Судья Милешина И.П. Дело № 33-1029/27
Докладчик Козина Е.Г.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи - председательствующего Екония Г.К.
судей Козиной Е.Г.
Скипальской Л.И.
при секретаре Панковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 мая 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» Горячева Ю.С. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 13 апреля 2011 г.
Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., пояснения истца Гавычева С.М. и его представителя Кувшинова В.В., действующего на основании устного заявления, считавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Гавычев С.М. обратился в суд с иском к ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей, указав, что решением ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» от 9 декабря 2010 г. №706 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему отказано, ввиду отсутствия необходимого специального стажа. В специальный стаж не засчитаны периоды отпусков без сохранения заработной платы, периоды отвлечений от основной работы, период работы в должности учителя физического воспитания с 1 сентября 2003 г. по 31 августа 2006 г.
Просил суд признать незаконным и отменить указанное решение пенсионного органа, обязать ответчика зачесть в специальный стаж период работы с 1 сентября 2003 г. по 31 августа 2006 г. в должности учителя физического воспитания МОУ «Лицей №4» г. Рузаевка Республики Мордовия, период службы в рядах Советской Армии с 10 ноября 1977 г. по 3 декабря 1979 г., назначить досрочную трудовую пенсию с 15 ноября 2010 г. и взыскать с ответчика государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
29 марта 2010 г. истец дополнил исковые требования и просил включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период его работы с 6 декабря 2010 г. по 19 декабря 2010 г., обязать ответчика назначить пенсию с момента возникновения у него права на досрочное назначение пенсии с 19 декабря 2010 года.
Определением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 13 апреля 2011 г. производство по делу в части исковых требований о включении в специальный стаж Гавычева С.М., дающий ему право на получение досрочной пенсии по старости периодов его работы с 1 сентября 2005 г. по 31 августа 2006 г. в должности учителя физического воспитания МОУ «Лицей №4» г. Рузаевка прекращено, в виду отказа истца от данных требований.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 13 апреля 2011 г. исковые требования Гавычева С.М. удовлетворены.
Признано незаконным и отменено решение ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» от 9 декабря 2010 г. №706 в части отказа Гавычеву С.М. во включении в стаж, дающий ему право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей периода его работы с 1 сентября 2003 г. по 31 августа 2005 г. в должности учителя физического воспитания муниципального образовательного учреждения «Лицей №4» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и отказа в досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости.
На ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» возложена обязанность засчитать в стаж, дающий право Гавычеву С.М. на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей периоды его работы с 1 сентября 2003 г. по 31 августа 2005 г. в должности учителя физического воспитания муниципального образовательного учреждения «Лицей №4» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, с 6 декабря 2010 г. по 19 декабря 2010 г. в должности учителя физической культуры муниципального образовательного учреждения «Приреченская средняя общеобразовательная школа» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с 10 ноября 1977 г. по 3 декабря 1979 г. и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 19 декабря 2010 г.
С ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» в пользу Гавычева С.М. взысканы <данные изъяты> рублей в счет возмещения судебных расходов.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе начальник ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» Горячев Ю.С. просит решение суда отменить, считает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для включения периода работы в должности учителя физического воспитания с 1 сентября 2003 г. по 31 августа 2005 г. и периода службы в составе Вооруженных сил СССР.
В возражениях на кассационную жалобу Гавычев С.М. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его правильным.
Из материалов дела следует, что решением ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» № 706 от 9 декабря 2010 г. Гавычеву С.М. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого специального стажа.
При этом в специальный стаж истца не засчитаны период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с 10 ноября 1977 г. по 3 декабря 1979 г. и период его работы в должности учителя физического воспитания МОУ «Лицей №4» с 1 сентября 2003 г. по 31 августа 2005 г., так как нет выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции правильно руководствовался нормами материального права, регулирующим спорные правоотношения и обоснованно указал о незаконности указанного решения пенсионного органа в части исключения из трудового стажа спорных периодов.
