.И. – без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.П. Назаркина
Судьи В.А. Ганченкова
Ю.П. Тамаров