Судья Крысина З.В. Дело № 33-1720/27
Докладчик Адушкина И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Володиной Г.Ф.
Середы Л.И.
при секретаре Крыловой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 октября 2012 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 июля 2012 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
у с т а н о в и л а:
Матюшкина Л.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о досрочном назначении трудовой пенсии по старости (л.д. 2-5).
В обоснование требований указала, что решением пенсионного органа <№> от 13 февраля 2012 г. ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального стажа.
В специальный стаж истицы ответчиком не были засчитаны в льготном исчислении следующие периоды: с 10 мая 1983 г. по 4 декабря 1984 г., с 26 октября 1985 г. по 10 февраля 1986 г. (в том числе с 1 августа 1984 г. по 4 декабря 1984 г. и с 26 октября 1985 г. по 10 февраля 1986 г. период временной нетрудоспособности по беременности и родам, поскольку в данные периоды сохраняются только трудовые отношения, лечебная же деятельность в вышеуказанных условиях не осуществляется) - 1 год 10 месяцев 10 дней - в должности заведующей Вертилимским фельдшерско-акушерским пунктом, поскольку Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 и Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. № 395 предусматривает наименование должности «заведующий структурным подразделением» дополнять специальностью, по которой работник имеет специальную подготовку. В Списке, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2002 г. № 781 предусмотрена должность «заведующая фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра). Лечебная деятельность первичными документами не подтверждена.
С 1 января 1994 г. по 28 февраля 1994 г., с 1 апреля 1994 г. по 30 июня 1994 г., с 1 августа 1994 г. по 31 марта 1995 г. (1 год 28 дней) в качестве массажистки в Старошайговской ЦРБ, так как наименование должности «массажистка» не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781. Также указанная должность не поименована Списком от 6 сентября 1991 г. № 464. По первичным документам значится в должности «массажистка».
С 8 января 1990 г. по 18 января 1990 г., с 9 июля 2001 г. по 11 июля 2001 г. (14 дней) - отпуск без сохранения заработной платы.
С 1 ноября 1987 г. по 30 ноября 1987 г., с 1 марта 1994 г. по 31 марта 1994 г. (2 месяца) - отсутствие рабочих дней и соответственно начислений по заработной плате.
Просила суд решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия <№> от 13 февраля 2012 г. признать незаконным, обязать ответчика включить спорные периоды в специальный трудовой стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 16 ноября 2011 г.
10 июля 2012 г. и 17 июля 2012 г. истица Матюшкина Л.И. исковые требования уточнила, просила суд решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия <№> от 13 февраля 2012 г. признать незаконным, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца период ее работы с 10 мая 1983 г. по 31 июля 1984 г. в должности заведующей Вертилимским фельдшерско-акушерским пунктом, в календарном исчислении: с 1 августа 1984 г. по 4 декабря 1984 г., с 26 октября 1985 г. по 10 февраля 1986 г. - период временной нетрудоспособности по беременности и родам, с 1 января 1994 г. по 28 февраля 1994 г., с 1 апреля 1994 г. по 30 июня 1994 г., с 1 августа 1994 г. по 31 марта 1995 г. - в должности медицинской сестры по массажу в Старошайговской ЦРБ и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 1 июня 2012 г.(л.д.112-115, 126).
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 июля 2012 г. исковые требования Матюшкиной Л.И. полностью удовлетворены и с ответчика в пользу истицы взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей (л.д.130-140).
В апелляционной жалобе начальник ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаев В.С. считает решение суда незаконным, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм пенсионного законодательства. Указал, что суд неправомерно засчитал в льготный стаж истицы спорные периоды ее работы, поскольку списками должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, массажистки не предусмотрены. Лечебная деятельность заявительницы первичными документами не подтверждена (л.д.145-146).
В судебное заседание истица Матюшкина Л.И. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известила, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представила и отложить разбирательство дела суд не просила.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав пояснения представителя ответчика - ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Шерстобитовой Ж.В., проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.
Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 № 2-П вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).
Из материалов дела усматривается, что 16 ноября 2011 г. Матюшкина Л.И. обратилась с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью (л.д.50-52).
Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия <№> от 13 февраля 2012 г. истице отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. Требуется 30 лет, имеется 27 лет 6 месяцев 25 дней (л.д. 6-8).
В специальный стаж в календарном и в льготном исчислении не были включены периоды работы истицы: с 10 мая 1983 г. по 4 декабря 1984 г., с 26 октября 1985 г. по 10 февраля 1986 г. (в том числе с 1 августа 1984 г. по 4 декабря 1984 г. и с 26 октября 1985 г. по 10 февраля 1986 г. - период временной нетрудоспособности по беременности и родам) в должности заведующей Вертилимским фельдшерско-акушерским пунктом; с 1 января 1994 г. по 28 февраля 1994 г., с 1 апреля 1994 г. по 30 июня 1994 г., с 1 августа 1994 г. по 31 марта 1995 г. - в качестве массажистки в Старошайговской ЦРБ, поскольку наименование указанных должностей не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 и от 6 сентября 1991 г. № 464.
