Судья Крысина З.В. Дело №33-1094/57
Докладчик Елина Т.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Л.Д. Старинновой
судей Т.А. Елиной
Е.Г. Козиной
при секретаре судебного заседания М.А. Панковой
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 июля 2012 года в г. Саранске дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа Саранск на решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 11 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Елиной Т.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Чиндяскин Ю.Н. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании постановления незаконным, о возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
В обоснование требований указал, что его семья составом из трех человек постановлением Администрации городского округа Саранск от 28 ноября 2011 г. № 3172 исключена из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Об этом ему сообщено письмами Администрации городского округа Саранск от 28 декабря 2011 г. № Пр-9019 и Жилищного управления Администрации городского округа Саранск от 1 декабря 2011 г. № 2532-исх-ЛА/ЖУ без разъяснения причин. После его обращения за разъяснениями о причинах отказа в предоставлении его семье социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья письмом от 27 января 2012 г. № Пр-546 сообщено, что причиной отказа является приобретение ими 19 июля 2010 г. в общую долевую собственность двухкомнатной квартиры <№> общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>
Считает, что исключение их семьи из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы является необоснованным и незаконным.
С учетом уточненных исковых требований от 26 марта 2012 г., 9 апреля 2012 г., 11 апреля 2012 г., просил суд признать незаконным постановление Администрации городского округа Саранск от 28 ноября 2011 г. № 3172 «О признании молодых семей участниками Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в части исключения семьи Чиндяскина Юрия Николаевича из списка молодых семей - участников Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Обязать Администрацию городского округа Саранск включить семью Чиндяскина Ю.Н. в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году. Обязать Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи включить семью Чиндяскина Ю.Н. в сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году и в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2012 году. Обязать Администрацию городского округа Саранск в течение 2 месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета Республики Мордовия, предназначенных для предоставления социальных выплат в 2012 году выдать семье Чиндяскина Ю.Н., составом 3 человека, свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 апреля 2012 года исковые требования Чиндяскина Ю.Н. удовлетворены.
Признано незаконным постановление Администрации городского округа Саранск от 28 ноября 2011 г. № 3172 «О признании молодых семей участниками Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в части исключения семьи Чиндяскина Ю.Н. из списка молодых семей - участников Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Возложена обязанность на Администрацию городского округа Саранск включить семью Чиндяскина Ю.Н. в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году.
Возложена обязанность на Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи включить семью Чиндяскина Ю.Н. в сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году и в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2012 году.
Возложена обязанность на Администрацию городского округа Саранск в течение 2 месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета Республики Мордовия, предназначенных для предоставления социальных выплат в 2012 году выдать семье Чиндяскина Ю.Н., составом 3 человека, свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилою дома.
Взысканы с Администрации городского округа Саранск в пользу Чиндяскина Ю.Н. судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.
Взысканы с Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи в пользу Чиндяскина Ю.Н. судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.
В апелляционной жалобе представитель Администрации городского округа Саранск просит решение суда отменить и принять новое решение, ссылаясь на то, что истец с составом из трех человек стоял на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 19 сентября 2007 г., его супруга, по договору купли-продажи от 30 декабря 2006г., продала квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., в связи с тем, что на тот момент Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий не предусматривалось основание для отказа в постановке на учет совершение сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий, семья Чиндяскиных была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Впоследствии, Жилищным управлением Администрации в адрес Чиндяскина Ю.Н. направлено письмо с разъяснением условий участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, истцом подано заявление на участие в данной подпрограмме и Жилищным управлением Администрации городского округа Саранск он был включен в список молодых семей – претендентов подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на получение социальной выплаты. Для получении информации о нуждаемости в улучшении жилищных условий семьи Чиндяскиных, Администрацией были запрошены выписки из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно поступившей информации Чиндяскину Ю.Н. и Чиндяскиной М.А. принадлежит на праве собственности по ? доли квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м. В связи с тем, что Чиндяскины улучшили свои жилищные условия, не являются нуждающимися в жилом помещении и общая площадь на каждого члена семьи составляет не менее учетной нормы, Чиндяскин Ю.Н. с составом семьи 3 человека был снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, подпункт «е» пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья и их использования, дающий право на получение социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г., был введен только 14 июля 2011 года.
В возражениях Чиндяскин Ю.Н. указывает, что доводы апелляционной жалобы рассматривались в суде первой инстанции и суд обоснованно их не принял, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебное заседание истец Чиндяскин Ю.Н., представитель истца Фадеева Н.Н., представитель ответчика Администрации городского округа Саранск, представитель ответчика Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи, третье лицо Чиндяскина М.А., не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путём заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении, о причинах неявки указанные лица суд не известили, отложить разбирательство дела не просили (л.д. 122, 123, 124, 125, 126, 127 ).
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Заслушав объяснения истца Чиндяскина Ю.Н., представителя истца Фадеевой Н.Н., представителя ответчика Администрации городского округа Саранск, представителя ответчика Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменений.