В соответствии с подпунктом 19 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 поименованы наименование должности «учитель» и учреждения «школы всех наименований и гимназия».
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №516 от 11 июля 2002 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из трудовой книжки истца, которая в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, следует, что Гавычев С.М. в период с 26 августа 1983 г. по 17 февраля 2010 г. работал в средней школе №4, преобразованной в 2001 г. в школу-лицей №4, переименованной в Рузаевский городской лицей №4, переименованный в 2003 г. в муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №4» МО Рузаевка в должности учителя физического воспитания
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» в продолжительность рабочего времени педагогических работников включается преподавательская (учебная) работа, воспитательная, а также другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями и режимом рабочего времени. Норма рабочего времени Гавычева С.М. должна составлять 18 часов в неделю.
На основании пункта 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. №196 учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника.
В соответствии с пунктом 18 Типовых штатов руководящих работников, административно-хозяйственного, учебно-воспитательного и обслуживающего персонала начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ, утвержденных Приказом Министерства просвещения СССР от 31 декабря 1986 г. №264, в сметах расходов на содержание в общеобразовательных школ с числом классов 20 и более, предусматриваются ассигнования на оплату труда руководителей кружков в размере 1,5 ставки учителя.
На основании приказа №18/9 от 1 сентября 2003 г. и приказа №26/4 от 1 сентября 2004 г. «О тарификации работников» Гавычеву С.М. учителю физического воспитания, протарифицировано 0,5 ставки внеклассной работы на 2003-2005 учебные годы. Данная внеклассная работа проводилась в рамках образовательной программы по подготовке одаренных детей к участию в конкурсах, и спортивных соревнованиях, что подтверждается дипломами, приглашениями на участие в конкурсах, грамотами, анализами работы методического объединения учителей физической культуры лицея № 4 за 2001-2004, 2005-2006 учебные годы характеристикой-представлением Гавычева С.М.
Из тарификационных списков, приказов №18/9 от 1 сентября 2003 г. и №26/4 от 1 сентября 2004 г. следует, что норма рабочего времени Гавычева С.М. в период с 1 сентября 2003 г. по 31 августа 2004 г. составляла 23 часа в неделю; в период с 1 сентября 2004 г. по 31 августа 2005 г. - 21 час в неделю, учитывая 0,5 ставки внеклассной работы, составляющие 9 часов в неделю.
Кроме того, внеклассная работа, которой занимался истец, предусмотрена должностной инструкцией, приказами № 18/9 от 1 сентября 2003 г., №26/4 от 1 сентября 2004 г. и штатным расписанием, проводилась в рамках образовательной программы, за нее осуществлялось начисление заработной платы.
При таких обстоятельствах суд правильно удовлетворил требования истца в части включения в специальный стаж периода его работы в должности учителя физического воспитания с 1 сентября 2003г. по 31 августа 2005 г.
Доводы кассационной жалобы о том, что отсутствуют правовые основания для включения спорного периода в должности учителя физического воспитания в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, судебная коллегия признает несостоятельными, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Разрешая спор в части удовлетворения требований истца о зачете в его специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР с 10 ноября 1977 г.по 3 декабря 1979 г., суд обоснованно исходил из того, что в указанный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпункт «г» пункта 1 предусматривал, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период прохождения службы истца в рядах Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким образом, вышеназванный период службы в рядах Советской Армии подлежал включению в стаж работы Гавычева С.М. по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В связи с чем доводы жалобы ответчика об оспаривании вывода суда в части удовлетворенных требований Гавычева С.М. о зачете в его специальный стаж периода службы в Вооруженных Сил СССР, судебная коллегия считает несостоятельными, по указанным выше основаниям.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального и материального права. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела; материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом понят и истолкован правильно, а поэтому оснований для отмены решения в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 13 апреля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» Горячева Ю.С. – без удовлетворения.
Председательствующий Г.К.Екония
Судьи Е.Г.Козина
Л.И.Скипальская