Судья Бурлаков И.И.Дело № 7.2-34/2011г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Володина Г.Ф. рассмотрела в открытом судебном заседании от 29 апреля 2011г. в г.Саранске Республики Мордовия жалобу Фролова В.Н. на решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 марта 2011г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Муниципального учреждения городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района «Коммунальник» Фролова В.Н..
Заслушав пояснения Фролова В.Н. и его представителя Кудрявцевой О.Н., поддержавших доводы жалобы; пояснения представителя Министерства экономики Республики Мордовия Егиной А.А., считавшей решение суда правильным; исследовав материалы дела, судья Верховного Суда Республики Мордовия
у с т а н о в и л :
Постановлением № 7 заместителя Председателя Правительства – Министра экономики Республики Мордовия Мазова В.Н. от 2 марта 2011 г. начальник Муниципального учреждения городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района «Коммунальник» (далее по тексту – МУ городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района «Коммунальник») Фролов В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Начальник МУ городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района «Коммунальник» Фролов В.Н. обратился в Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия с жалобой на данное постановление, указав, что 02 марта 2011 г. в отношении него вынесено постановление №7 по делу об административном правонарушении. В соответствии с данным постановлением на основании части 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на него наложен штраф в размере 30 000 рублей. Считал, что постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, так как при вынесении данного постановления не были учтены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела. Действительно, в третьем квартале 2011 года были заключены следующие договора: договор возмездного оказания услуг №33 от 08.07.2011 по содержанию кладбища, расположенного в с.Юрьевка на территории городского поселения Рузаевка, на сумму 45 719 рублей, договор возмездного оказания услуг №34 от 08.07.2011 по содержанию кладбища, расположенного в районе завода ЛАЛ на территории городского поселения Рузаевка на сумму 54 191 рублей, договор возмездного оказания услуг №55 от 27.09.2011 по содержанию кладбища, расположенного в с.Юрьевка на территории городского поселения Рузаевка, на сумму 50 000 рублей. Таким образом, сумма заключенных договоров на оказание услуг по содержанию кладбищ в течение третьего квартала 2010 года, в нарушение пункта 14 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» превысила предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (100 000 рублей - указание Центрального Банка Российской Федерации от 20.06.2007 № 1843-У).
По опыту предыдущих лет, размещение заказов на оказание услуг по содержанию кладбищ на территории городского поселения Рузаевка производилось в соответствии с требованиями пункта 14 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и не требовало превышения в квартал указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. В третьем квартале расчет с ООО «<данные изъяты>» за выполненные работы составил 49 154 рублей, в четвертом квартале расчет с ООО «<данные изъяты>» за выполненные работы составил 85 976 рублей. Считал, что расчеты между юридическими лицами не превысили предельный размер (100 000 тысяч рублей). Принимая решение о заключении договора возмездного оказания услуг №55 от 27.09.2011 по содержанию кладбища, он руководствовался сложившейся в тот момент крайне сложной ситуацией. В тот период стояла аномальная жара, и содержание кладбищ требовало предельного внимания. Для того, чтобы предотвратить возникновения пожара и снизить социальное напряжение населения производилась частая уборка сухой травы, мусора, что и привело к увеличению объемов выполненных работ в третьем квартале. Времени для размещения заказа путем проведения запроса котировок цен в соответствии с требованиями главы 4 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не оставалось. Крайне необходимым было закрыть дополнительные объемы работ в третьем квартале на сумму 20749 рублей.
Указал, что в силу того, что в должности начальника МУ городского поселения Рузаевка «Коммунальник» он работает с 14.01.2010 все требования Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не были им достаточно глубоко изучены. Считал, что его действия не являются грубыми нарушениями законодательства.
Просил суд отменить постановление №7 заместителя председателя Правительства - Министра экономики Республики Мордовия Мазова В.Н. от 02 марта 2011г., производство по делу прекратить.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 марта 2011 г. постановлено: «Жалобу начальника МУ городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района «Коммунальник» Фролова В.Н. на постановление заместителя Председателя Правительства - Министра экономики Республики Мордовия Мазова В.Н. №7 от 02 марта 2011 года по делу об административном правонарушении, о назначении наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей оставить без удовлетворения, а постановление №7 от 02 марта 2011 года без изменения».
