Решение об удовлетворении иска о признании незаконным решения призывной комиссии в части призыва на военную службу оставлено без изменения



Судья Неяскин Е.С. Дело № 33-1591/57

Докладчик Бажанов А.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего А.О. Бажанова

судей И.П. Назаркиной

Ю.П. Тамарова

при секретаре А.В. Козеевой

рассмотрела в открытом судебном заседании от 18 сентября 2012 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе представителя призывной комиссии Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия Завьялова А.С. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 18 июня 2012 г.

Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Бутузов С.В. обратился в суд с иском к призывной комиссии отдела муниципального военного комиссариата Республики Мордовия по Зубово-Полянскому району о признании незаконным решения от 2 апреля 2012 г. №1 призывной комиссии Военного комиссариата Республики Мордовия по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия в части призыва его на военную службу и признании за ним права на отсрочку от призыва на военную службу по подпункту «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на период службы в органах уголовно -исполнительной системы России.

В обоснование требований указал, что с 2006 г. по 2011 г. обучался в <данные изъяты> Государственной противопожарной службы МЧС России по очной форме обучения, направление на учебу у него было от УФСИН России по Республике Мордовия, где после окончания института он и проходит службу, решением призывной комиссии призван на военную службу.

С учётом уточненных исковых требований просил признать незаконным решение призывной комиссии отдела муниципального военного комиссариата Республики Мордовия по Зубово-Полянскому району от 2 апреля 2012 г. №1 в части его призыва на военную службу, обязать призывную комиссию отдела муниципального военного комиссариата Республики Мордовия по Зубово-Полянскому району устранить допущенное нарушение его прав путем отмены указанного решения призывной комиссии (л.д.2-4, 37).

Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 18 июня 2012 г. исковые требований Бутузова С.В. удовлетворены (л.д.65-72).

В апелляционной жалобе представитель ответчика призывной комиссии Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия Завьялов А.С. считает решение суда незаконным, просил решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд неверно истолковал нормы материального права. Бутузов С.В. право на отсрочку по подпункту «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 -ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не имеет, поскольку окончил Ивановский институт Государственной противопожарной службы МЧС России и проходит службу в УФСИН России по Республике Мордовия, а закон говорит о соответствии органов, в которых проходят службу граждане, претендующие на получение отсрочки, высшим учебным заведениям (л.д.81-83).

В возражениях на апелляционную жалобу Бутузов С.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д.85-89).

В судебном заседании истец Бутузов С.В., его представитель адвокат Бабина Г.С., действующая по ордеру, просили оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения ввиду её несостоятельности.

Представитель истца К.А.В.., представитель ответчика призывной комиссии Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путём заблаговременного направления адресатам судебного извещения с уведомлением о вручении, о причинах неявки суд не известили, и отложить разбирательство дела не просили.

При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признаёт причины их неявки неуважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы представителя ответчика, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Статьёй 59 Конституции Российской Федерации установлено, что защита Отечества - долг и обязанность гражданина Российской Федерации (часть 1); гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2). Таким законом является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», в соответствии с которым осуществляется правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества.

Названный Федеральный закон возлагает воинскую обязанность на всех граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, но вместе с тем предусматривает возможность отсрочки от призыва на военную службу и перечисляет основания предоставления такой отсрочки.

По смыслу статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка от призыва на военную службу ­это временное освобождение граждан от призыва на военную службу, осуществляемое решением призывной комиссии (военного комиссара) по основаниям и в порядке, определенным законодательством.

В соответствии с пунктом 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663, при наличии оснований, предусмотренных комментируемым Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что Бутузов С.В., <данные изъяты> года рождения, состоит на воинском учёте в Зубово-Полянском военном комиссариате Республики Мордовия.

По направлению УФСИН России по Республике Мордовия от 22 мая 2006 г. он проходил обучение в <данные изъяты> ГПС МЧС России. По окончании учёбы 2 июля 2011 г. Бутузов С.В. получил диплом <данные изъяты> Государственной противопожарной службы МЧС России серии <данные изъяты><№> от 1 июля 2011 г., согласно которому ему присуждена квалификация «инженер» по специальности «пожарная безопасность».

С 3 августа 2011 г. приказом УФСИН России по Республике Мордовия от 2 августа 2011 г. № <№> Бутузов С.В. зачислен в кадры уголовно исполнительной системы на должность <данные изъяты> ФБУ ИК №-<данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия, срок действия 5 лет.

