о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения



Судья Бурлаков И.И.                         Дело № 33-1719/27

Докладчик Володина Г.Ф.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего      Адушкиной И.В.

судей     Володиной Г.Ф.

Середы Л.И.

при секретаре судебного заседания Крыловой Е.С.                                     

рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 октября 2012 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26 июля 2012 года

Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

у с т а н о в и л а:

Мельникова Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее по тексту – ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия) о признании решения в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения незаконным, включении в специальный стаж периодов работы.

В обоснование иска указала, что решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 23 мая 2012 г. № <данные изъяты> ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. По мнению ответчика, ее стаж на дату обращения составил 23 года 21 день.

Не засчитаны в специальный стаж следующие периоды ее работы:

- с 02.01.1984 по 27.05.1986 (в том числе с 24.09.1984 по 30.12.1985 - отпуск без содержания по уходу за ребенком до 1,5 лет), с 30.05.1985 по 31.10.1986, с 02.11.1986 по 29.01.1987, с 01.02.1987 по 24.05.1987, с 04.06.1987 по 28.06.1987, с 01.07.1987 по 05.05.1988, с 07.05.1988 по 03.06.1988, с 05.06.1988 по 05.08.1988, с 07.08.1988 по 31.12.1990 (в том числе с 14.02.1989 по 22.12.1990 - отпуск без содержания по уходу за ребенком до двухлетнего возраста) в должности медсестры по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отдела очаговой дезинфекции Саранской дезинфекционной станции со ссылкой на то, что наименование должности «медсестра по приему вызовов и передаче их выездной бригаде» не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 и, согласно должностной инструкции, не усматривается лечебная деятельность.

С данным решением начальника Пенсионного фонда она не согласна, поскольку она имеет необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии специальный стаж.

Просила суд признать решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № <данные изъяты> от 23 мая 2012 г. незаконным и отменить, возложить обязанность на Пенсионный фонд включить в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения спорные периоды ее работы и назначить ей данную трудовую пенсию с 16 апреля 2012 года.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26 июля 2012 г. постановлено: «иск Мельниковой Т.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании решения начальника Управления от 23 мая 2012 года № <данные изъяты> незаконным, включении в специальный стаж периодов работы, понуждении назначить пенсию, взыскании судебных расходов, удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № <данные изъяты> от 23 мая 2012 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия включить Мельниковой Т.В. периоды работы с 02.01.1984 по 27.05.1986 (в том числе с 24.09.1984 по 30.12.1985 отпуск без содержания по уходу за ребенком до 1,5 лет), с 30.05.1985 по 31.10.1986, с 02.11.1986 по 29.01.1987, с 01.02.1987 по 24.05.1987, с 04.06.1987 по 28.06.1987, с 01.07.1987 по 05.05.1988, с 07.05.1988 по 03.06.1988, с 05.06.1988 по 05.08.1988, с 07.08.1988 по 31.12.1990 (в том числе с 14.02.1989 по 22.12.1990 отпуск без содержания по уходу за ребенком до двухлетнего возраста) в должности медсестры по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отдела очаговой дезинфекции Саранской дезинфекционной станции.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить Мельниковой Т.В. пенсию с 16 апреля 2012 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Мельниковой Т.В. судебные расходы в размере 200 рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей».

В апелляционной жалобе начальник ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаев В.С. с решением суда не согласен, просит его отменить, ссылаясь на те же доводы и обстоятельства, на которые представитель Пенсионного фонда ссылался в суде, и на которые имеется ссылка в решении Пенсионного фонда от 23 мая 2012 г. об отказе Мельниковой Т.В. в зачете в специальный стаж оспариваемых периодов работы.

В возражениях на апелляционную жалобу Мельникова Т.В. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание истица Мельникова Т.В. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом путем заблаговременного направления адресату по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, о причинах неявки указанное лицо суд не известило, и отложить разбирательство дела суд не просило.

При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.

В судебном заседании представитель ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Шерстобитова Ж.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.

В судебном заседании представитель истицы Мельниковой Т.В. Гунина Т.А. относительно апелляционной жалобы возразила.

Заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела следует, что 16 апреля 2012 г. Мельникова Т.В. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 23 мая 2012 г. № <данные изъяты> Мельниковой Т.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, поскольку специальный стаж истицы на момент обращения составил 23 года 21 день.

В специальный стаж не включены следующие периоды работы: с 02.01.1984 по 27.05.1986 (в том числе с 24.09.1984 по 30.12.1985 - отпуск без содержания по уходу за ребенком до 1,5 лет), с 30.05.1985 по 31.10.1986, с 02.11.1986 по 29.01.1987, с 01.02.1987 по 24.05.1987, с 04.06.1987 по 28.06.1987, с 01.07.1987 по 05.05.1988, с 07.05.1988 по 03.06.1988, с 05.06.1988 по 05.08.1988, с 07.08.1988 по 31.12.1990 (в том числе с 14.02.1989 по 22.12.1990 - отпуск без содержания по уходу за ребенком до двухлетнего возраста) в должности медсестры по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отдела очаговой дезинфекции Саранской дезинфекционной станции со ссылкой на то, что наименование должности «медсестра по приему вызовов и передаче их выездной бригаде» не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 и, согласно должностной инструкции, не усматривается лечебная деятельность.

Суд первой инстанции обоснованно признал данное решение Пенсионного фонда незаконным.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно трудовой книжке, Мельникова Т.В. 02.01.1984 принята в Саранскую городскую дезстанцию на должность медсестры-диспетчера отдела очаговой дезинфекции.

