Индивидуальный предприниматель не занимался размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности ФЗ `Об отходах производства и потребления`, а значит, событие административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, отсутствует.



Судья С.П. Парамонов                         Дело №7.2-39/2012

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РЕШЕНИЕ

от 6 июня 2012 года по делу №7.2-39/2012

Судья Верховного Суда Республики Мордовия Г.К. Екония с участием секретаря судебного заседания Е.С. Крыловой, рассмотрев в открытом судебном заседании от 6 июня 2012 года в городе Саранске жалобу Л.И. Напалковой на решение судьи Ленинского районного суда города Саранска от 18 апреля 2012 года,

установил:

постановлением Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 23 марта 2012 года №129 административному директору магазина №320 «Изумруд» Л.И. Напалковой назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.35-39).

Решением судьи Ленинского районного суда города Саранска от 18 апреля 2012 года указанное постановление регионального министерства, осуществляющего государственный экологический контроль, по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, а жалоба Л.И. Напалковой – без удовлетворения (л.д.142-144).

Л.И. Напалкова подала в Верховный Суд Республики Мордовия жалобу на указанное судебное постановление, ссылаясь на то, что индивидуальный предприниматель Г.Г. Ручковская, владелец магазина №320 «Изумруд», не занималась размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а поэтому привлечение её к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нельзя признать законным (л.д.147-148).

В судебном заседании Л.И. Напалкова доводы жалобы поддержала.

В судебном заседании государственный инспектор в области охраны окружающей среды Республики Мордовия (по охране природы) С.Ю. Юшкин, составивший протокол об административном правонарушении, относительно жалобы Л.И. Напалковой возразил.

Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемых постановлений по делу об административном правонарушении, судья Верховного Суда Республики Мордовия находит их подлежащими отмене.

Статья 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность должностных и юридических лиц за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии с положениями статьи 16 названного Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду является платным (пункт 1 статьи 16 Федерального закона).

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Федерального закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 №632 утверждён Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

размещение отходов;

другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Исходя из этого, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена только на тех лиц, в результате деятельности которых происходит такое воздействие на окружающую среду, которое относится к видам негативного воздействия, предусмотренным Федеральным законом от 10 января 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Как следует из постановления Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 23 марта 2012 года №129, административный директор магазина №320 «Изумруд» Л.И. Напалкова, ответственная за обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности в магазине, владельцем которого является индивидуальный предприниматель Г.Г. Ручковская, привлечена к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, выразившееся в размещении отходов: ртутных ламп; люминесцентных ртутьсодержащих трубок отработанных и брака 1 класса опасности; мусора от бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный) 4 класса опасности (л.д.35-39).

Между тем в соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов.

Под хранением отходов понимается содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

К объектам размещения отходов предъявляются особые требования, перечисленные в статье 12 настоящего Федерального закона.

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных сооружениях.

В данном случае индивидуальный предприниматель Г.Г. Ручковская, владелец магазина №320 «Изумруд», не занималась размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а, следовательно, событие административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.

В соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьёй 24.5 настоящего Кодекса.

В связи с этим обжалуемые постановления по делу об административном правонарушении подлежат отмене с прекращением начатого в отношении административного директора магазина №320 «Изумруд» Л.И. Напалковой производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием события административного правонарушения.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Мордовия

решил:

постановление Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 23 марта 2012 года №129 и решение судьи Ленинского районного суда города Саранска от 18 апреля 2012 года, вынесенные в отношении административного директора магазина №320 «Изумруд» Л.И. Напалковой по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Начатое в отношении административного директора магазина №320 «Изумруд» Л.И. Напалковой производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия                                 Г.К. Екония