Решением призывной комиссии отдела (муниципального) военного комиссариата Республики Мордовия по Зубово-Полянскому району от 2 апреля 2012 г. (протокол №<№>) постановлено на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призвать Бутузова С.В. на военную службу, предварительно предназначить в СВ, в связи с чем истцу вручена повестка, из которой следует, что Бутузов С.В. обязан 11 мая 2012 г. к 11 часам явиться в отдел военного комиссариата Республики Мордовия по Зубово-Полянскому району для отправки в войска.

Согласно пункту 1 Положения о федеральной службе исполнения наказаний, утверждённому Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. №1314, федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти Министерства юстиции Российской Федерации, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Вопросы подготовки для уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации специалистов в области пожарной безопасности в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля МЧС России предусмотрены соглашением о порядке организации подготовки специалистов в образовательных учреждениях федеральных органов исполнительной власти -Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, заключенным между Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством МЧС России. В данном соглашении определён порядок подготовки специалистов в области пожарной безопасности в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля МЧС России для УИС Минюста России и подготовки специалистов по специальностям «Юриспруденция» и «Психология» в образовательных учреждениях Минюста России для МЧС России.

Исходя из основного направления Соглашения относительно подготовки специалистов в области пожарной безопасности, в пункте 3 данного Соглашения указано, что МЧС России осуществляет ежегодную подготовку специалистов в области пожарной безопасности в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля МЧС России для УИС Минюста России в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля МЧС России. В приложении №<№> к Соглашению под п/п № <№> обозначено <данные изъяты> пожарно-техническое училище, в последующем переименованное в <данные изъяты> ГПС МЧС России.

В утверждённом приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 сентября 2007 г. № 177 Наставлении по организации деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы определено, что основными задачами в организации работы подразделений ведомственной пожарной охраны учреждений УИС, являющимися структурными подразделениями учреждений УИС, являются функции по профилактике и тушению пожаров на объектах учреждений и органов УИС.

Согласно положению об инспекции ведомственной пожарной охраны УФСИН России по Республике Мордовия инспекция ведомственной пожарной охраны является структурным подразделением УФСИН России по Республике Мордовия, осуществляющим функции по разработке мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению, тушению пожаров и проведению ведомственного пожарного надзора на объектах учреждениях УИС.

Так, следует из подпункта «ж» пункта 2 Перечня документов, подтверждающих наличие у гражданина основания для освобождения его от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, для признания его не подлежащим призыву на военную службу и для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежащих представлению призывной комиссии (в военный комиссариат), утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663» от 2 октября 2007 г. № 400, при рассмотрения призывной комиссией вопроса о предоставлении гражданину отсрочки от призыва на военную службу гражданами, поступившими на службу в учреждения и органы внутренних дел, в том числе в органы уголовно-исполнительной системы, соответственно, при наличии у них специального звания предоставляются, в частности, подлинники следующих документов:

-соответствующий диплом о высшем профессиональном образовании;

-справка с места службы с указанием в ней специального звания и даты окончания контракта (или копия контракта), заверенная печатью и подписью руководителя соответствующего органа или учреждения.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях.

Указанная норма закона связывает непосредственную обязанность лица, имеющего право на отсрочку по данному пункту, с получением специального высшего профессионального образования для дальнейшего прохождения службы в установленных законом государственных органах и учреждениях.

Как установлено, ввиду отсутствия в системе УФСИН России образовательных учреждений по подготовке сотрудников пожарного надзора обучение сотрудников для пожарных частей УФСИН России производилось в образовательных учреждениях МЧС РФ, для чего было подписано соглашение между Министерством юстиции РФ и Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, заключен договор о подготовке специалистов для прохождения службы в УФСИН России.

Таким образом, суд первой инстанции, правомерно руководствуясь приведёнными выше нормами материального права, регулирующими указанные правоотношения, пришёл к обоснованному выводу о том, что Ивановский институт Государственной противопожарной службы относится к образовательным учреждениям УФСИН России, а истцу, получившему высшее образование в данном образовательном учреждении и непосредственно после обучения проходящему по контракту службу в органах уголовно-исполнительной системы, имеющему специальное звание, предоставляется отсрочка по подпункту «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в связи с чем обжалуемое решение призывной комиссии в части призыва Бутузова С.В. на военную службу является незаконным и подлежит отмене.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом первым статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 18 июня 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя призывной комиссии Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия Завьялова А.С. - без удовлетворения.

Судья-председательствующий А.О. Бажанов

Судьи И.П. Назаркина

Ю.П. Тамаров