Из протокола № 1 аттестационной комиссии по определению характеристики работы ФБУЗ «Саранская дезинфекционная станция» от 05 марта 2012 г. следует, что был установлен факт работы Мельниковой Т.В. в должности медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездным бригадам отдела очаговой дезинфекции за период с 02.01.1984 по 01.01.1991. В трудовую книжку были внесены изменения: запись № 3 от 02.01.1984 указано считать недействительной. Указана новая запись: принята в связи с переводом на должность медсестры по приему вызовов и передаче их выездной бригаде.

Согласно штатному расписанию медицинского и инженерно-технического персонала Саранской городской дезинфекционной станции на 1984 год, должность Мельниковой Т.В. указана как медсестра по приему вызовов и передаче их выездной бригаде.

При рассмотрении спора суд правильно исходил из того, что в спорные периоды работы истицы действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения (с изменениями и дополнениями), действовавшим до 1 ноября 1999 года.

В соответствии с данным Перечнем в разделе наименование учреждений предусмотрены медицинские учреждения, в том числе санитарно-эпидемиологические, дизенфикционные и другие санитарно - профилактические учреждения, а в наименовании должностей указаны, в частности, фельдшеры, медицинские сестры – все независимо от наименования должности.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, раннее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в пункте 11 постановления № 25 от 20 декабря 2005 года « О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173 – ФЗ периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных актов.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации № 1066 от 22.09.1999, утверждены Список должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначении пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 3 данного Постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности при наличии специального стажа, которые имели право на пенсию по выслуге лет.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии со статьей 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, предусмотрена должность фельдшер, медицинская сестра в больницах всех наименований.

Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов, утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации № 377 от 15.10.1999, в числе среднего медицинского персонала поименованы должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездным бригадам.

Поскольку работа истицы Мельниковой Т.В. в должности медсестры – диспетчера по приему вызовов и передаче их въездной бригаде осуществлялась в период с 02.01.1984 г. по 31.12.1990 г., то есть период, когда законодательством гарантировалось включение такой работы в льготный стаж при соблюдении определенных условий, и учитывая, что истица имела до установления Федеральным законом № 173 – ФЗ нового правового регулирования в отношении досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населению, необходимый трудовой стаж, то доводы апелляционной жалобы о том, что данные периоды работы истицы не подлежат зачету в специальный стаж, судебная коллегия находит несостоятельными.

Кроме того, судом установлено, что Мельникова Т.В. в период с 02.01.1984 по 31.12.1990, работая медсестрой по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отдела очаговой дезинфекции, также осуществляла госпитализацию инфекционных больных с различными инфекционными заболеваниями и оказывала им медицинскую помощь.

Выводы суда подтверждаются материалами дела, которым суд дал надлежащую оценку.

Так, из справки от 19 июля 2012 г. об уточнении характера работы истицы следует, что Мельникова Т.В. с 1984 года до 1991 год работала в должности медсестры по приему вызовов и передаче их выездной бригаде в Саранской городской дезстанции. В ее обязанности входило осуществление приема и передачи вызовов, а также осуществление госпитализации инфекционных больных с различными инфекционными заболеваниями (ангина, дифтерия, вирусный гепатит, дизентерия, острые кишечные отравления, сальмонеллез, ветряная оспа, корь...). Госпитализация больных осуществлялась из домашних очагов, соматических стационаров в специализированные инфекционные отделения. В момент транспортировки больным оказывалась медицинская помощь лекарственными препаратами по медицинским показаниям, промыванием желудка, проводились реанимационные мероприятия в соответствии с утвержденными отраслевыми нормами, правилами и стандартами для среднего медицинского персонала по оказанию медицинской помощи.

Выводы суда подтверждаются также пояснениями свидетелей М., С. в судебном заседании, из которых следует, что в оспариваемые периоды истица работала в городской дезстанции в должности медсестры по приему вызовов и передаче их выездной бригаде. Медсестра по приему вызовов и передаче их выездной бригаде после поступления вызова, регистрировала его в журнал вызовов, выписывала направление на вызов (наряд), затем медсестра, дезинструктор и дезинфектор выезжали на очаг. Мельникова Т.В. оказывала первую медицинскую помощь, измеряла давление и температуру, оценивала ситуацию, затем увозили больного, в помещении проводили обработку. Если у больного повышалось давление, то ему выдавались медицинские препараты. Также больным при отравлении Мельникова Т.В. оказывала первую медицинскую помощь, давался либо активированный уголь, либо делалось промывание, затем больной передавался в инфекционную больницу. В день было от трех до восьми вызовов.

При указанных обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о включении Мельниковой Т.В. в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периода ее работы в должности медсестры по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отдела очаговой дезинфекции Саранской дезинфекционной станции с 02.01.1984 по 31.12.1990.

Судом установлено, что Мельникова Т.В. во время ее работы в должности медсестры по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отдела очаговой дезинфекции Саранской дезинфекционной станции в период с 24.09.1984 по 30.12.1985 находилась в отпуске без содержания по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а в период с 14.02.1989 по 22.12.1990 – в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста двух лет.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 06 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ Российской Федерации до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до 06 октября 1992 г.

Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста 1,5 лет и до достижения им возраста трех лет) у Мельниковой Т.В. начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то периоды с 24.09.1984 по 30.12.1985 – нахождение истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и с 14.02.1989 по 22.12.1990 – в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста двух лет подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Поскольку специальный стаж истицы с учетом включенных в него судом первой инстанции оспариваемых периодов работы составляет на дату обращения истицы в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении пенсии свыше 30 лет, необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о назначении истице досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 16 апреля 2012 года.

Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции; основаны на неправильном применении норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.

Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, отвечает требованиям материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26 июля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. - без удовлетворения.

Судья-председательствующий Адушкина И.В.

    

Судьи Володина Г.Ф.

    Середа Л.И.