Фролов В.Н. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с жалобой на указанное решение судьи, ссылаясь на его незаконность. Указал, что в настоящее время на практике одной из наиболее острых и актуальных проблем остается применение Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также связанного с ним законодательства. За короткий срок действия данного Федерального закона в него вносились изменения более 18 раз, что также осложняет принятие правомерных решений в сфере закупок. Сегодня на рассмотрении в профильных комитетах Государственной Думы уже находится ряд поправок в ФЗ-94, в том числе весьма существенных. Считает, что вывод суда о том, что в локальной смете к договору возмездного оказания услуг № 34 от 08.07.2010 одним из видов работ неправомерно указана работа экскаватора по очистке дороги от снега, является несостоятельным, так как срок исполнения работ по вышеуказанному договору до 31.12.2010, и предугадать объемы выполняемых работ по содержанию кладбищ невозможно, ведь это зависит от погодных условий, поэтому и предусматривалась работа, выполняемая в зимний период, но по актам выполненных работ видно, что работы приняты в соответствующем квартале и в соответствии с фактом выполненных работ. Кроме того, при вынесении решения, суд не принял во внимание его просьбу о рассмотрении возможности освобождения его от административной ответственности, на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из оценки конкретных обстоятельств и квалификации правонарушения, как малозначительное, поскольку его действия не представляют большой общественной опасности для охраняемых законом прав и интересов, отсутствуют вредные последствия и обстоятельства. Финансовую дисциплину он не нарушил, оплата по кварталам произведена не превысив 100 000 рублей.
Просил суд решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 марта 2011 г. отменить.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, судья Верховного Суда Республики Мордовия находит его подлежащим оставлению без изменения.
Судьей при рассмотрении жалобы установлено, что 17 февраля 2011 г. исполняющим обязанности Рузаевского межрайонного прокурора Славкиным А.П. в отношении начальника МУ городского поселения «Коммунальник» Фролова В.Н. вынесено постановление о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из данного постановления усматривается, что распоряжением Главы администрации городского поселения Рузаевка от 14.01.2010 №4-р Фролов В.Н. назначен на должность начальника МУ городского поселения Рузаевка «Коммунальник». Рузаевской межрайонной прокуратурой проведена проверка в МУ городского поселения Рузаевка «Коммунальник» на предмет соблюдения учреждением Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Проверкой установлено, что в 3 квартале 2010 года начальником МУ городского поселения Рузаевка «Коммунальник» были заключены договоры возмездного оказания услуг на одноименные работы в виде содержания кладбищ на общую сумму 149 910 рублей, то есть с превышением установленного лимита в 100 000 рублей на 49 910 рублей.
Постановлением №7 заместителя председателя Правительства - Министра экономики Республики Мордовия Мазова В.Н. от 02 марта 2011г. начальник МУ городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района «Коммунальник» Фролов В.Н. был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятие должностным лицом заказчика, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (далее в настоящей статье и статьях 7.30 - 7.32 настоящего Кодекса - уполномоченный орган), решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (далее в настоящей статье и статьях 7.30 - 7.32 настоящего Кодекса также - размещение заказа) с нарушением требований, установленных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
Оставляя жалобу начальника МУ городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района «Коммунальник» Фролова В.Н. на постановление заместителя Председателя Правительства – Министра экономики Республики Мордовия Мазова В.Н. № 7 от 02 марта 2011 г. без удовлетворения, судья обоснованно сделал вывод о том, что начальник МУ городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района «Коммунальник» Фролов В.Н., являясь должностным лицом муниципального заказчика, должен был предвидеть возможность наступления вредных последствий своих действий и принять все меры по соблюдению требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Начальником МУ «Коммунальник» Фроловым В.Н., уполномоченным на принятие решений о способе размещения заказов для муниципальных нужд от имени учреждения, путем подписания договоров возмездного оказания услуг, их принятия и оплаты, принято решение о способе размещения заказа на поставки товаров для муниципальных нужд с нарушением статьи 10, пункта 14 части 2 статьи 55 Федерального закона.
Согласно статье 1 указанного Федерального закона закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Из части 3 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» следует, что решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
В силу пункта 14 части 2 статьи 55 Федерального закона допустимо размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (100 тыс. руб. - указание Центрального Банка Российской Федерации от 20 июня 2007 г. № 1843-У). При этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами (100 000 рублей).
В случае превышения в течение квартала указанной суммы в 100 000 рублей по одноименным товарам, работам, услугам заказчик обязан осуществлять размещение заказов путем проведения запроса котировок цен в соответствии с требованиями главы 4 Федерального закона.
