Судья Парамонов С.П. Дело № 7.2.-76/2011 г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
РЕШЕНИЕ
г. Саранск 16 августа 2011 г.
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Володина Г.Ф., при секретаре Мещеряковой Л.В. рассмотрела дело по жалобе руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Исаева В.П. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 15 июля 2011 г. по делу по жалобе руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия Федонина А.Н. на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 16 июня 2011г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия Федонина А.Н..
Заслушав объяснения представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Лизуновой А.Б., действующей на основании доверенности от 09.12.2010 г. № 28, поддержавшей доводы жалобы; исследовав материалы дела, судья Верховного Суда Республики Мордовия
у с т а н о в и л:
Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Исаева В.П. № 139 от 16 июня 2011 г. руководитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия Федонин А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Руководитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия Федонин А.Н. обратился в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия с жалобой на данное постановление, указав, что он привлечен к административной ответственности незаконно. Согласно решению Ленинского районного суда г. Саранска от 19 апреля 2011 г. постановление № 52 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Республике Мордовия Никанорова А.В. от 18 марта 2011 г. в отношении него о назначении административного наказания в виде штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено и направлено на новое рассмотрение. Однако по данному факту новое производство по делу в отношении него возбуждено не руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Республике Мордовия, а специалистом-экспертом Управления, что является грубым нарушением его (заявителя) прав. Из смысла постановления нельзя определить, в отношении юридического или должностного лица возбуждено дело. 09 июня 2011 г. по делу был составлен новый протокол, однако о времени и месте рассмотрения дела он не был надлежащим образом уведомлен. Кроме того, ни в протоколе, ни в постановлении № 139 об административном правонарушении, в нарушение норм административного права, не указана форма его вины, что также является нарушением его прав.
Просил постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Республике Мордовия Исаева В.П. от 16 июня 2011 г. № 139 по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 15 июля 2011 г. постановлено: «Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Исаева В.П. от 16 июня 2011 г. по делу об административном правонарушении № 139 в отношении Федонина А.Н. о назначении административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью четвертой статьи 7.30 КоАП Российской Федерации, отменить.
Дело № 139 об административном правонарушении в отношении Федонина А.Н. направить руководителю Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Республике Мордовия на новое рассмотрение».
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Исаев В.П. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с жалобой на данное решение районного суда, просил его отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что при производстве по делу об административном правонарушении были созданы все условия, необходимые для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности. В частности, были созданы все условия для такого лица на участие в рассмотрении материалов дела, о чем свидетельствуют соответствующие уведомления о вручении почтовых отправлений, определение о возбуждении административного производства, протокол об административном правонарушении, постановление о наложении штрафа. Вывод судьи Ленинского районного суда г. Саранска о повторном привлечении Федонина А.Н. к административной ответственности не основан на материалах дела, поскольку решением Ленинского районного суда г. Саранска от 19 апреля 2011 г. постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия отменено, дело № 52 об административном правонарушении в отношении Федонина А.Н. направлено на новое рассмотрение. Таким образом, на момент повторного рассмотрения дела об административном правонарушении Федонин А.Н. к административной ответственности привлечен не был. Из вышеизложенного следует, что Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия не представляется возможным исполнение решения Ленинского районного суда г. Саранска от 19 апреля 2011 г. вне нового рассмотрения дела об административном правонарушении.
Просил решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 15 июля 2011 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Проверив на основании имеющихся материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, судья Верховного Суда Республики Мордовия находит его частично подлежащим отмене.
В соответствии с частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установление должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд критериев оценки заявок на участие в конкурсе и (или) их значимости, требований к участникам размещения заказов, к размеру обеспечения заявок на участие в конкурсе или аукционе, размеру и способам обеспечения исполнения контракта, представлению участниками размещения заказа в составе котировочной заявки, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд документов и сведений, а также включение в состав одного лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, влечет наложение административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует, постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Республике Мордовия Никанорова А.В. от 18 марта 2011 г. № 52 по делу об административном правонарушении Федонин А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Из данного постановления усматривается, что в ходе проведения запроса котировок на поставку нефтепродуктов для нужд Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия была нарушена статья 43 Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, а именно, заказчиком выдвинуто требование о наличии у участника размещения заказа не менее 8 АЗС, что создает для неопределенного круга хозяйствующих субъектов данного рынка необоснованное препятствие к осуществлению деятельности по реализации бензина, что ведет к ограничению конкуренции.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 апреля 2011 г. постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Республике Мордовия от 18 марта 2011 г. по делу об административном правонарушении № 52 в отношении Федонина А.Н. о назначении административного наказания, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено. Дело № 52 об административном правонарушении в отношении Федонина А.Н. направлено руководителю Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Республике Мордовия на новое рассмотрение.
