о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения



Судья Кечкина Н.В.                         Дело № 33-1544/27

Докладчик Володина Г.Ф.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего      Адушкиной И.В.

судей     Володиной Г.Ф.

Середы Л.И.

при секретаре судебного заседания Крыловой Е.С.

                                    

рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 октября 2012 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе заместителя начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Никитиной Н.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 03 июля 2012 года

Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

у с т а н о в и л а:

Сидорова Т.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее по тексту – ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия) о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. В обоснование иска указала, что 03 февраля 2012 г. она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением Пенсионного фонда № <данные изъяты> от 02 мая 20121 г. в назначении данной пенсии ей было отказано из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. В специальный стаж засчитано 13 лет 11 месяцев 5 дней. Не засчитаны в специальный стаж периоды работы: с 28.10.1985 по 12.06.1996 в должности медицинской сестры «Больницы с поликлиникой медотдела МВД Республики Мордовия» (в том числе дородовый и послеродовый отпуск с 05.02.1990 по 19.06.1990, периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком: до достижения им возраста полутора лет с 20.06.1990 по 11.10.1991, свыше полутора лет - с 12.10.1991 по 11.11.1992; период нахождения на курсах повышения квалификации с 25.10.1995 по 22.11.1995), с 13.06.1996 по 31.10.1999 в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой при МВД Республики Мордовия», с 14.11.2002 по 28.10.2004 в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой при МВД Республики Мордовия», с 29.10.2004 по 31.01.2006 в должности медицинской сестры процедурной ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД Республики Мордовия» со ссылкой на то, что наименования учреждений не предусмотрены Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

Считала отказ Пенсионного фонда в назначении ей досрочной пенсии по старости незаконным, поскольку тот факт, что медицинское учреждение неоднократно меняло название, не должен влиять на досрочное назначение ей трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Просила суд признать решение ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № <данные изъяты> от 02 мая 2012 г. незаконным, возложить обязанность на Пенсионный фонд включить в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения спорные периоды ее работы и назначить ей данную трудовую пенсию с 03 февраля 2012 года.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 03 июля 2012 г. постановлено: «иск Сидоровой Т.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 02 мая 2012 года № <данные изъяты>, понуждении включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периодов ее работы и назначить досрочную трудовую пенсию с 03 февраля 2012 года, удовлетворить.

Признать незаконном решение начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республику Мордовия от 02 мая 2012 года № <данные изъяты> об отказе Сидоровой Т.Г. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия зачесть Сидоровой Т.Г. в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью периоды ее работы с 28: октября 1985 года по 12 июня 1996 года в должности медицинской сестры «Больницы с поликлиникой медотдела МВД РМ», в том числе дородовый и послеродовый отпуск с 05 февраля 1990 года по 19 июня 1990 года, периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком 11 апреля 1990 года рождения - с 20 июня 1990 года по 11 октября 1991 года до исполнения полутора лет, с 12 октября 1991 года по 11 ноября 1992 года свыше полутора лет, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с 25 октября 1995 года по 22 ноября 1995 года, с 13 июня 1996 года по 31 октября 1999 года в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой при МВД РМ», с 14 ноября 2002 года по 28 октября 2004 года в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой при МВД РМ», с 29 октября 2004 года по 31 января 2006 года в должности медицинской сестры процедурной ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД РМ».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить Сидоровой Т.Г. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной-деятельностью по охране здоровья населения по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 03 февраля 2012 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Сидоровой Т.Г. 200 рублей (двести рублей) в качестве возмещения расходов, понесенных истицей по оплате государственной пошлины».

В апелляционной жалобе заместитель начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Никитина Н.В. с решением суда не согласна, просит его отменить, ссылаясь на те же доводы и обстоятельства, на которые представитель Пенсионного фонда ссылался в суде, и на которые имеется ссылка в решении Пенсионного фонда от 02 мая 2012 г. об отказе Сидоровой Т.Г. в зачете в специальный стаж оспариваемых периодов работы.

В судебном заседании представитель ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Шерстобитова Ж.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.

В судебном заседании Сидорова Т.Г. относительно апелляционной жалобы возразила.

Заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела следует, что 03 февраля 2012 г. Сидорова Т.Г. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 02 мая 2012 г. № <данные изъяты> Сидоровой Т.Г. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, поскольку специальный стаж Сидоровой Т.Г. на момент обращения составил 13 лет 11 месяцев 5 дней.

В специальный стаж не включены следующие периоды работы: с 28.10.1985 по 12.06.1996 в должности медицинской сестры «Больницы с поликлиникой медотдела МВД Республики Мордовия» (в том числе дородовый и послеродовый отпуск с 05.02.1990 по 19.06.1990, периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком: до достижения им возраста полутора лет с 20.06.1990 по 11.10.1991, свыше полутора лет - с 12.10.1991 по 11.11.1992, период нахождения на курсах повышения квалификации с 25.10.1995 по 22.11.1995), с 13.06.1996 по 31.10.1999 в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой при МВД Республики Мордовия», с 14.11.2002 по 28.10.2004 в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой при МВД Республики Мордовия», с 29.10.2004 по 31.01.2006 в должности медицинской сестры процедурной ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД Республики Мордовия» со ссылкой на то, что наименования учреждений не предусмотрены Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

Суд первой инстанции обоснованно признал данное решение Пенсионного фонда в оспариваемой части незаконным.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Из копии трудовой книжки на имя Сидоровой Т.Г. усматривается, что она 28.10.1985 принята медицинской сестрой Больницы с поликлиникой медотдела МВД МАССР, 13.06.1996 назначена медицинской сестрой процедурной Больницы с поликлиникой при МВД «в связи с оргштатными мероприятиями», 01.02.2006 назначена на должность медицинской сестры процедурной поликлиники ФГУЗ «Медико-санитарная часть МВД Республики Мордовия».

