Решение суда, которым удовлетворен иск о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, оставлено без изменения.



Судья Ионова О.Н.                         Дело №33-1381/27

Докладчик Елина Т.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего                     Т.А. Елиной

судей                                          Е.Г. Козиной

                                          Н.И. Межевовой

                                        

при секретаре судебного заседания                      А.В. Козеевой

рассмотрела в открытом судебном заседании 28 августа 2012 года в г. Саранске дело по апелляционной жалобе представителя ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия на решение Атюрьевского районного суда Республики Мордовия от 14 июня 2012 года.

Заслушав доклад судьи Елиной Т.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Квасов А.И. обратился в суд с иском к ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии.

В обоснование требований указал, что 06 марта 2012 года он обратился в ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении ему трудовой пенсии по старости досрочно. Специальный педагогический стаж работы с детьми в государственных и муниципальных учреждениях образования на день подачи заявления составлял более 25 лет.

Решением № 8 от 06 апреля 2012 года ему было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого стажа, в специальный стаж не был засчитан период прохождение военной службы по призыву с <дата> по <дата>.

С данным решением он не согласен и с учетом уточненных исковых требований просил суд признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия от 06 апреля 2012 года за №8.

Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия зачесть ему в специальный стаж для назначения трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью досрочно период прохождения военной службы по призыву с <дата> по <дата>.

Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия назначить ему трудовую пенсию по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочно с <дата>.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия в его пользу возврат государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

Решением Атюрьевского районного суда Республики Мордовия от 14 июня 2012 года исковые требования Квасова А.И. удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия просит решение суда отменить ввиду неправильного применения норм материального права, при этом указывает, что ссылка в решении суда на Постановление Совета Министров СССР №1397 от 17 декабря 1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» необоснованна, поскольку данное постановление не применяется с 1993 года. Ссылается на то, что порядок подсчета стажа, который изложен в Разъяснении Министерства труда России от 17 октября 2003 года № 4 и отмеченного в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П применяется, если гражданин до дня отмены соответствующего закона или иного нормативно правового акта, полностью отработал необходимый общий трудовой стаж или специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости или за выслугу лет.

В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативно-правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общий или специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

Кроме того указывает, что в стаж педагогической работы засчитывается время службы в Вооруженных силах СССР только при условии, что этим периодам непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы.

В судебном заседании истец Квасов А.И., относительно доводов апелляционной жалобы возразил.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия Князева И.А. доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.

Заслушав объяснения истца Квасова А.И., представителя ответчика ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия Князевой И.А., исследовав письменные доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что 06 марта 2012 года истец Квасов А.И. обратился с заявлением в ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе от 06 апреля 2012 года за № 8 Квасову А.И. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого стажа. Требуется 25 лет, а у него имеется стаж только 22 года 7 месяцев 15 дней.

Не засчитан в специальный стаж период прохождения военной службы по призыву с <дата> по <дата>, так как Правительством Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, утверждены Правила исчисления периодов работы дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, в соответствии с которыми в стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд. Период прохождения военной службы Правилами не предусмотрен.

Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание статью 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которой право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости, ранее достижения возраста установленного статьей 7 указанного Федерального закона, назначается лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста.

Согласно материалам дела Квасов А.И. по приказу № 44 от <дата> был зачислен учащимся 2-го курса дневного отделения <данные изъяты>. Приказом <№> от <дата> с <дата> временно отчислен в связи с призывом в Советскую армию. Приказом <№> от <дата> зачислен учащимся 2 курса дневного отделения вышеуказанного техникума, в связи с окончанием службы в Советской армии с <дата>. Приказом <№> от <дата> в связи с окончанием срока обучения и успешной сдачей Государственных экзаменов отчислен из числа учащихся с правом свободного трудоустройства. На основании приказа <№> от <дата> принят <данные изъяты> с <дата>. Приказом <№> от <дата> уволен в связи с переводом в <данные изъяты>. На основании приказа <№>а от <дата> принят мастером производственного обучения переводом в <данные изъяты> В соответствии с приказом <№> от <дата> уволен в связи с переводом в <данные изъяты>. На основании приказа <№> от <дата> принят на работу мастером производственного обучения в <данные изъяты> переводом из <данные изъяты>

В период службы Квасова А.И. в рядах Вооруженных сил СССР с <дата> по <дата> действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Удовлетворяя требования Квасова А.И., суд пришел к обоснованному выводу о том, что период службы в армии подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Доводы жалобы о том, что на момент обращения Квасова А.И. за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР до 17 декабря 1959 года N 1397 действовавшее на момент прохождения службы утратило силу, поэтому условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР должно быть соблюдено на момент утраты силы названного Постановления, не могут быть приняты во внимание, как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19, и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшими на момент приобретения права.

В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период надлежит засчитывать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью, в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Все обстоятельства, имеющие значения для дела, судом установлены, собранным доказательствам дана надлежащая оценка, нормы материального права применены правильно.

Ссылка представителя ответчика в апелляционной жалобе на Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации за N 781 от 29 октября 2002 года и Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 не влияют на законность постановленного судом решения.

Придание обратной силы нормативному акту, ухудшающему положение граждан и тем самым отменяющему для этих лиц права, приобретенные ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации.

Истолкование вышеуказанных нормативных актов, как позволяющих не включать спорный период, в специальный стаж, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с учетом положений статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (статья 39 часть 1 Конституции Российской Федерации).

Доводы ответчика, приведенные в апелляционной жалобе, не могут являться основанием для отмены решения суда. При таких обстоятельствах решение суда постановлено в полном соответствии с нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права, поэтому является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Атюрьевского районного суда Республики Мордовия от 14 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия – без удовлетворения.

Судья-председательствующий                     Т.А. Елина

Судьи                                    Е.Г. Козина

Н.И. Межевова