Решение суда, которым отказано в удовлетворении заявления о признании действий в отказе в предоставлении информации незаконными, оставлено без изменения.



Судья Крысина З.В. Дело № 33-1312/62

Докладчик Елина Т.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи - председательствующего                 С.В. Александрова        судей                                  И.В. Адушкиной

                                     Т.А. Елиной

при секретаре М.А. Панковой

рассмотрела в открытом судебном заседании 11 сентября 2012 года в городе Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе Кутового В.И. на решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 25 мая 2012 года.

Заслушав доклад судьи Елиной Т.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Кутовой В.И. обратился в суд с заявлением, о признании действий Администрации городского округа Саранск выразившихся в отказе в предоставлении информации незаконными и о возложении обязанности предоставить копии действующих договоров между органами местного самоуправления городского округа Саранск и газетой «Вечерний Саранск» на основании которых происходит опубликование официальной информации.

Исковые требования обосновывает тем, что 7 марта 2012 года он обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о предоставлении копий вышеуказанных договоров. Администрация городского округа Саранск письмом № Пр-2683 от 11 апреля 2012 года отказала ему в их представлении, ссылаясь на то, что договора являются коммерческой тайной. Считает отказ не соответствующим закону, так как информация, находящаяся в договорах, на основании которых происходит опубликование официальной информации, не отнесена к сведениям, составляющим коммерческую тайну.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 мая 2012 года в удовлетворении заявленных требований Кутовому В.И. отказано.

В апелляционной жалобе заявитель Кутовой В.И. просит решение суда отменить, ссылается на то, что судом неверно истолкованы нормы закона, а именно: Федерального закона № 8-ФЗ от 9 февраля 2004 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и Федерального закона № 98-ФЗ от 29 июля 2004 года «О коммерческой тайне», в связи с чем, суд пришел к ошибочному выводу о том, что договора содержат информацию, которая является коммерческой тайной.

В материалах дел отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что указанные договора содержат в себе информацию, которая является коммерческой тайной.

В судебном заседании заявитель Кутовой В.И. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

В судебном заседании представитель Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. возражала против доводов апелляционной жалобы, считает вынесенное решение законным и обоснованным.

В судебное заседание представитель заявителя Кутового В.И. – адвокат М.Л.Ю. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не известила, отложить разбирательство дела не просила. Заявитель не возражает рассмотреть дело в её отсутствие.

При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного представителя.

Заслушав объяснения Кутового В.И., представителя Администрации городского округа Саранск, исследовав письменные доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что 11 марта 2012 года Кутовой В.И. обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о предоставлении ему копий всех действующих договоров между органами местного самоуправления городского округа Саранск и газетой «Вечерний Саранск» на основании которых происходит опубликование официальной информации.

Администрация городского округа Саранск письмом от 11 апреля 2012 года № Пр-2683 отказала Кутовому В.И. в предоставлении запрашиваемой информации, ссылаясь на то, что информация о заключенных между Администрацией городского округа Саранск и ОАО «Издательский дом «Вечерний Саранск» соглашениях носит конфиденциальный характер и является коммерческой тайной.

Отказ обоснован нормами части 2 статьи 13 Федерального закона от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», согласно которой Администрация городского округа Саранск не вправе разглашать истребованные сведения без согласия ОАО «Издательский дом «Вечерний Саранск». Учитывая, что обозначенное согласие не получено, Администрация городского округа Саранск не имеет законных оснований для предоставления заявителю копий действующих договоров между органами местного самоуправления городского округа Саранск и ОАО «Издательский дом «Вечерний Саранск», на основании которых происходит опубликование официальной информации (л.д. 5-6)

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона №8-ФЗ от 09 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и Федерального закона № 98-ФЗ от 29 июля 2004 года «О коммерческой тайне» и обоснованно пришел к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат, при этому указывая, что под информацией о деятельности государственных органов понимается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами или организациями, подведомственными государственным органам, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов относятся также законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности. Федеральный закон обязывает государственные органы предоставлять информацию о своей деятельности и не обязывает предоставлять информацию о деятельности иных организаций.

Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), являются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О коммерческой тайне»

органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие указанных органов, без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях.

В своем ответе Администрация городского округа Саранск правомерно указала, что запрашиваемая информация носит конфиденциальный характер и является коммерческой тайной ОАО «Издательский дом «Вечерний Саранск».

Довод заявителя о том, что договора об опубликовании официальной информации являются муниципальными заказами, в связи, с чем в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», содержащаяся в них информация не может являться коммерческой тайной, также является несостоятельным.

Статья 17.2 вышеуказанного закона гласит, что информация, составляющая государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну и полученная органами, уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов, при осуществлении своих полномочий, не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

За разглашение информации, составляющей государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, работники органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов, несут гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.

Порядок отнесения информации к конфиденциальной и виды конфиденциальной информации установлены Указом Президента РФ № 188 от 6 марта 1997 года "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера", в соответствии с которым к конфиденциальной информации относятся:
1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в СМИ в установленных

федеральными законами случаях;

2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна);

4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);
5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами;
6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них и некоторые другие.

Таким образом, коммерческая тайна является одним из видов конфиденциальной информации. Указ определяет ее как сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами.

В связи с тем, что договора между органами местного самоуправления и ОАО «Издательский дом «Вечерний Саранск», на основании которых происходит опубликование официальной информации, содержат в себе информацию, связанную с коммерческой деятельностью ОАО «Издательский дом «Вечерний Саранск», следовательно, относятся к конфиденциальной информации и не подлежат разглашению перед третьими лицами.

При таких обстоятельствах решение суда постановлено в полном соответствии с нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права, поэтому является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 25 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кутового В.И. – без удовлетворения.

Председательствующий                     С.В. Александров

Судьи                                  И.В. Адушкина

                                         Т.А. Елина