Из должностной инструкции медицинской сестры процедурной поликлиники «Медико-санитарная часть МВД Республики Мордовия», утвержденной 15 марта 2006 г. исполняющим обязанности начальника «Медико-санитарная часть МВД Республики Мордовия», прописаны задачи и обязанности медицинской сестры, куда входит осуществление лечебной деятельности, в том числе выполнение назначений врача больным, находящимся на амбулаторном лечении и т.д.

Из этого следует, что при смене организационно-правовых форм учреждения истица Сидорова Т.Г. исполняла одни и те же обязанности медицинской сестры, осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения, то есть характер и условия ее работы в связи с переименованием учреждения не изменялись.

В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, правом на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, наделены медицинские сестры, медицинские сестры процедурной больниц, госпиталей, поликлиник всех наименований, медико-санитарных частей.

Отказывая истице в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, Пенсионный фонд указал на то, что наименование учреждений: «Больница с поликлиникой медотдела МВД», «Больница с поликлиникой при МВД» ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД», где работала истица в оспариваемые периоды, не предусмотрены Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

Однако, ранее действующим Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 было предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

При этом, в соответствии с пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 27.08.1992 № 634, от 22.09.1993 № 953), такое право предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Поскольку в соответствии с приложением 3 «Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения» Положения об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации» (приложения к Приказу Минздрава России от 15.10.1999 № 377) должность «медицинская сестра», «медицинская сестра процедурной», в которых работала истица в оспариваемые периоды, отнесена к среднему медицинскому персоналу, то, исходя из положений вышеуказанного Списка должностей и учреждений работников здравоохранения от 06.09.1991 №464, работа истицы в периоды с с 28.10.1985 по 12.06.1996 в должности медицинской сестры «Больницы с поликлиникой медотдела МВД Республики Мордовия», с 13.06.1996 по 31.10.1999 в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой при МВД Республики Мордовия» подлежит включению в специальный стаж независимо от наименования учреждения, где она работала.

Данный вывод суда соответствует указанию, содержащемуся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в соответствии с абзацем третьим которого по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, а согласно абзацу шестому этого же пункта в соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. №464.

Согласно пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Следовательно, если поликлиника является структурным подразделением учреждения, периоды работы медицинских работников в этих структурных подразделениях подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В соответствии со статьями 12-14 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы.

Исходя из этого, суд пришел к правильному выводу о включении периодов работы истицы с 14.11.2002 по 28.10.2004 в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой при МВД Республики Мордовия», с 29.10.2004 по 31.01.2006 в должности медицинской сестры процедурной ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД Республики Мордовия» в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Таким образом, периоды работы истицы с 28.10.1985 по 12.06.1996 в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой медотдела МВД Pеспублики Мордовия», с 13.06.1996 по 31.10.1999 в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой при МВД Республики Мордовия», с 14.11.2002 по 28.10.2004 в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой при МВД Республики Мордовия»; с 29.10.2004 по 31.01.2006 в должности медицинской сестры процедурной ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД Республики Мордовия» подлежат включению в специальный стаж истицы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку в указанные периоды истица осуществляла лечебную деятельность по охране здоровая населения в учреждениях здравоохранения.

Из материалов дела усматривается, что 11 апреля 1990 г. у Сидоровой Т.Г. родился сын С., что подтверждается свидетельством о рождении <данные изъяты> от 19 апреля 1990 г.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992г. N 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона Российской Федерации, вступившего в силу 06 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции статьи 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Учитывая, что часть 2 статьи 6, часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 17, статьи 18, 19 и часть 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, периоды нахождения Сидоровой Т.Г. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полуторагодовалого возраста и до достижения трех лет во время действия приведенных выше Законов также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно разъяснениям, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

В силу с пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в специальный стаж включаются в том числе, периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Согласно информационного письма Минтруда Российской Федерации и ПФР от 04 ноября 2002 г. N 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 «О зачете в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщины в отпуске по беременности и родам» период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам рассматривается как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности, в связи с чем он подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С учетом этого, периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с 05.02.1990 по 19.06.1990, в отпусках по уходу за ребенком: с 20.06.1990 по 11.10.1991 – до исполнения полутора лет, с 12.10.1991 по 11.11.1992 – свыше полутора лет, суд первой инстанции обоснованно включил в специальный стаж истицы, поскольку данные отпуска предоставлялись истице в период ее работы в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой медотдела МВД Республики Мордовия».

Судебная коллегия считает законным и обоснованным решение суда и в части признания неправомерным решения Пенсионного фонда по отказу во включении истице в специальный стаж периода нахождения ее на курсах повышения квалификации с 25.10.1995 по 22.11.1995, поскольку в указанный период за ней сохранялись должность, средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, что соответствует требованиям статьи 187 Трудового Кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы (данная правовая позиция отражена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006г., вопрос 30). Кроме того, прохождение курсов повышения квалификации было связано с трудовыми отношениями и направлено на повышение квалификации медицинских работников, каковой являлась истица.

Поскольку специальный стаж истицы с учетом включенных в него судом первой инстанции оспариваемых периодов работы, а также периода нахождения истицы на курсах повышения квалификации составляет на дату обращения истицы в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении пенсии, свыше 30 лет, необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о назначении истице досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 03 февраля 2012 года.

Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции; основаны на неправильном применении норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.

Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, отвечает требованиям материального и процессуального права, оснований для его отмены, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 03 июля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Никитиной Н.В. - без удовлетворения.

Судья-председательствующий Адушкина И.В.

    

Судьи Володина Г.Ф.

Середа Л.И.