В соответствии с частью 6.1 статьи 10 Федерального закона под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
До утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере размещения заказов, номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результатов работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми (часть 19 статьи 65 Федерального закона).
В силу статьи 4 Федерального закона муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Согласно пунктов 5.3-5.7 Устава муниципального учреждения городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района «Коммунальник», утвержденного постановлением Главы администрации городского поселения Рузаевка от 28 марта 2007 г. № 155, начальник (руководитель) является высшим должностным лицом учреждения, по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к его компетенции действует на принципах единоначалия, распоряжается имуществом Учреждения, действует без доверенности от имени Учреждения, заключает договора.
Из материалов дела усматривается, что распоряжением администрации городского поселения Рузаевка от 14 января 2010 г. № 4-р на должность начальника муниципального учреждения городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района «Коммунальник» назначен Фролов В.Н..
08 июля 2010 г. МУ городского поселения Рузаевка «Коммунальник» заключен договор возмездного оказания услуг № 33 на содержание кладбища, расположенного в селе Юрьевка на территории городского поселения Рузаевка, на сумму 45 719 рублей. Услуги по указанному договору приняты на основании актов о приемке выполненных работ (от 31 августа 2010 г. № 59, от 30 сентября 2010 г. № 66, от 29 октября 2010 № 73 (4), от 30 ноября 2010 г., от 30 декабря 2010 г. № 89).
Платежными поручениями от 24 сентября № 33632, от 19 октября 2010 г. № 36892, от 10 ноября 2010 г. № 39761, от 14 декабря 201СГг. № 45724, от 18 января 2011 г. № 91412 произведена оплата на общую сумму 45 552 рубля.
08 июля 2010 г. МУ городского поселения «Коммунальник» заключен договор возмездного оказания услуг № 34 на содержание городского кладбища, расположенного в районе завода ЛАЛ на территории городского поселения Рузаевка, на сумму 54 191 рублей. Услуги по указанному договору приняты на основании актов о приемке выполненных работ (от 30 июля 2010 г. № 48, от 31 августа 2010 г. № 60, от 30 сентября № 64).
Платежными поручениями от 27 августа 2010 г. № 29725, от 6 октября 2010 г. № 34892, от 7 октября 2010 г. № 35189, от 29 октября 2010 г. № 38232 произведена оплата на общую сумму 54 156 рублей.
27 сентября 2010 г. МУ городского поселения Рузаевка «Коммунальник» заключен договор возмездного оказания услуг № 55 на содержание городского кладбища, расположенного в районе завода ЛАЛ на территории городского поселения Рузаевка, на сумму 50 000 рублей. Услуги по указанному договору приняты на основании актов о приемке выполненных работ (от 30 сентября 2010 г. № 65, от 29 октября 2010 № 9, от 30 декабря 2010 г. № 90).
Платежными поручениями от 29 октября 2010 г. № 38233, от 10 ноября 2010 г. № 39760, от 18 января 2011 г. № 91464 произведена оплата на общую сумму 45 773 рубля.
Судьей установлено, что сумма заключенных МУ городского поселения Рузаевка «Коммунальник» договоров на оказание услуг по содержанию кладбищ в течение третьего квартала 2010 г. составила 149 910 руб., сумма принятого исполнения по договорам – 145 481 руб., то есть превысила на 45 481 рублей установленный лимит в 100 000 рублей, что является существенным нарушением законодательства.
Из материалов дела также усматривается, что на часть работ заказы оформлены в третьем квартале 2010 года, а фактически работы выполнены в четвертом квартале 2010 года, денежные средства по части договоров также перечислены в четвертом квартале 2010 года. Из локальной сметы к договору № 34 от 08.07.2010 следует, что одним из видов работ указана работа экскаватора на очистке дороги от снега.
Таким образом судьей обоснованно сделан вывод, что постановление заместителя Председателя Правительства – Министра экономики Республики Мордовия от 2 марта 2011 г. соответствует действующему законодательству и обстоятельствам дела.
При рассмотрении жалобы Фролова В.Н. судьей районного суда дана мотивированная оценка всем исследованным доказательствам.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения судьи и прекращении производства по делу в связи с малозначительностью, как о том ставится вопрос в жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Мордовия
р е ш и л:
Решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 марта 2011 г. оставить без изменения, жалобу Фролова В.Н. – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики МордовияГ.Ф. Володина