Решение судьи по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.



Судья Адушкин В.Н.                             Дело № 7.1-36/12

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Мордовия Ганченкова В.А. при секретаре судебного заседания Хальмеевой И.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании 8 августа 2012 года в городе Саранске жалобу государственного инспектора отдела технического надзора Волжско-Окского управления Ростехнадзора Первова В.А. на решение судьи Инсарского районного суда Республики Мордовия от 30 мая 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора муниципального унитарного предприятия Инсарского муниципального района «Энергосервис» Казейкина Ф.И.

Заслушав объяснения государственного инспектора отдела технического надзора Волжско-Окского управления Ростехнадзора Первова В.А., поддержавшего доводы жалобы, судья Верховного Суда Республики Мордовия

установил:

постановлением государственного инспектора отдела технического надзора по Республике Мордовия Волжско-Окского управления Ростехнадзора Первова В.А. от 2 мая 2012 года директор муниципального унитарного предприятия Инсарского муниципального района «Энергосервис» Казейкин Ф.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Решением судьи Инсарского районного суда Республики Мордовия от 30 мая 2012 года вышеуказанное постановление отменено, а производство по делу прекращено.

Не согласившись с принятым решением судьи, государственный инспектор отдела технического надзора по Республике Мордовия Волжско-Окского управления Ростехнадзора Первов В.А. обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Мордовия. Просил решение судьи отменить и возвратить дело на новое рассмотрение, поскольку выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В судебное заседание директор муниципального унитарного предприятия Инсарского муниципального района «Энергосервис» Казейкин Ф.И. не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, о рассмотрении данного дела в его отсутствие не просил.

В судебном заседании государственный инспектор отдела технического надзора по Республике Мордовия Волжско-Окского управления Ростехнадзора Первов В.А. доводы жалобы поддержал.

Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, нахожу его подлежащим отмене.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Вышеназванным Федеральным законом установлены требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Данные требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

По итогам проведенной выездной проверки муниципального унитарного предприятия Инсарского муниципального района «Энергосервис», инспектором отдела технического надзора по Республике Мордовия Волжско-Окского управления Ростехнадзора Первовым В.А. в отношении директора данного предприятия Казейкина Ф.И. составлен протокол об административном правонарушении №<данные изъяты> от 17 апреля 2012 года за несоблюдение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта (участок механизации – автоподъемник рег. № 173)

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им своих должностных обязанностей.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

соблюдать положения Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.

Работники опасного производственного объекта обязаны:

соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

Постановлением государственного инспектора отдела технологического надзора по Республике Мордовия Волжско-Окского управления Ростехнадзора Первова В.А. от 2 мая 2012 года директор муниципального унитарного предприятия Инсарского муниципального района «Энергосервис» Казейкин Ф.И. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Решением судьи Инсарского районного суда Республики Мордовия от 30 мая 2012 года вышеуказанное постановление отменено, а производство по делу прекращено.

В качестве основания для отмены вышеназванного постановления и прекращения производства по делу судья районного суда указал на недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С данным выводом судьи согласиться нельзя, в силу следующего.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

При рассмотрении данного дела районный судья нарушил процессуальные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно положения статьи 26.11 в части оценки доказательств.

Так выводы судьи не соответствуют обстоятельствам и материалам дела.

Судья не дал надлежащую оценку имеющимся в материалах дела акту проверки от 17 апреля 2012 года № 07-163, предписанию об устранении выявленных нарушений от 17 апреля 2012 года № 07-163, согласно которым производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта – участок механизации (автоподъемник рег.№ 173) не осуществляется. Комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности не проводятся, не выявляются опасные факторы на рабочих местах; на опасном производственном объекте, на котором стационарно установлен автоподъемник рег. № 173 отсутствуют нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте: проект производства работ автоподъемником, технологические карты; назначенные приказом муниципального унитарного предприятия Инсарского муниципального района «Энергосервис» ответственные за содержание в исправном состоянии и за безопасное производство работ автоподъемника лица, не прошли периодическую проверку знаний правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек), установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно уставу муниципального унитарного предприятия Инсарского муниципального района «Энергосервис» предприятие возглавляет директор (руководитель), назначенный на эту должность учредителем. Права и обязанности руководителя регламентируются трудовым договором. Руководитель действует на принципе единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральным законом, иными нормативными правовыми актами и т.д.

В связи с этим, вывод судьи о том, что вина директора муниципального унитарного предприятия Инсарского муниципального района «Энергосервис» Казейкина Ф.И. отсутствует, поскольку в постановлении не указано, в силу какой нормы последний является ответственным за соблюдение требований вышеуказанных нормативно-правовых актов, является преждевременным, а указание на то, что последний, являясь директором, не является ответственным лицом - ошибочным.

Привлечение юридического лица к административной ответственности за аналогичные нарушения не является основанием для освобождения от таковой должностного лица данного юридического лица.

При таких обстоятельствах, судья, проверяющий дело по жалобе, приходит к выводу о том, что постановление судьи о прекращении производства по данному делу об административном правонарушении постановлено с нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили суду всесторонне и полно рассмотреть дело.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку в соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок привлечения к административной ответственности за данное правонарушение составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения, то данное дело может быть возвращено на новое рассмотрение, судье, правомочному рассмотреть данное дело по существу.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение судьи Инсарского районного суда Республики Мордовия нельзя признать законным, а, следовательно, оно подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Мордовия

решил:

решение судьи Инсарского районного суда Республики Мордовия от 30 мая 2012 года отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия                         В.А. Ганченкова