31 мая 2011 г. специалистом-экспертом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Лизуновой А.Б. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 139 и о проведении административного расследования в отношении руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия Федонина А.Н. по факту установления требования к участникам размещения заказа о представлении участниками размещения заказа в составе аукционной заявки, не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, документов и сведений при проведении запроса котировок на «Поставку нефтепродуктов для нужд Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия».
По результатам административного расследования 09 июня 2011 г. был составлен протокол об административном правонарушении.
В соответствии с указанным протоколом руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Исаевым В.П. вынесено постановление от 16 июня 2011 г., которым руководитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия Федонин А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Отменяя указанное постановление от 16 июня 2011 г., судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики правильно исходил из того, что протокол об административном правонарушении от 09 июня 2011 г. и постановление от 16 июня 2011 г. о привлечении руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия Федонина А.Н. к административной ответственности имеют существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснения обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Согласно ч.1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Как следует из смысла данной нормы при возбуждении одного дела об административном расследовании составляется один протокол по делу об административном правонарушении.
Таким образом, административный орган не вправе возбуждать два производства по одному и тому же делу об административном правонарушении, что привело к повторному составлению определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, протокола об административном правонарушении по делу об административном правонарушении, поскольку это ведет к повторному привлечению к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение и нарушает процедуру привлечения лица к ответственности.
В фабулах вышеуказанных протокола и постановления по делу об административном правонарушении № 139 делается вывод о том, что Федонин А.Н., являясь должностным лицом, утвердил извещение о запросе котировок с незаконными требованиями. Данное действие является нарушением части четвертой статьи 7.30 КоАП Российской Федерации.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Субъектами административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются:
должностное лицо государственного или муниципального заказчика;
должностное лицо федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, уполномоченных на осуществление функций по размещению соответствующих заказов.
Как усматривается из материалов дела, в протоколе об административном правонарушении по делу об административном правонарушении № 139 от 09 июня 2011 г. и в постановлении от 16 июня 2011 г. о наложении штрафа по делу № 139 об административном правонарушении, отсутствует вывод о том, в связи с чем Федонин А.Н. является субъектом административного правонарушения, на основании каких нормативно правовых актов Федонин А.Н. в силу своих должностных обязанностей должен нести административную ответственность за данное административное правонарушение, как надлежащее должностное лицо.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства тому, что в соответствии с частью 3.1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток была вручена под расписку, либо высылалась физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого оно вынесено.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности. В частности, такое право подразумевает право лица, привлекаемого к административной ответственности на участие в рассмотрении материала в отношении него.
При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к обоснованному выводу о допущенных существенных процессуальных требований при привлечении руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия Федонина А.Н. к административной ответственности и правильно отменил постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Исаева В.П. от 16 июня 2011 г. по делу об административном правонарушении № 139 в отношении Федонина А.Н. о назначении административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП Российской Федерации.
Вместе с тем, районный судья неправомерно дело № 139 об административном правонарушении в отношении Федонина А.Н. направил руководителю Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Республике Мордовия на новое рассмотрение.
При этом судья не учел, что решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 апреля 2011 года возбужденное административное производство заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы РМ по делу № 52 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ, по тем же нарушениям в отношении руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия Федонина А.Н. от 22 февраля 2011 г. было отменено с направлением дела на новое рассмотрение руководителю Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Республике Мордовия, которое последним не рассмотрено.
В соответствии с п.7 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Исходя из данной правовой нормы во взаимосвязи с частью 5 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации, лицо не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В связи с этим, дело № 139 об административном правонарушении в отношении руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Республики Мордовия Федонина А.Н. подлежало прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь п.7 ч.1 ст. 24.5, статьями 30.7, 30,9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Мордовия
р е ш и л:
Решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 15 июля 2011 г. в части отмены постановления руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Исаева В.П. от 16 июня 2011 года по делу об административном правонарушении № 139 в отношении Федонина А.Н. о назначении административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения.
Это же решение в части направления административного дела № 139 в отношении руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия Федонина А.Н. на новое рассмотрение руководителю Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Республике Мордовия отменить.
Производство по делу об административном правонарушении № 139 от 16 июня 2011 года в отношении руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Федонина А.Н. по части 4 статьи 7.30 КоАП Российской Федерации прекратить.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Г.Ф. Володина