Суд правомерно признал данное решение Пенсионного фонда в оспариваемой части незаконным.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 11 постановления № 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.В соответствии со статьями 12-14 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца; в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).Согласно записям в трудовой книжке, Матюшкина Л.И. с 10 мая 1983 г. по 2 марта 1987 г. работала в должности заведующей Вертилимским ФАП, в периоды времени с 1 января 1994 г. по 28 февраля 1994 г., с 1 апреля 1994 г. по 30 июня 1994 г., с 1 августа 1994 г. по 31 марта 1995 г. работала в качестве массажистки в Старошайговской ЦРБ (л.д.62-65).Факт работы истицы в указанных должностях судом установлен и подтверждается архивной справкой № 259 от 15 октября 2003 г. Объединенного межведомственного архива при администрации Старошайговского района Республики Мордовия, из которой следует, что в ведомостях начисления заработной платы рабочим и служащим Вертилимского сельского Совета за 1983 - 1987 годы имеются следующие сведения о заработной плате С. (Матюшкиной) Л.И.: в 1983 году за май - 69 руб. 92 коп., за июнь - декабрь - 105 рублей, в 1984 году за январь - июль - 105 рублей (л.д. 17), справкой № 357 от 4 мая 2012 г., выданной ГБУЗ Республики Мордовия «Старошайговская центральная районная больница», согласно которой Матюшкина (С. Л.И., работавшая заведующей фельдшерско-акушерским пунктом села Вертилим Старошайговского района Республики Мордовия, в период времени с 10 мая 1983 г. по 10 февраля 1986 г. обслуживала сельское население и осуществляла лечебную деятельность, а именно: проводила подворные обходы, диагностировала типичные случаи наиболее часто встречающихся заболеваний и назначала лечение. Владела современными методами терапии и профилактики заболеваний, оказывала доврачебную неотложную помощь, обеспечивала и проводила медицинские манипуляции с наиболее распространенными заболеваниями, включая диагностические мероприятия, измерение А/Д, исследование пульса, проведение в/в, в/м, п/к инъекций, наложение повязок, постановка лечебных и очистительных клизм, то есть фактически выполняла работу фельдшера и еще несла организационную нагрузку (л.д. 21).Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении пенсии применяются Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781.Согласно данного Списка предусмотрены должности заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом – фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер), фельдшер – лаборант, а также предусмотрены должности «медицинская сестра по физиотерапии», «медицинская сестра по массажу». Согласно пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 г., работа во «врачебных здравпунктах», «фельдшерских здравпунктах», «медицинских пунктах», которые являются структурными подразделениями организаций, включаются в специальный стаж, если работа протекала в должностях указанных в Списке.Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения (с изменениями от 21 июня 2002 г., 24 апреля 2003 г., утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 г. №377) предусмотрена должность «заведующий здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра)»Судом первой инстанции установлен факт того, что истица в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом и в должности массажистки непосредственно занималась лечебной деятельностью по охране здоровья населения, была занята полный рабочий день, что подтверждается письменными документами.Указанные обстоятельства также подтверждаются актом проверки № 26 от 14 декабря 2011 г., составленным ответчиком (л.д. 24-28).Подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781), установлено, что лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца. Так как истица с 10 мая 1983 г. по 31 июля 1984 г. работала в с. Вертилим Старошайговского района Республики Мордовия, то есть в сельской местности, данный период судом первой инстанции обоснованно зачтен в специальный стаж из расчета один год за один год и три месяца.Суд первой инстанции также пришел к правильному выводу о необходимости включения в специальный стаж периодов временной нетрудоспособности Матюшкиной Л.И. по беременности и родам с 1 августа 1984 г. по 4 декабря 1984 г. и с 26 октября 1985 г. по 10 февраля 1986 г.
Пунктом 5 Разъяснения Минтруда Российской Федерации № 5 от 22 мая 1996 г., утвержденного Постановлением Минтруда Российской Федерации № 29 от 22 мая 1996 г., предусматривалось, что в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
В Информационном письме Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 7392-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации №ЛЧ-25-25/10067 от 4 ноября 2002 г. указано, что период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
По изложенным мотивам довод апелляционной жалобы о том, что включение в специальный стаж истицы спорных периодов ее работы не основан на нормах пенсионного законодательства, судебной коллегией отклоняется как несостоятельный.
Судебная коллегия находит, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов, содержащихся в решении, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные суждения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 июля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. – без удовлетворения.
Председательствующий И.В.Адушкина
Судьи Г.Ф.Володина
Л.И.Середа