Разрешая спор, суд правильно установил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
13 мая 2006г. Правительством Российской Федерации принято постановление N 285, утвердившее Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", целью которой является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приведенными в приложении №3 в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, которыми установлен порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.
Согласно подпункту «е» пункта 2 указанных Правил социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до <дата>. Указанный пункт введен Постановлением Правительства РФ от 14. июля 2011 года N 575.
Из материалов дела следует, что Чиндяскин Ю.Н. и Чиндяскина М.А. состоят в браке с <дата> и имеют сына Ч.Я.Ю.., родившегося <дата> (л.д. 6-8).
В 2007 году семья Чиндяскиных составом их трех человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и зарегистрирована за <№> в списке граждан, имеющих право на государственную поддержку на строительство или приобретение жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (л.д. 35).
16 июля 2010 г. между ОАО М.И.К. и Чин-дяскиным Ю.Н., Чиндяскиной М.А. заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Указанная квартиры приобретена за счет собственных средств покупателя в размере <данные изъяты> рублей и заемных средств в сумме <данные изъяты> рублей, предоставленных покупателю ОАО <данные изъяты> согласно договору займа № 81/10-3 от 15 июля 2010 г. (л.д. 9-12, 13-21).
Право собственности истцов на указанную квартиру зарегистрировано 19 июля 2010 г. (л.д. 22).
31 декабря 2010 г. истек срок действия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Была принята новая подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. В связи, с чем семья Чиндяскина Ю.Н. прошла перерегистрацию, представив все необходимые документы в соответствии с пунктом 17 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. № 335, в том числе и справку БТИ, в которой указывалось, что они имеют в собственности квартиру, приобретенную ими по договору купли-продажи от 16 июля 2010 г., и подали заявление о признании их семьи участницей подпрограммы.
Письмом Жилищного управления Администрации городского округа Саранск от 7 апреля 2011 г. № 803-исх-ЛА/ЖУ Чиндяскину Ю.Н. сообщено, что постановлением Администрации городского округа Саранск от 4 апреля 2011 г. № 855 их семья признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (л.д. 32).
17 августа 2011 г. письмом Жилищного управления Администрации городского округа Саранск № 1023-ЖУ Чиндяскину Ю.Н. направлено уведомление, что он с составом семьи из трех человек включен в список молодых семей претендентов подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на получение социальной выплаты в 2011 году. В письме также сообщается, что социальная выплата может быть направлена для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г. (л.д. 28-31).
23 ноября 2011 г. постановлением Администрации городского округа Саранск №3109 семья Чиндяскина Ю.Н. снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как на состав семьи 3 человека в 2010 году приобретена квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м.
28 ноября 2011 г. постановлением Администрации городского округа Саранск № 3172 внесены изменения в приложение № 1 к постановлению Администрации городского округа Саранск от 4 апреля 2011 г. № 855, которым отменено постановление Администрации городского округа Саранск от 4 апреля 2011 г. № 855 о признании Чиндяскина Ю.Н. участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Снимая семью Чиндяскиных с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ответчик исходил из того, что на момент подачи документов для участия в подпрограмме федеральной целевой программы "Жилье" на 2011-2015 годы, семья Чиндяскиных самостоятельно улучшила свои жилищные условия.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, судом первой инстанции верно сделан вывод, что данное решение ответчика не отвечает целям действующего законодательства и нарушает права истцов.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
Поскольку семья Чиндяскиных отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание быть участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, она была в нее включена.
В период действия подпрограммы семья оформила жилищный кредит, обоснованно полагая, что полученная в дальнейшем ими социальная выплата будет направлена на погашение долга и процентов по этому кредиту, так как указанная подпрограмма предусматривала такую возможность.
Те обстоятельства, что срок действия подпрограммы истек и Чиндяскины не смогли реализовать предоставленное им в рамках указанной подпрограммы право на получение социальной выплаты в целях направления на погашение долга по кредитному договору, а на момент вступления в подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, Правила данной программы не предусматривали направление социальных выплат на цели погашения задолженности по ипотечному кредиту, не может послужить основанием для лишения их семьи права на участие в указанной подпрограмме, в виду последовавших изменений, предусматривающих такую возможность и действующих до настоящего времени. Иной подход влечет нарушение конституционного принципа равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав.
Семья Чиндяскиных в целях приобретения жилья заключила договор займа на сумму <данные изъяты> рублей с ОАО «<данные изъяты>», у которого приобретенная квартира находится в залоге в силу закона в связи с непогашением суммы займа, что не может расцениваться в качестве безусловного улучшения жилищных условий семьи, влекущего ее исключение из подпрограммы, поскольку кредитование Чиндяскиных произошло в рамках действия подпрограммы, правила которой предусматривали возможность направления социальной выплаты на погашения долга по ипотечному кредиту.
Таким образом, судом правильно, в целях устранения нарушений прав истцов была возложена на ответчика обязанность включить семью Чиндяскиных в списки участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату.
Нормы материального и процессуального законодательства применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
Оснований для отмены решения суда по тем доводам, которые изложены в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 11 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Л.Д. Стариннова
Судьи Т.А. Елина
Е.Г. Козина